C середины Второй Мировой во флоты США и Великобритании
вернулись классы кораблей времен парусного флота – фрегаты и корветы. Так стали
классифицироваться патрульные (эскортные) корабли. Фрегаты были более крупными,
кораблями морской зоны, корветы – прибрежными (хотя и им иногда приходилось
пересекать океан, по крайней мере – Атлантику).
Достаточно быстро данная классификация распространилась на
весь мир, причем именно фрегаты и корветы стали самыми массовыми кораблями
везде, кроме, как раз, ВМС США, в которых преобладали крупные надводные корабли
(авианосцы, крейсера, эсминцы). Лишь в СССР и других соцстранах эту
классификацию не приняли. Корабли соответствующих классов считались либо
большими и малыми противолодочными (БПК и МПК), либо сторожевыми. При этом БПК
и МПК, на самом деле, никаких противолодочных задач решать всерьез не могли,
поэтому классификация их как сторожевых была гораздо более адекватной.
Фрегат «Гетман Сагайдачный» (Украина)
В частности, корабли пр. 1135 сначала (с 1970 г.) побыли
БПК, а в 1977 г. «превратились» в сторожевые. Именно они и стали «главными
фрегатами СССР». При относительно небольших размерах они имели высокую скорость
и хорошую мореходность, поэтому были способны нести боевую службу в океане, а
не только у своих берегов. Главным вооружением кораблей стал противолодочный
ракетный комплекс «Метель», который после модернизации был заменен на
универсальный ракетный комплекс «Раструб». Последний был создан по весьма
оригинальной концепции – ракета 85РУ являлась носителем противолодочной торпеды
УМГТ-1. При стрельбе по подводной цели ракета выполняла роль транспортного
средства, доставляя торпеду в район нахождения ПЛ (после этого торпеда искала
цель, а ракета просто тонула). При стрельбе по надводной цели БЧ торпеды
выполняла роль БЧ ПКР, остальная часть торпеды добавляла ракете массы, т.е.
кинетической энергии. На каждом «1135-м» была одна ПУ «Раструба» на 4 ракеты.
ПВО корабля была весьма посредственной и состояла из двух ЗРК малой дальности
«Оса». Имелась также средняя артиллерия (76 или 100 мм). Именно артиллерией
отличались корабли собственно пр. 1135 (две двуствольные 76-мм АУ АК-726) от
кораблей пр. 1135М (две одноствольные 100-мм АК-100). Для ВМФ СССР с 1970 по
1981 гг. было построено 17 кораблей пр. 1135 и 11 пр. 1135М. Кроме того, для
погранвойск было построено 7 кораблей пр. 11351, не имевших главного ракетного
комплекса.
Корабли оказались достаточно удачными, но не выдающимися.
При этом эксплуатировались они достаточно интенсивно, быстро вырабатывая
ресурс. Поэтому сегодня уцелели всего два корабля данного типа, оба на ЧФ –
«Ладный» пр. 1135 и «Пытливый» пр. 1135М. На Дальнем Востоке
остаются в строю Погранвойск ФСБ три корабля пр. 11351. Еще один корабль пр.
11351 после развала СССР вошел в состав ВС Украины и до сих пор является
флагманом ее флота под названием «Гетман Сагайдачный». Можно отметить, что два
корабля пр. 1135 и один пр. 1135М достались Украине в 1997 г. при разделе ЧФ,
но все они давно порезаны на металлолом.
Корабль «Ярослав Мудрый»
Заменой «1135-м» должны были стать сторожевые корабли пр.
11540, вооруженные гораздо более совершенными ПКР «Уран», ЗРК «Кинжал» и ПЛУР
«Водопад». Однако, как и многие другие позднесоветские военные программы, этот
проект стал жертвой распада СССР и резкого сокращения военного бюджета. В строй
вошли лишь два корабля пр. 11540 – «Неустрашимый» (в 1993 г.) и «Ярослав
Мудрый» (в 2009 г.). Надо отметить, что последний был заложен в 1988 г и спущен
на воду в 1990 г., т.е. между закладкой и вводом в строй прошло 19 лет! За
такой период можно построить пару авианосцев. Оба корабля входят в состав БФ,
«Неустрашимый» в настоящий момент находится в ремонте.
В 1997 г. в
Калининграде был заложен сторожевой корабль (фрегат) пр. 12441 «Новик»,
обладавший исключительно сильным вооружением (он стал бы самым мощным фрегатом
в мире). По не вполне понятным до сих пор причинам он не был достроен и сейчас
утилизируется прямо на верфи.
В 2001 г. было начато строительство сторожевых кораблей пр. 20380, которые являются неким промежуточным звеном между фрегатами и корветами, хотя чаще классифицируются как корветы. Их основным ударным оружием является ПКРК «Уран», дополняемый 100-мм АУ А-190. Головной корабль «Стерегущий» имел весьма слабую ПВО (1 ЗРАК «Кортик», 2 АУ АК-630), что вызвало резкую критику проекта – было неясно, для каких войн предназначен корабль, не способный отразить даже ограниченный воздушный удар. Однако начиная со второго корабля вместо «Кортика» устанавливается ЗРК «Редут» с 12 ЗУР 9М96 от ЗРС С-400, что качественно усиливает ПВО корвета. В настоящий момент в состав БФ введены 4 корабля пр. 20380: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», строятся «Ретивый» и «Строгий». С 2006 г. в Комсомольске-на-Амуре началось строительство аналогичных кораблей для ТОФ. Первые два из них («Совершенный», «Громкий») вошли в состав флота, строятся еще два («Алдар Цыденжапов», «Резкий»). Для СФ было начато строительство двух кораблей пр. 20385 с ПКР «Калибр» вместо «Урана», но сейчас оно приостановлено из-за проблем с двигателями: предполагалась установка дизелей немецкой фирмы MTU, но они не были поставлены в связи с санкциями, а замена на отечественные займет определенное время.
К тому же промежуточному классу между фрегатами и корветами относятся патрульные корабли пр. 22160. Они несут очень слабое вооружение - одну 76-мм АУ, 8 ПЗРК "Игла", 1 вертолет. Корабли "Василий Быков" и "Дмитрий Рогачев" уже включены в состав ЧФ, строятся еще 4 ПК этого типа (все для ЧФ).
Сторожевой корабль «Адмирал Эссен»
«Полноценными» новыми фрегатами стали корабли пр. 22350,
строительство которых началось в Санкт-Петербурге в 2006 г. Такой фрегат
оснащен ПКРК «Оникс» и «Калибр», 130-мм АУ А-192М, ЗРК «Редут», ПЛУР 91Р2
(также относятся к семейству ракет «Калибр»). Новизна многих систем корабля (в
первую очередь – ЗРК и средств РЭБ) стала его главной проблемой. Головной
фрегат «Адмирал Горшков» находился на ходовых испытаниях с ноября 2014 г. Лишь в июле 2018 г. он был официально принят в состав СФ. Второй корабль («Адмирал Касатонов») спущен на воду, на
верфях находятся «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». Предполагается
строительство еще двух или четырех кораблей. При этом сейчас весьма сложно
предположить, когда эти фрегаты войдут в строй ВМФ РФ.
То, что с кораблями пр. 22350 будут проблемы, стало ясно уже
давно. В связи с чем было принято решение начать строительство для ВМФ кораблей
пр. 11356 на основе вышеупомянутого пр. 1135. Ранее эти корабли строились в
экспортном варианте для ВС Индии, поэтому были хорошо освоены промышленностью.
Эти корабли также вооружены «Калибрами» (ПКР и ПЛУР) и «Ониксами», лишь вместо
«Редута» установлен более простой ЗРК «Штиль» (на основе сухопутного ЗРК
«Бук»), также слабее АУ (100-мм А-190). Строительство кораблей началось в 2010
г. В настоящее время «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» прибыли в Севастополь, отстрелявшись по дороге туда "Калибрами" по исламским радикалам в Сирии. Заложены на верфях «Адмирал Бутаков» и «Адмирал
Истомин», запланировано строительство шестого корабля («Адмирал Корнилов»).
Однако с этими кораблями возникла проблема другого рода: газотурбинные
двигатели фрегатов изготавливались на Украине. Поставки для первых трех
кораблей были осуществлены до начала кризиса 2014 г., для трех последних
поставки Киев заблокировал. Сейчас неясно, будут ли двигатели заменены
отечественными или корабли будут перепроданы в Индию (в этом случае Украина
согласится на поставки своих двигателей). Скорее всего, реализуется
второй вариант – все три корабля уйдут в Индию.
Корабль «Адмирал Григорович»
Таким образом, сейчас в строю ВМФ РФ имеется восемь сторожевых
кораблей (фрегатов), из которых два в обозримом будущем будут неизбежно
списаны, а также шесть сторожевых кораблей (корветов) и два патрульных корабля. Ожидается поступление еще 2-4 фрегатов, 4 патрульных кораблей, 4-6 корветов. Это удовлетворит самые минимальные потребности
ВМФ, учитывая его разделенность на четыре флота (и то только с учетом наличия
достаточно сильной береговой обороны), однако совершенно непонятно, в какие
сроки поставки кораблей будут осуществлены.
Совсем отдельной историей являются два сторожевых или
ракетных корабля пр. 11661, которые, подобно пр. 20380, могут быть
классифицированы и как фрегаты, и как корветы. Изначально эти корабли строились
(в Зеленодольске, Татарстан) для Индии, однако та от них отказалась. В итоге оба
корабля, получивших названия «Татарстан» и «Дагестан», вошли в состав
Каспийской флотилии. При весьма слабой ПВО (ЗРК «Оса» и ПЗРК «Игла») они имеют
чрезвычайно мощный ударный потенциал – ПКР «Калибр» и «Уран». Поскольку на
Каспии угроза с воздуха является виртуальной, эти корабли вполне адекватны
данному ТВД. В октябре 2015 г. они эту адекватность успешно продемонстрировали,
нанеся удар «Калибрами» по целям в Сирии из каспийской акватории. Четыре аналогичных корабля были построены для ВС Вьетнама, сейчас строятся еще
два.
Таким образом, если не считать Каспийской флотилии,
количество сторожевых кораблей (фрегатов и корветов) в ВМФ РФ совершенно
недостаточно для решения каких-либо серьезных задач, хотя, в отличие от
ситуации с крупными надводными кораблями (авианосцами, крейсерами, эсминцами),
в ближайшее время положение должно несколько улучшиться за счет ввода в строй
новых современных кораблей.