Общие вопросы и тенденции
Общие вопросы и тенденции
Союзник и опора

На протяжении постсоветского периода ВС РФ реформируются, по сути, непрерывно. Но настоящая реформа началась 10 лет назад. За это время Российская армия изменилась разительно, вряд ли она когда-либо в своей истории так сильно менялась за столько короткий срок. Разве что при Петре I.

Кардинально изменилась внутренняя обстановка в армии, она перестала быть «всероссийским пугалом», причем для этого не понадобилась отмена призыва. Призыв должен остаться в основе отечественных военных традиций, только его сохранение может гарантировать безопасность страны, даже если сегодня на контракт люди стоят в очередь.

Радикально изменилась ситуация с боевой подготовкой и с перевооружением ВС новой техникой. И практически сразу новая армия прошла проверку войнами, причем прошла очень успешно. В первую очередь, разумеется, в Сирии. Необходимо подчеркнуть, что перевооружение само по себе ничего не гарантирует. Как показывает, например, опыт ВС Саудовской Аравии, можно накачать армию огромным количеством самого современного оружия, сделать ее полностью «профессиональной», после чего три года безуспешно биться о полупартизанские формирования хуситов, оснащенных небольшим количеством советского металлолома. Российская же армия перешла в новое качество, тем самым обеспечив стране совершенно другие геополитические позиции по сравнению с тем, что было 10 лет назад.

Тем не менее, нет ни малейших оснований для самоуспокоения. В наше время любая сфера жизни и геополитической конкуренции – это «велосипед», если не ехать, то сразу упадешь. К военной сфере это относится в наибольшей степени. И в ВС РФ еще очень многое нужно менять и совершенствовать.

Необходимо реальное, а не чисто символическое повышение денежного довольствия военнослужащих, чего не происходило с 2012 г. Тогда оно было в высшей степени достойным, сейчас это уже далеко не так.

Необходимо решать проблему медленного, но уверенного сокращения потенциала РВСН. Возможно, это потребует перехода на принципиально новую структуру СЯС с одновременным выходом из всех ныне действующих договоров с США.

Необходимо постоянно совершенствовать и развивать АСУ войсками всех уровней и средства РЭБ, это должно быть таким же высшим приоритетом, как СЯС.

Необходимо значительное усиление и почти полное перевооружение войск ЦВО и ВВО. Если к западу от Урала оборона страны обеспечена в высшей степени удовлетворительно, то к востоку от него всё совсем не удовлетворительно.

Необходимо решать проблему нехватки транспортной и специальной авиации, а также боевых беспилотников.

Необходимо определиться, какой именно ВМФ нужен России. Видимо, пора перестать мечтать о сбалансированном мощном океанском флоте, он выходит за пределы экономических возможностей и геополитической необходимости. Океанский надводный флот – это то, чем мы можем и должны поступиться в ближайшие годы, при этом необходимо приложить максимум усилий для строительства мощного подводного флота, сравнимого с американским.

Необходимо избежать ошибки, которую сделал Вашингтон, переориентировав ВС США на войну с заведомо более слабым противником, не способным на адекватный ответ. А эту ошибку вполне можно совершить, если абсолютизировать сирийский опыт.

Наконец, необходимо четко и ясно понимать, что строительство мощных современных ВС невозможно без столь же передовой и мощной науки (тем более что советский ресурс уже практически исчерпан), которая, в свою очередь, в основе имеет систему образования. По-видимому, нужно возвращаться к классическому образованию, одновременно полностью отказавшись от всяческих «болонских процессов» и «взаимных признаний дипломов». Отечественное образование должно готовить специалистов для России, а не для Запада. Данный вопрос к сфере ответственности Минобороны, конечно, не относится, но повлиять на его решение оно может.

Кроме науки и образования, военное строительство самым непосредственным образом связано с внешней политикой (можно даже сказать, что оно является составной частью внешней политики). Два реальных успеха внешней политики РФ в ХХI веке – это Крым и Сирия, а с ней и Ближний Восток в целом. Оба они достигнуты при прямом и непосредственном участии обновленных ВС РФ и при полном игнорировании мнения всех «партнеров», западных и восточных. Очевидно, что только такая внешняя политика приносит положительные результаты – с опорой на силу и собственные интересы. Военная сила является сегодня нашим важнейшим конкурентным преимуществом, стесняться этого нет ни малейших оснований. Этим нужно гордиться и этим нужно пользоваться. И не ослаблять внимание к армии и флоту ни на секунду. Ибо только они всегда были, есть и будут нашими настоящими союзниками.


Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

01 февраля 2018 10:57 1407
0
0