Сразу после Великой Отечественной советское руководство
всерьез планировало строить «большой флот», сравнимый по своему потенциалу с
американским и английским. Но достаточно быстро стало ясно, что этот план не
удастся реализовать из-за нехватки финансовых ресурсов и производственных
мощностей.
Конечно, финансовые ресурсы можно было бы направить на
строительство ВМФ волевым решением, но в тот момент у страны были другие
приоритеты – послевоенное восстановление, создание ядерного оружия, развитие
сухопутных войск, ВВС и ПВО. Поэтому флот вместо «большого» сделали
«асимметричным», с опорой на подлодки и авиацию. А при Хрущеве в СССР начался
«ракетный фетишизм», после чего крупные надводные корабли как казалось, стали
совсем неактуальными.
Разумеется, крупные надводные корабли в СССР строились, но в
достаточно ограниченных количествах и по довольно сомнительным концепциям. Так,
чрезвычайно большое внимание уделялось борьбе с ПЛ(А) потенциального противника,
поэтому в советском ВМФ появились особые классы кораблей, которых больше нигде
в мире не было – большие и малые противолодочные корабли (БПК и МПК) и даже
противолодочные крейсера. При этом из-за несовершенства гидроакустической
аппаратуры и противолодочного вооружения задачи ПЛО все они решать были
практически не способны, единственным относительно эффективным противолодочным
средством ВМФ СССР были наши собственные ПЛ. Ради нерешаемой задачи ПЛО корабли
лишались возможности решать и другие задачи. Так, с 1962 по 1973 г. были
введены в строй 20 БПК пр. 61. Их до сих пор принято хвалить за очень
совершенные двигатели (газотурбинные), но корабли ведь строятся не для
двигателей, а для оружия, а с ним у «61-х» было очень плохо. Как ни странно,
один из этих кораблей («Сметливый», введен в строй в 1966 г.) до сих пор
находится в составе ЧФ. Правда, он прошел радикальную модернизацию по пр.
01090, получив современные ПКР «Уран» и совершенно новую систему обнаружения
ПЛ. «Противолодочными крейсерами» считались первые советские авианесущие
корабли пр. 1123 («Москва» и «Ленинград», несли только вертолеты, задачи ПЛО
решались ими чисто условно).
БПК «Сметливый»
70-е – 80-е гг. командующий ВМФ адмирал Горшков всё-таки
попытался создать большой сбалансированный океанский флот. Было построено
значительное число больших надводных кораблей, причем их строительство
опередило сооружение необходимой этим кораблям береговой инфраструктуры. В
частности, из-за этого пострадали новые противолодочные крейсера пр. 1143 (их
было построено 4, по 2 для СФ и ТОФ). На ТОФ для двух кораблей этого проекта
(«Минск» и «Новороссийск») так и не были построены причалы, из-за чего они всю
жизнь провели на рейде и досрочно выработали моторесурс. Эти корабли стали
первыми отечественными «почти авианосцами» (в отличие от классических
авианосцев они несли всю номенклатуру ракетного вооружения, включая
дальнобойные ПКР П-500 «Базальт»), однако их палубные истребители с
вертикальным взлетом Як-38 оказались крайне неудачными, задачу ПЛО корабли,
опять же, решать не могли. В итоге головной «Киев» и «Минск» сейчас являются
развлекательными аттракционами в Китае, «Новороссийск» продан на металл в Южную
Корею. «Адмирал Горшков» (ранее «Баку») прошел радикальную модернизацию с
демонтажем ПКР и превращением в нормальный авианосец, в качестве которого
продан для ВС Индии под названием «Викрамадитья» (в индийском флоте на
нем базируются палубные МиГ-29К с горизонтальным взлетом и посадкой).
«Наследниками» этих кораблей должны были стать авианесущие
крейсера пр. 11435-11437. Они уже были рассчитаны на палубные самолеты с
обычными горизонтальными взлетом и посадкой. Правда, первые два из них не имели
катапульт, вместо них использовался носовой трамплин, что ограничивало
возможности палубной авиации. Кроме того, на кораблях размещался ПКРК «Гранит»
(дальность стрельбы – 700 км). До распада СССР удалось построить лишь один
корабль (пр. 11435), который сейчас называется «Адмирал Кузнецов» и является
единственным действующим российским авианосцем (входит в состав СФ, сейчас находится в ремонте после боевого похода к берегам Сирии и не очень ясно, когда из него выйдет). Однотипный
с ним «Варяг» (пр. 11436) в недостроенном состоянии достался Украине (корабли
строились в Николаеве), был продан в Китай и введен в состав ВМС НОАК
под названием «Ляонин», став первым и пока единственным китайским авианосцем. Третий
корабль, «Ульяновск» (пр. 11437) должен был стать атомным и иметь катапульты,
но из-за распада СССР построен не был.
ТАРКР «Петр Великий»
В 70-е гг. началось строительство ракетных крейсеров пр.
1164. Они уже не числились «противолодочными», а предназначались для борьбы с
авианосцами ВМС США. Корабли несли по 16 ПКР «Базальт» (таких же, как на
пр. 1143), а также 64 ЗУР ЗРС «Форт» (морской вариант С-300П). Предполагалось
строительство десяти таких крейсеров, однако в строй вошли лишь «Слава» (ныне
«Москва», в составе ЧФ), «Маршал Устинов» (на СФ) и «Червона Украина» (ныне
«Варяг», на ТОФ). В ходе модернизации (уже в России) все эти три корабля были
перевооружены на более совершенный ПКРК П-1000 «Вулкан». Четвертый корабль
достался Украине (крейсера пр. 1164 также строились в Николаеве), он практически
достроен под названием «Украина», но ВС Украины не способны его
эксплуатировать и обслуживать, а Россия еще до конфликта 2014 г. была готова
взять его разве что даром, что для Киева, разумеется, было неприемлемо. В итоге
«Украина» обречена быть разрезанной на металл, хотя пока гниет у стенки завода
в Николаеве.
В 80-е начали строиться атомные ракетные крейсера пр. 1144
(на наше счастье – не в Николаеве, а в Ленинграде/Санкт-Петербурге). Их также
было построено четыре, причем по набору вооружения и радиоэлектронных средств
все они отличались друг от друга. Главным оружием крейсеров были 20 ПКР
«Гранит» и ЗРС «Форт» с 96 ЗУР. Формально все эти ракеты находились в УВП, но,
в отличие от американской УВП Мк41, советские УВП не были универсальными, каждая
предназначалась для конкретного типа ракет. Кроме того, ЗУР размещались в
револьверных ПУ по 8 ракет в каждой, поэтому одновременно на «1144-х» были
готовы к пуску не 96, а лишь 12 ЗУР (а на «1164-х» - не 64, а 8). Главной же
проблемой всех российских крейсеров была их слишком узкая противоавианосная
специализация при огромных размерах и стоимости кораблей. Последнее особенно
касалось именно крейсеров пр. 1144. В настоящее время головной корабль этого
типа («Киров», затем «Адмирал Ушаков») находится в процессе утилизации. Второй
(«Адмирал Лазарев») – в отстое (на ТОФ), его также ждет утилизация. Третий («Адмирал Нахимов») проходит в
Северодвинске радикальную модернизацию. В частности, вместо 20 «Гранитов» он
будет нести 80 «Калибров», «Ониксов» и «Цирконов», а ЗРС С-300Ф, по-видимому,
будет заменена на морской вариант С-400. В итоге крейсер станет не
противоавианосным, а по-настоящему универсальным кораблем. Через аналогичную
модернизацию затем практически наверняка пройдет четвертый крейсер пр. 1144,
«Петр Великий». Он вошел в строй уже в России (в 1998 г.), сейчас входит в
состав СФ.
Эсминец «Быстрый»
Два крупнейших корабля ВМФ РФ, «Адмирал Кузнецов» и «Петр
Великий», теперь составляют почти неразлучную пару, на большинство боевых служб
за пределы территориальных вод РФ они ходят вместе. В частности, в конце 2016
г. они вместе ходили в Средиземное море, где палубная авиация «Кузнецова»
впервые в отечественной истории была задействована в реальном бою – против
исламских радикалов в Сирии. Из-за ограниченного количества самолетов Су-33 и
МиГ-29К на борту «Кузнецова» и из-за того, что эти самолеты являются, в первую
очередь, истребителями, а не бомбардировщиками, результат их действий был
весьма ограничен. Более того, из-за ошибок палубных команд и неисправности
посадочного оборудования были потеряны два совершенно исправных самолета (по
одному Су-33 и МиГ-29К).
Если нынешняя совместная боевая деятельность «Кузнецова» и
«Петра Великого» носит, во многом, вынужденный характер, то применительно
советским эсминцам пр. 956 и БПК пр. 1155 в 80-е гг. концепция «мы с Тамарой
ходим парой» применялась вполне сознательно.
Эсминцы пр. 956 (типа «Современный») получили мощнейшее
ударное вооружение – 8 сверхзвуковых ПКР «Москит» и 2 спаренные 130-мм
артустановки АК-130. В дуэльной ситуации «корабль против корабля» равных в мире
им не было и нет, они в течение нескольких минут гарантированно превращают в
металлолом даже авианосец и отправляют на дно любой другой корабль. К
сожалению, в современной морской войне подобная дуэль практически невозможна.
ПВО «956-х» была достаточно слабой, ПЛО – почти нулевой. Кроме того, весьма
ненадежной оказалась котлотурбинная энергетическая установка, недостаточной
была дальность плавания. В итоге из 17 кораблей этого типа в строю ВМФ РФ
сейчас осталось всего два – «Адмирал Ушаков» (бывш. «Бесстрашный») на СФ и
«Быстрый» на ТОФ. Еще один, «Настойчивый», находится на БФ в ремонте, у него
есть шансы вернуться в строй. Теоретически есть такие шансы также у
«Безбоязненного» и «Бурного» (оба на ТОФ), эти корабли числятся в ремонте, но
не очень ясно, ведется ли он на самом деле и не отправятся ли оба эсминца на утилизацию.
БПК «Адмирал Левченко»
«Напарниками» «956-х» в рамках советской концепции становились БПК пр. 1155 (типа «Удалой»). У них, по сравнению с эсминцами, была более сильная ближняя ПВО на основе ЗРК «Кинжал» (морской вариант ЗРК «Тор») и несравненно более сильная ПЛО на основе универсальных ПКР/ПЛУР 85РУ «Раструб». Т.е. корабли дополняли друг друга, отсюда и «парность». На практике эти корабли оказались просто гораздо более надежными, чем «956-е», поэтому из 12 построенных «1155-х» до сих пор живы 8, по 4 на СФ и ТОФ. Четыре из них находятся сейчас в строю («Североморск» на СФ, «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Виноградов» на ТОФ), четыре – в ремонте («Адмирал Левченко», «Вице-адмирал Кулаков» и «Адмирал Харламов» на СФ, «Маршал Шапошников» на ТОФ). При этом насчет судьбы «Харламова» ясности нет – возможно, из ремонта он отправится на утилизацию, возможно, наоборот, пройдет модернизацию с перевооружением на «Ониксы» и «Калибры».
Уже в середине 80-х по первым итогам эксплуатации эсминцев и
БПК возникла естественная идея «скрестить» эти два типа в один, взяв лучшее от
обоих проектов – «Москиты» и АК-130 от пр. 956, «Кинжалы», вертолеты Ка-27 и
двигатели от пр. 1155. В результате родился пр. 11551, который из-за развала
СССР оказался в единственном экземпляре: «Адмирал Чабаненко» вошел в строй в
1999 г., сейчас он находится на СФ на ремонте.
Эсминец «Настойчивый»
Таким образом, в данный момент в строю ВМФ РФ имеется всего 12
крупных надводных кораблей – 3 крейсера (в т.ч. 1 атомный), 7 БПК
(одному из которых 51 год!) и два эсминца. Еще 8 кораблей
(авианосец, атомный ракетный крейсер, три эсминца, три БПК) находятся на ремонте и/или
модернизации, при этом судьба двух эсминцев и одного БПК неочевидна. Этого было
бы мало даже в том случае, если бы все эти корабли можно было собрать в одном
месте, но это невозможно даже теоретически. Разбросанность по флотам, обмен
кораблями между которыми в случае войны исключен, делает российский океанский
флот чисто символическим. Особенно учитывая тот факт, что всего 4 корабля
(«Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Ушаков» и «Настойчивый») были
введены в строй в 90-е гг., остальные – в советское время. В ХХI в. ВМФ РФ ни одного
крупного надводного корабля не получил. А имеющиеся устарели как морально, так
и физически, соответственно, их количество будет лишь уменьшаться. Тем более
что в последние 5-6 лет они очень интенсивно эксплуатируются, быстро
вырабатывая оставшийся ресурс.
В России уже много лет обсуждается возможность строительства
«нормальных» авианосцев. Существует также проект эсминцев «Лидер», по своему
потенциалу эти корабли должны превосходить американские «Орли Бёрки». Однако
имеет смысл строить хотя бы 4 авианосца и хотя бы 8 эсминцев (по 2 и 4 на СФ и
ТОФ), что в обозримом будущем непосильно для нас из-за нехватки финансовых
ресурсов и производственных мощностей. Т.е. всё обстоит так же, как и после
Великой Отечественной. Догонять не только американский, но и китайский флоты
нам уже поздно и нереально. Поэтому, видимо, снова придется идти асимметрично.