ВМФ
ВМФ
Главная / Военная аналитика / Россия / ВМФ / Необходимые, но не достаточные
Необходимые, но не достаточные

Для такой глубоко континентальной как с чисто географической точки зрения, так и с точки зрения менталитета населения, страны, как Россия, флот до определенной степени является «предметом роскоши». Тем не менее, совсем без ВМФ жить, разумеется, невозможно. 

Дополнительными проблемами для отечественного флота является то, что он долго строится и дорого стоит (это, впрочем, относится к любому флоту мира) и что он настолько сильно географически разбросан, что, по сути, нам надо строить не один, а пять или шесть флотов, что заведомо невозможно (а в этом плане Россия уникальна). 

ВМФ РФ даже теоретически не способен сравняться по своему потенциалу с ВМС США, а ТОФ также даже теоретически уже не сможет догнать ВМС НОАК (европейские флоты России сравнивать с китайским бессмысленно по географическим обстоятельствам). Соответственно, нужен некий асимметричный вариант, позволяющий хотя бы частично нивелировать превосходство потенциальных противников. Таким вариантом является только развитие подводного флота. Подлодки имеют такие ценнейшие качества, как скрытность и способность перемещаться в трехмерном пространстве (надводный корабль движется в двухмерном пространстве), что очень сильно повышает их боевую устойчивость. Только подлодки являются по настоящему эффективным противолодочным средством, только они способны перерезать торговые коммуникации противника (кстати, как США и НАТО, так и Китай, а также Япония очень сильно зависят от снабжения по морю, в то время как Россия от него практически вообще не зависит). Подлодки ненамного уступают авиации с точки зрения эффективности борьбы с надводными кораблями, а в некоторых случаях превосходят ее и в этом. Правда, сами ПЛ с авиацией пока бороться не способны, это их главный недостаток. Но он не может перекрыть многочисленных достоинств. 


Подводная лодка К-51 «Верхотурье»

Во время Великой Отечественной войны советский подводный флот, в целом, действовал крайне неудачно, что, отчасти, объяснялось объективными причинами – потерей основных военно-морских баз на Балтике и Черном море (не по вине моряков) и отсутствием достаточного количества подходящих целей. После войны советское руководство достаточно быстро отказалось от идеи строительства сбалансированного океанского флота, сравнимого с американским, и сосредоточилось на развитии именно подводных сил. Впрочем, в 70-е – 80-е гг. адмирал Горшков предпринял попытку всё же создать сбалансированный флот, но успеха по ряду причин не добился. После развала СССР, когда в течение почти четверти века ВМФ РФ жил за счет советского наследства, роль подводных сил вновь возросла, такая ситуация сохраняется по сей день.

Атомные ПЛ из-за своих значительных размеров, высокой скорости, глубины погружения и автономности, но и относительно большой шумности, нет смысла использовать в закрытых морях. Поэтому они имеются в составе только океанских флотов России – СФ и ТОФ. 

РПК СН в оперативном отношении относятся не столько к ВМФ, сколько к СЯС, тем не менее, это боевые корабли. Основными РПК СН в составе отечественного флота являются лодки пр. 667БДРМ, несущие по 16 БРПЛ Р-29РМ различных модификаций. Все они входят в состав СФ. В настоящий момент 5 РПК СН (К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-18 «Карелия», К-407 «Новомосковск», К-114 «Тула») находятся в строю, 1 (К-117 «Брянск») - в ремонте. Лодка К-64 «Подмосковье» переоборудована в лодку спецназа (т.е. в носитель боевых пловцов и сверхмалых ПЛ) пр. 09787, ракетные шахты с нее демонтированы. 


Ракетный подводный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской»

Предшественниками этих лодок являются РПК СН пр. 667БДР, каждая из которых несет 16 БРПЛ Р-29Р. Из 14 лодок этого типа сегодня остались три, находящиеся на ТОФ: К-223 «Подольск», К-433 «Св. Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань», причем первые две, по-видимому, ожидает скорая утилизация, в строю остается только К-44. Кроме того, К-129 «Оренбург», входящая в состав СФ, переоборудована в АПЛ спецназа пр. 09786. 

В строю СФ остается ТК-208 «Дмитрий Донской» - последний из семи РПК СН пр. 941. Он используется для испытаний БРПЛ Р-30 «Булава». Под эту ракету строятся наиболее современные отечественные РПК СН пр. 955, каждая из которых несет по 16 Р-30. Головная лодка данного проекта К-535 «Юрий Долгорукий» находится в составе СФ, К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» - в составе ТОФ. По усовершенствованному пр. 955А строятся «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». 

В целом, по количеству РПК СН Россия незначительно и непринципиально отстает от США и обходит Китай, Великобританию и Францию (правда, только по отдельности, но не вместе взятые). Впрочем, в ВС Великобритании и ВС Франции весь или почти весь ядерный потенциал приходится на морские СЯС, у США, России и Китая ситуация совершенно другая, поэтому сравнение не очень правомерно. 


АПЛ проекта 671РТМК Б-138 «Обнинск»

Наиболее старыми из имеющихся сегодня в составе ВМФ РФ многоцелевых АПЛ являются лодки пр. 671РТМК. С конца 70-х до начала 90-х было построено 26 АПЛ этого типа, из которых сейчас остались три (все на СФ): Б-138 «Обнинск» в строю, Б-414 «Даниил Московский» и Б-448 «Тамбов» в ремонте, причем первый, скорее всего, из него в строй уже не вернется, т.е. будет списан. Эти лодки несут практически всю номенклатуру морских вооружений, в т.ч. 650-мм торпеды СЭТ-65 и крылатые ракеты КС-122 (они же С-10 «Гранат»). Однако они введены в строй уже достаточно давно (в 1990-92 гг.), кроме того, их уровень шумности выше, чем у более современных ПЛА (как отечественных, так и зарубежных). Поэтому оставшиеся АПЛ пр. 671РТМК вряд ли прослужат дольше, чем до 2020 г.

Прямыми их наследниками являются АПЛ пр. 971. Они стали первыми советскими лодками, которые по уровню шумности были равны их американским «ровесникам» (ПЛА типа «Лос-Анжелес»). Также очень сильно возросли на них возможности активных и пассивных гидроакустических средств. В состав ВМФ РФ входили 14 АПЛ пр. 971 (еще одна сразу после постройки была передана в аренду Индии), из которых сейчас осталось 11: на СФ – К-317 «Пантера», К-335 «Гепард» в строю, К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-328 «Леопард», К-461 «Волк» в ремонте, на ТОФ – К-419 «Кузбасс» в строю, К-295 «Самара», К-322 «Кашалот», К-331 «Магадан», К-391 «Братск» в ремонте. В ходе ремонта АПЛ, в частности, перевооружаются с ракетного комплекса «Гранат» на уже успешно зарекомендовавший себя в боевых условиях «Калибр».

Конкурентом 971-х были АПЛ пр. 945, имевшие титановый корпус. Это позволяло значительно уменьшить водоизмещение, размеры и магнитное поле корабля, но, к сожалению, очень увеличивало его цену. Поэтому было построено всего две лодки этого проекта (Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», обе сейчас находятся на СФ в ремонте и, скорее всего, из него уже не вернутся и будут списаны) и две АПЛ усовершенствованного пр. 945А (Б-336 «Псков», Б-534 «Нижний Новгород», обе в строю СФ). «Кострома» в феврале 1992 г. вблизи Кольского полуострова протаранила американскую ПЛА «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», которая после этого, хотя и дошла до базы, но сразу же была списана и утилизирована. Таким образом, Б-276 неформально считается единственной отечественной АПЛ, имеющим на своем счету уничтоженную ПЛА противника. 


АПЛ проекта 949А К-410 «Смоленск»

Совершенно особыми и не имеющими аналогов в мире АПЛ отечественного ВМФ стали лодки пр. 949А. Они предназначались для борьбы с американскими авианосцами, для чего каждая такая АПЛ несла на борту 24 ПКР П-700 «Гранит» (либо в ядерном, либо в обычном оснащении). Из-за размещения этих ракет в ПУ по бортам лодки оказались необычно широкими. Благодаря сочетанию «формы и содержания» они получили на флоте неофициальное прозвище «ядрён батон». Именно к этому типу относился погибший в 2000 г. «Курск». Всего в составе отечественного ВМФ было 11 АПЛ пр. 949А, сейчас осталось 8: на СФ – К-119 «Воронеж», К-410 «Смоленск», К-266 «Орел» в cтрою, на ТОФ – К-150 «Томск», К-186 «Омск», К-456 «Тверь» в строю, К-132 «Иркутск», К-442 «Челябинск» в ремонте. Кроме того, еще одна АПЛ этого типа перестраивается в лодку специального назначения. Слишком узкая противоавианосная специализация пр. 949А была осознана командованием ВМФ как явный недостаток, поэтому в ходе ремонта они перевооружаются с «Гранитов» на крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс», более универсальные по целям и задачам. 

Наследником АПЛ всех предыдущих проектов является вошедшая в 2014 г. в состав СФ АПЛ пр. 885 К-560 «Северодвинск». Она обладает очень низким уровнем шумности и несет, кроме торпедного вооружения, 32 ракеты «Калибр» и/или «Оникс». По усовершенствованному пр. 08851 строятся еще 6 АПЛ – К-561 «Казань» (уже спущена на воду), К-573 «Новосибирск», К-571 «Красноярск», К-564 «Архангельск», «Пермь», "Ульяновск". 

Таким образом, в составе ВМФ РФ имеется 27 многоцелевых АПЛ, из которых на данный момент в строю находится лишь 13, остальные 14 – в ремонте, причем 5 из них, скорее всего, в строй уже не вернутся. Разумеется, достаточным считать это количество нельзя, хотя Россия и занимает второе место в мире по данному показателю после США, обходя Китай, Великобританию и Францию (опять же, по отдельности). При этом даже если строительство АПЛ пр. 08851 будет идти по плану, это лишь компенсирует списание лодок пр. 671РТМК и наиболее «возрастных» пр. 945 и 971. 


Подводная лодка Б-262 «Старый Оскол»

Впрочем, дополнением к АПЛ являются дизельные или, в соответствие с новой терминологией, неатомные ПЛ. Их скорость и глубина погружения ниже, чем у атомных, но ниже и уровень шумности, а также цена. Они могут использоваться в мелководных закрытых морях типа Балтийского. При этом наиболее современные ПЛ несут практически ту же номенклатуру вооружений, что и АПЛ. 

Основу российского неатомного подводного флота составляют ПЛ пр. 877, строившиеся с начала 80-х и имевшие репутацию самых малошумных в мире. Для отечественного ВМФ было построено 24 лодки этого типа, сейчас из них осталось 14 (11 в строю, 3 в ремонте). На СФ – Б-177 «Липецк», Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск», Б-800 «Калуга» в строю, Б-808 «Ярославль» в ремонте. На ТОФ – Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», Б-190 «Краснокаменск», Б-345 «Могоча», Б-394 «Нурлат», Б-464 «Усть-Камчатск», Б-494 «Усть-Большерецк» в строю, Б-445 «Николай Чудотворец» в ремонте (скорее всего, будет списана). На БФ – Б-806 «Дмитров» в строю, Б-227 «Выборг» выведена в резерв и, видимо, будет переоборудована в корабль-музей. На ЧФ – Б-871 «Алроса» (строилась по проекту 877В с водометом вместо винтов) в ремонте. Эта черноморская лодка носит имя шефствующей над ней якутской алмазодобывающей компании «Алмазы России – Саха» (АЛРОСА), являясь, таким образом, единственным в мире боевым кораблем, названным в честь коммерческой структуры. 

Заменой данному проекту должны были стать ПЛ пр. 677. Головная ПЛ этого типа Б-585 «Санкт-Петербург» с 2010 г. находится в опытной эксплуатации на СФ из-за проблем с энергетической установкой. Спущена на воду ПЛ Б-586 «Кронштадт», на верфях остается Б-587 «Великие Луки», неясно, когда они будут достроены. В любом случае, этими тремя ПЛ данный проект и ограничится. 



Подводная лодка Б-227 «Выборг» 

В связи с этими проблемами было принято разумное решение строить для ВМФ РФ ПЛ пр. 636 – усовершенствованный вариант пр. 877, которые изначально рассматривались как чисто экспортные. В итоге в рекордно короткие сроки были построены 6 ПЛ пр. 06363 (Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород», Б-271 «Колпино»). Все они вошли в состав ЧФ, по дороге туда с Балтики нанеся из акватории Средиземного моря удары ракетами «Калибр» по целям в Сирии. 

Таким образом, в строю и на испытаниях находится 21 ПЛ, в ремонте – 3. Это третье место в мире после Китая и КНДР с небольшим преимуществом над Японией, Республикой Корея, Турцией и Индией. Впрочем, на Балтике мы также уступаем Германии и Швеции. Предполагается строительство 6 ПЛ 06363 для ТОФ (уже заложены две - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов"), а также создание совершенно нового проекта вместо неудачного пр. 677. 

Таким образом, подводные силы составляют основу ВМФ РФ, они формально достаточно велики, но, учитывая вышеупомянутую разбросанность по океанским и морским ТВД, увы, недостаточны. Радикально улучшить ситуацию сложно именно потому, что флот – самый долго строящийся и самый дорогой вид ВС. Строительство новых лодок пока позволяет обновить флот качественно, но, в лучшем случае, лишь сохранить на нынешнем уровне его количественные параметры. А, как показывает опыт, качество не заменяет и не отменяет количества, которое обладает собственным качеством. Но здесь, увы, решающими оказываются проблемы производственных мощностей и финансовых возможностей, которые от военных не зависят. 

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
25 января 2017 00:00 1990
0
0