Флот, как известно, имеет внутри себя в миниатюре все
остальные виды ВС. В т.ч., разумеется, авиацию.
В мире морская авиация как род сил ВМС бывает двух типов. В первом варианте в ее состав входят только узкоспециальные самолеты и вертолеты – либо корабельного базирования, либо наземного базирования, но предназначенные для решения только морских задач (в первую очередь – патрульно-противолодочные и поисково-спасательные). Во втором варианте к узкоспециальным самолетам и вертолетам добавляются обычные самолеты и вертолеты наземного базирования, такие же, как в ВВС, но решающие задачи в интересах флота (и, естественно, базирующиеся вблизи побережья). Отечественная морская авиация существовала как в первом, так и во втором вариантах. Сейчас она существует во втором, т.е. «расширенном» варианте, поскольку к ней приписаны «обычные» самолеты и вертолеты, базирующиеся в «особых» географических районах рядом с нашими основными ВМБ.
Авианосец «Адмирал Кузнецов»
Самую большую авиацию имеет самый большой флот – Северный, который сейчас стал «сам себе округом», т.е. ОСК «Север». А поскольку в состав СФ входит единственный российский авианосец (официально – авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов», только в составе авиации СФ есть полноценная палубная авиация в составе двух корабельных истребительных авиаполков. На вооружении 279-го киап имеется 14 палубных истребителей Су-33 (в т.ч. 7 оснащенных системой «Гефест»), 6 палубных учебных самолетов Су-25УТГ, 2 ударных вертолета в корабельном варианте Ка-52К, а также 2 истребителя-бомбардировщика наземного базирования Су-30СМ. На вооружении 100-го киап имеется 23 палубных истребителя МиГ-29К (в т.ч. 4 учебно-боевых МиГ-29КУБ). Поскольку МиГ-29К только что изготовлены, 100-й киап в данный момент боеготов лишь частично, во время похода «Кузнецова» к берегам Сирии на нем было всего 2 МиГ-29К (из них 1 потерян) и 3 МиГ-29КУБ. Когда 100-й киап достигнет полной боеготовности, истребители Су-33, изготовленные в 1993 г., будут списаны и заменены на Су-30СМ, т.е. 279-й полк перестанет быть корабельным. Впрочем, существует возможность модернизации Су-33, тогда они будут служить на «Кузнецове» совместно с МиГ-29К.
Истребители Су-33 на борту авианосца «Адмирал Кузнецов»
На аэродроме Кипелово (пос. Федотово Вологодской области) базируется 2-я авиагруппа авиации СФ, оснащенная 9 противолодочными самолетами Ту-142МК и 3 разведывательными Ту-142МР (самолет Ту-142 является морским вариантом стратегического бомбардировщика Ту-95). На подмосковном аэродроме Остафьево дислоцирована 3-я авиагруппа авиации СФ с 17 транспортными самолетами (8 Ан-72, 7 Ан-26, по 1 Ан-12 и Ан-140). В Североморские базируется 403-й смешанный авиаполк с 8 противолодочными самолетами Ил-38 (в т.ч. 3 модернизированных Ил-38Н), 1 ВКП Ил-22, 2 самолетами РТР Ил-20РТ, 6 транспортными самолетами (2 Ан-12, 4 Ан-26) и 37 вертолетами (32 противолодочных Ка-27, 3 многоцелевых Ми-8 и 2 Ка-29). Кроме того, в состав ОСК «Север» входит 98-й смешанный авиаполк (аэродром Мончегорск Мурманской области), на вооружении которого имеется 15 бомбардировщиков Су-24М, 12 разведчиков Су-24МР, 14 перехватчиков МиГ-31БМ и 8 ударных вертолетов Ми-24.
Палубный вертолет Ка-52К
Вся авиация БФ дислоцирована в Калининградской области. Собственно морская авиация включает 10 корабельных противолодочных вертолетов Ка-27 и 1 многоцелевой Ка-29 (все эти машины приписаны к аэродрому Донское). Кроме того, с конца 90-х гг. к авиации БФ приписаны все самолеты и вертолеты ВВС и армейской авиации, дислоцированные в балтийском анклаве. Все они сейчас объединены в 72-ю авиабазу. Она развернута на аэродроме Чкаловск и имеет на вооружении 11 истребителей Су-27 (в т.ч. 3 учебно-боевых Су-27УБ), 8 ударных вертолетов Ми-24 и 4 многоцелевых Ми-8. «Филиалами» 72-й авиабазы являются штурмовая эскадрилья на аэродроме Черняховск (11 Су-24М, 8 Су-30СМ) и транспортная эскадрилья в военном секторе аэродрома Храброво (5 Ан-26, 2 Ан-140).
Морская авиация ЧФ состояла из единственного 318-го смешанного авиаполка, развернутого на севастопольском аэродроме Кача. Сейчас на его вооружении 5 Бе-12, 8 Ан-26, 14 Ка-27, 4 Ми-8. После присоединения Крыма к России на аэродроме Саки был развернут приписанный к авиации ЧФ 43-й морской штурмовой авиаполк с 3 Су-24, 6 Су-24МР и 12 Су-30СМ.
Каспийская флотилия своей авиации не имеет.
Противолодочный самолет-амфибия Бе-12
Авиация ТОФ, как и флот в целом, делится на Приморскую и Камчатскую. Первая объединена в 7062-ю авиабазу (аэродром Николаевка, Находка, Приморский край). В ее составе 1 Ил-22, 6 Ил-38 (в т.ч. 2 Ил-38Н), 7 Ка-27, 6 Ка-29 и 2 Ми-8. Филиалами базы являются противолодочная эскадрилья на аэродроме Монгохто (Советская Гавань, Хабаровский край) с 2 Ту-142МК, 6 Ту-142М3 и 2 Ту-142МР и транспортная эскадрилья (аэродром Кневичи, Артем, Приморский край) с 4 Ан-12 и 8 Ан-26. В аэропорту Елизово Петропавловска-Камчатского развернута 7060-я авиабаза. На ее вооружении 10 МиГ-31, 3 Ил-38 (в т.ч. 1 Ил-38Н), 1 Ил-22, 4 Ан-12, 21 Ка-27, 7 Ми-8.
Таким образом, собственно морская авиация ВМФ РФ включает 43 палубных боевых самолета (14 Су-33, 23 МиГ-29К, 6 Су-25УТГ), 44 противолодочных самолета (22 Ту-142, 17 Ил-38, 5 Бе-12), 84 противолодочных вертолета Ка-27, 9 многоцелевых Ка-29 и 2 палубных ударных Ка-52К. Кроме того, в состав морской авиации включены «обычные» самолеты и вертолеты – 29 бомбардировщиков Су-24 и 18 разведчиков Су-24МР, 22 истребителя-бомбардировщика Су-30СМ, 11 истребителей Су-27, 24 перехватчика МиГ-31, 3 ВКП Ил-22, 2 самолета РТР Ил-20РТ, 54 транспортных самолета (32 Ан-26, 8 Ан-72, 11 Ан-12 и 3 Ан-140), 16 ударных вертолетов Ми-24 и 20 многоцелевых Ми-8. Российская морская авиация по своему потенциалу очень существенно уступает авиации ВМС США, сопоставима с авиацией ВМС НОАК, ВС Японии и ВС Индии и значительно превосходит морские авиации других стран.
Вертолет Ми-24
Даже в советское время авиация ВМФ лишь чисто условно могла решать задачи ПЛО. В постсоветский период ситуация в этом плане существенно ухудшилась, поскольку противолодочная авиация не получила никакой новой техники (лишь были модернизированы 6 Ил-38 до варианта Ил-38Н). Крайне ограниченный круг задач может решать палубная авиация единственного авианосца. В целом, потенциал собственно морской авиации ВМФ РФ крайне ограничен. Однако за счет приписанных «обычных» самолетов и вертолетов морская авиация сейчас имеет значительные возможности по борьбе с надводными кораблями и авиацией противника, в т.ч. по противодесантной обороне (по крайней мере – в районах главных ВМБ всех флотов). Тем не менее, морская авиация требует очень значительного качественного и количественного усиления (с учетом огромной протяженности береговой линии РФ), перспективы которого пока совершенно неочевидны.