ВМФ
ВМФ
Главная / Военная аналитика / Россия / ВМФ / Не очень большой флот
Не очень большой флот

Сразу после Великой Отечественной советское руководство всерьез планировало строить «большой флот», сравнимый по своему потенциалу с американским и английским. Но достаточно быстро стало ясно, что этот план не удастся реализовать из-за нехватки финансовых ресурсов и производственных мощностей.

Конечно, финансовые ресурсы можно было бы направить на строительство ВМФ волевым решением, но в тот момент у страны были другие приоритеты – послевоенное восстановление, создание ядерного оружия, развитие сухопутных войск, ВВС и ПВО. Поэтому флот вместо «большого» сделали «асимметричным», с опорой на подлодки и авиацию. А при Хрущеве в СССР начался «ракетный фетишизм», после чего крупные надводные корабли как казалось, стали совсем неактуальными.  

Разумеется, крупные надводные корабли в СССР строились, но в достаточно ограниченных количествах и по довольно сомнительным концепциям. Так, чрезвычайно большое внимание уделялось борьбе с ПЛ(А) потенциального противника, поэтому в советском ВМФ появились особые классы кораблей, которых больше нигде в мире не было – большие и малые противолодочные корабли (БПК и МПК) и даже противолодочные крейсера. При этом из-за несовершенства гидроакустической аппаратуры и противолодочного вооружения задачи ПЛО все они решать были практически не способны, единственным относительно эффективным противолодочным средством ВМФ СССР были наши собственные ПЛ. Ради нерешаемой задачи ПЛО корабли лишались возможности решать и другие задачи. Так, с 1962 по 1973 г. были введены в строй 20 БПК пр. 61. Их до сих пор принято хвалить за очень совершенные двигатели (газотурбинные), но корабли ведь строятся не для двигателей, а для оружия, а с ним у «61-х» было очень плохо. Как ни странно, один из этих кораблей («Сметливый», введен в строй в 1966 г.) до сих пор находится в составе ЧФ. Правда, он прошел радикальную модернизацию по пр. 01090, получив современные ПКР «Уран» и совершенно новую систему обнаружения ПЛ. «Противолодочными крейсерами» считались первые советские авианесущие корабли пр. 1123 («Москва» и «Ленинград», несли только вертолеты, задачи ПЛО решались ими чисто условно). 

БПК «Сметливый»

 70-е – 80-е гг. командующий ВМФ адмирал Горшков всё-таки попытался создать большой сбалансированный океанский флот. Было построено значительное число больших надводных кораблей, причем их строительство опередило сооружение необходимой этим кораблям береговой инфраструктуры. В частности, из-за этого пострадали новые противолодочные крейсера пр. 1143 (их было построено 4, по 2 для СФ и ТОФ). На ТОФ для двух кораблей этого проекта («Минск» и «Новороссийск») так и не были построены причалы, из-за чего они всю жизнь провели на рейде и досрочно выработали моторесурс. Эти корабли стали первыми отечественными «почти авианосцами» (в отличие от классических авианосцев они несли всю номенклатуру ракетного вооружения, включая дальнобойные ПКР П-500 «Базальт»), однако их палубные истребители с вертикальным взлетом Як-38 оказались крайне неудачными, задачу ПЛО корабли, опять же, решать не могли. В итоге головной «Киев» и «Минск» сейчас являются развлекательными аттракционами в Китае, «Новороссийск» продан на металл в Южную Корею. «Адмирал Горшков» (ранее «Баку») прошел радикальную модернизацию с демонтажем ПКР и превращением в нормальный авианосец, в качестве которого продан для ВС Индии под названием «Викрамадитья» (в индийском флоте на нем базируются палубные МиГ-29К с горизонтальным взлетом и посадкой).   

«Наследниками» этих кораблей должны были стать авианесущие крейсера пр. 11435-11437. Они уже были рассчитаны на палубные самолеты с обычными горизонтальными взлетом и посадкой. Правда, первые два из них не имели катапульт, вместо них использовался носовой трамплин, что ограничивало возможности палубной авиации. Кроме того, на кораблях размещался ПКРК «Гранит» (дальность стрельбы – 700 км). До распада СССР удалось построить лишь один корабль (пр. 11435), который сейчас называется «Адмирал Кузнецов» и является единственным действующим российским авианосцем (входит в состав СФ, сейчас находится в ремонте после боевого похода к берегам Сирии и не очень ясно, когда из него выйдет). Однотипный с ним «Варяг» (пр. 11436) в недостроенном состоянии достался Украине (корабли строились в Николаеве), был продан в Китай и введен в состав ВМС НОАК под названием «Ляонин», став первым и пока единственным китайским авианосцем. Третий корабль, «Ульяновск» (пр. 11437) должен был стать атомным и иметь катапульты, но из-за распада СССР построен не был.

ТАРКР «Петр Великий»

В 70-е гг. началось строительство ракетных крейсеров пр. 1164. Они уже не числились «противолодочными», а предназначались для борьбы с авианосцами ВМС США. Корабли несли по 16 ПКР «Базальт» (таких же, как на пр. 1143), а также 64 ЗУР ЗРС «Форт» (морской вариант С-300П). Предполагалось строительство десяти таких крейсеров, однако в строй вошли лишь «Слава» (ныне «Москва», в составе ЧФ), «Маршал Устинов» (на СФ) и «Червона Украина» (ныне «Варяг», на ТОФ). В ходе модернизации (уже в России) все эти три корабля были перевооружены на более совершенный ПКРК П-1000 «Вулкан». Четвертый корабль достался Украине (крейсера пр. 1164 также строились в Николаеве), он практически достроен под названием «Украина», но ВС Украины не способны его эксплуатировать и обслуживать, а Россия еще до конфликта 2014 г. была готова взять его разве что даром, что для Киева, разумеется, было неприемлемо. В итоге «Украина» обречена быть разрезанной на металл, хотя пока гниет у стенки завода в Николаеве.  

В 80-е начали строиться атомные ракетные крейсера пр. 1144 (на наше счастье – не в Николаеве, а в Ленинграде/Санкт-Петербурге). Их также было построено четыре, причем по набору вооружения и радиоэлектронных средств все они отличались друг от друга. Главным оружием крейсеров были 20 ПКР «Гранит» и ЗРС «Форт» с 96 ЗУР. Формально все эти ракеты находились в УВП, но, в отличие от американской УВП Мк41, советские УВП не были универсальными, каждая предназначалась для конкретного типа ракет. Кроме того, ЗУР размещались в револьверных ПУ по 8 ракет в каждой, поэтому одновременно на «1144-х» были готовы к пуску не 96, а лишь 12 ЗУР (а на «1164-х» - не 64, а 8). Главной же проблемой всех российских крейсеров была их слишком узкая противоавианосная специализация при огромных размерах и стоимости кораблей. Последнее особенно касалось именно крейсеров пр. 1144. В настоящее время головной корабль этого типа («Киров», затем «Адмирал Ушаков») находится в процессе утилизации. Второй («Адмирал Лазарев») – в отстое (на ТОФ), его также ждет утилизация. Третий («Адмирал Нахимов») проходит в Северодвинске радикальную модернизацию. В частности, вместо 20 «Гранитов» он будет нести 80 «Калибров», «Ониксов» и «Цирконов», а ЗРС С-300Ф, по-видимому, будет заменена на морской вариант С-400. В итоге крейсер станет не противоавианосным, а по-настоящему универсальным кораблем. Через аналогичную модернизацию затем практически наверняка пройдет четвертый крейсер пр. 1144, «Петр Великий». Он вошел в строй уже в России (в 1998 г.), сейчас входит в состав СФ. 

Эсминец «Быстрый»

Два крупнейших корабля ВМФ РФ, «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий», теперь составляют почти неразлучную пару, на большинство боевых служб за пределы территориальных вод РФ они ходят вместе. В частности, в конце 2016 г. они вместе ходили в Средиземное море, где палубная авиация «Кузнецова» впервые в отечественной истории была задействована в реальном бою – против исламских радикалов в Сирии. Из-за ограниченного количества самолетов Су-33 и МиГ-29К на борту «Кузнецова» и из-за того, что эти самолеты являются, в первую очередь, истребителями, а не бомбардировщиками, результат их действий был весьма ограничен. Более того, из-за ошибок палубных команд и неисправности посадочного оборудования были потеряны два совершенно исправных самолета (по одному Су-33 и МиГ-29К).

Если нынешняя совместная боевая деятельность «Кузнецова» и «Петра Великого» носит, во многом, вынужденный характер, то применительно советским эсминцам пр. 956 и БПК пр. 1155 в 80-е гг. концепция «мы с Тамарой ходим парой» применялась вполне сознательно.   

Эсминцы пр. 956 (типа «Современный») получили мощнейшее ударное вооружение – 8 сверхзвуковых ПКР «Москит» и 2 спаренные 130-мм артустановки АК-130. В дуэльной ситуации «корабль против корабля» равных в мире им не было и нет, они в течение нескольких минут гарантированно превращают в металлолом даже авианосец и отправляют на дно любой другой корабль. К сожалению, в современной морской войне подобная дуэль практически невозможна. ПВО «956-х» была достаточно слабой, ПЛО – почти нулевой. Кроме того, весьма ненадежной оказалась котлотурбинная энергетическая установка, недостаточной была дальность плавания. В итоге из 17 кораблей этого типа в строю ВМФ РФ сейчас осталось всего два – «Адмирал Ушаков» (бывш. «Бесстрашный») на СФ и «Быстрый» на ТОФ. Еще один, «Настойчивый», находится на БФ в ремонте, у него есть шансы вернуться в строй. Теоретически есть такие шансы также у «Безбоязненного» и «Бурного» (оба на ТОФ), эти корабли числятся в ремонте, но не очень ясно, ведется ли он на самом деле и не отправятся ли оба эсминца на утилизацию.

БПК «Адмирал Левченко» 

«Напарниками» «956-х» в рамках советской концепции становились БПК пр. 1155 (типа «Удалой»). У них, по сравнению с эсминцами, была более сильная ближняя ПВО на основе ЗРК «Кинжал» (морской вариант ЗРК «Тор») и несравненно более сильная ПЛО на основе универсальных ПКР/ПЛУР 85РУ «Раструб». Т.е. корабли дополняли друг друга, отсюда и «парность». На практике эти корабли оказались просто гораздо более надежными, чем «956-е», поэтому из 12 построенных «1155-х» до сих пор живы 8, по 4 на СФ и ТОФ. Четыре из них находятся сейчас в строю («Североморск» на СФ, «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Виноградов» на ТОФ), четыре – в ремонте («Адмирал Левченко», «Вице-адмирал Кулаков» и «Адмирал Харламов» на СФ, «Маршал Шапошников» на ТОФ). При этом насчет судьбы «Харламова» ясности нет – возможно, из ремонта он отправится на утилизацию, возможно, наоборот, пройдет модернизацию с перевооружением на «Ониксы» и «Калибры».

Уже в середине 80-х по первым итогам эксплуатации эсминцев и БПК возникла естественная идея «скрестить» эти два типа в один, взяв лучшее от обоих проектов – «Москиты» и АК-130 от пр. 956, «Кинжалы», вертолеты Ка-27 и двигатели от пр. 1155. В результате родился пр. 11551, который из-за развала СССР оказался в единственном экземпляре: «Адмирал Чабаненко» вошел в строй в 1999 г., сейчас он находится на СФ на ремонте. 

Эсминец «Настойчивый»

Таким образом, в данный момент в строю ВМФ РФ имеется всего 12 крупных надводных кораблей – 3 крейсера (в т.ч. 1 атомный), 7 БПК (одному из которых 51 год!) и два эсминца. Еще 8 кораблей (авианосец, атомный ракетный крейсер, три эсминца, три БПК) находятся на ремонте и/или модернизации, при этом судьба двух эсминцев и одного БПК неочевидна. Этого было бы мало даже в том случае, если бы все эти корабли можно было собрать в одном месте, но это невозможно даже теоретически. Разбросанность по флотам, обмен кораблями между которыми в случае войны исключен, делает российский океанский флот чисто символическим. Особенно учитывая тот факт, что всего 4 корабля («Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Ушаков» и «Настойчивый») были введены в строй в 90-е гг., остальные – в советское время. В ХХI в. ВМФ РФ ни одного крупного надводного корабля не получил. А имеющиеся устарели как морально, так и физически, соответственно, их количество будет лишь уменьшаться. Тем более что в последние 5-6 лет они очень интенсивно эксплуатируются, быстро вырабатывая оставшийся ресурс.

В России уже много лет обсуждается возможность строительства «нормальных» авианосцев. Существует также проект эсминцев «Лидер», по своему потенциалу эти корабли должны превосходить американские «Орли Бёрки». Однако имеет смысл строить хотя бы 4 авианосца и хотя бы 8 эсминцев (по 2 и 4 на СФ и ТОФ), что в обозримом будущем непосильно для нас из-за нехватки финансовых ресурсов и производственных мощностей. Т.е. всё обстоит так же, как и после Великой Отечественной. Догонять не только американский, но и китайский флоты нам уже поздно и нереально. Поэтому, видимо, снова придется идти асимметрично.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа 

03 мая 2017 14:14 1947
0
0