США и НАТО
США и НАТО
Главная / Военная аналитика / Геополитика / США и НАТО / Латинская Америка Европы
Латинская Америка Европы

В ходе обеих мировых войн Румыния продемонстрировала, что ее лучше иметь противником, чем союзником. Оказавшись после Второй Мировой в советской сфере влияния и став членом Варшавского договора, она это в очередной раз подтвердила, хотя ни с кем уже не воевала.

Вполне естественно, что страна-член Варшавского договора практически всё оружие приобретала в СССР, а также в ЧССР, которая в производстве многих видов боевой техники выступала в роли советского «подрядчика». Набор оружия, поступавшего в ВС Румынии, с начала 50-х был вполне стандартный – танки Т-34-85, самоходки СУ-100 и ИСУ-152, БТР-152, 122-мм гаубицы М-30 и чехословацкие РСЗО М-51, бомбардировщики Ил-28, истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19. Всё это, разумеется, поставлялось сотнями, иногда и тысячами единиц. Кроме того, СССР вернул Румынии корабли ее ВМС, захваченные в качестве трофеев в 1944 г.

В 60-е гг. в Румынию пошло следующее поколение советской техники. Бухарест, в частности, получил ОТР Р-17, более известные как «Скад», а также ТР «Луна» и 240-мм минометы М-240. У Румынии также появилось 18 дивизионов ЗРК С-75, до 100 зенитных орудий и ЗСУ, почти 300 истребителей МиГ-21 и 40 штурмовиков Су-7Б, 12 торпедных катеров пр. 123, а затем 6 ракетных катеров пр. 205.

При этом в силу различных причин отношения между Москвой и Бухарестом стали заметно портиться. В отличие от Албании Румыния не вышла из Варшавского договора, в отличие от Югославии не стала открыто готовиться к войне с СССР. Но ее пребывание в «социалистическом содружестве» быстро становилось чисто формальным, Бухарест стал своеобразным «диссидентом» Варшавского договора. Видимым проявлением этого факта стала то, что Румыния оказалась единственным членом этой организации, отказавшимся направить войска в ЧССР в августе 1968 г.

Вполне естественно, что в такой ситуации Румыния начала строить собственный ВПК, способный производить боевую технику всех классов. Была предпринята даже безуспешная попытка создать собственное ядерное оружие. Впрочем, на открытый разрыв с Москвой Бухарест не пошел, поэтому поставки боевой техники из СССР продолжались. Со своей стороны, в Москве не могли не замечать «диссидентство» Бухареста, к тому же Румыния в географическом плане находилась на периферии Варшавского договора и не граничила ни с одной страной-членом НАТО. Поэтому, в отличие от других стран советского блока, наиболее современную технику она не получала, либо получала позже других его членов и в гораздо меньших количествах. 

Так, только в начале 70-х в Румынию начались поставки уже далеко не новых на тот момент танков Т-55. Всего их было приобретено примерно 850. При этом в конце 70-х Румыния начала выпускать собственный вариант этого танка TR-580 (он же TR-77), который, впрочем, мало отличался от советского оригинала (было изготовлено 415 таких танков, включая 10 предсерийных). В начале 70-х в стране началось лицензионное производство советского БТР-60ПБ (под названием ТАВ-71, всего было выпущено около 1,9 тыс. машин этого типа), затем БТР-70 (ТАВ-77, около 160), а также ПЗРК «Стрела-2» (под названием СА-94). Началось строительство боевых кораблей (корветов) и катеров по собственным проектам, впрочем, с советским вооружением.

При этом в 70-е гг. Бухарест начал военно-техническое сотрудничество со странами, союзниками СССР не являющимися. От открыто враждебного Москве Пекина Румыния получила 14 бомбардировщиков Н-5 (копия Ил-28) и полсотни боевых катеров (торпедных типа «Хучуань» и сторожевых типа «Шанхай»). По французской лицензии в Румынии началось производство многоцелевых вертолетов SA330 «Пума» (под названием IAR330) и SA316 «Алуэтт» (IAR316). Было выпущено более 100 вертолетов каждого из типов, кроме того, Румыния их экспортировала, в основном в Африку. Подобное сотрудничество члена Варшавского договора с членом НАТО было совершенно удивительным явлением в разгар холодной войны. Впрочем, Франция, со своей стороны, была «диссидентом» в НАТО.

Совместно с «еще более диссидентской» Югославией в начале 80-х Румыния начала выпуск истребителя-бомбардировщика IAR-93 (в Югославии назывался «Орао»). Самолет был оснащен английскими двигателями, на «Орао» и вооружение было почти исключительно западным, на IAR-93 – советским. Самолет, как и следовало ожидать, получился не слишком выдающимся. В ВС Сербии, впрочем, он еще остается на вооружении, в Румынии же давно списан, хотя до 54 самолетов этого типа (из 201 произведенного) могут находиться на хранении. С конца 80-х в Румынии выпускался уже чисто собственный учебный самолет IAR-99 (также с английскими двигателями), впрочем, в весьма ограниченном количестве. 

Также в 80-е был начат выпуск танков TR-85, являвшихся еще одним вариантом Т-55, но с немецкими двигателями. Считается, что было выпущено 632 танка этого типа (включая модифицированный вариант «Бизон»), но в реальности, видимо, менее 400. Кроме того, выпускались БТР собственно проекта ТАВС-79 с французскими двигателями (примерно 500 единиц).

В середине 80-х в Румынии был введен в строй крупнейший в странах Варшавского договора боевой корабль несоветской постройки «Мантениа», классифицированный как легкий крейсер. Корабль нес советское вооружение, причем весьма слабое (в частности, он вообще не имел средств ПВО). В 1990 г. его переименовали в «Тимишоару», а затем в «Марашешти» и переклассифицировали в эсминец, а в 2001 г. – во фрегат, коим он числится в настоящее время. Также в 80-е гг. было построено 6 корветов типа «Тетал», также с советским вооружением и практически без ПВО. 

Кроме корабельного оружия, СССР поставил Румынии 30 танков Т-72, 6 САУ 2С1, 10 дивизионов ЗРК «Квадрат», 45 истребителей МиГ-23 и 21 МиГ-29, одну ПЛ пр. 877 и один ракетный катер пр. 1241. Это было, в целом, вполне современное вооружение, коим, однако, Румыния не сумела воспользоваться. Почти всё оно было очень быстро приведено в полностью небоеспособное состояние. Лишь САУ 2С1 (точнее – их шасси) в количестве 42 единиц производились в самой Румынии (под названием М-89), башни для них были куплены в Болгарии. Также в Румынии выпускались БМП-1 (под названием MLI-84) и БТР-80 («Зимбру»), но в весьма ограниченных количествах. 32 учебно-боевых самолета L-39ZA были приобретены в ЧССР.

После распада Варшавского договора и СССР Румыния в начале 90-х завершила уже с российской помощью производство БТР ТАВ-77 и ПЗРК СА-94, получила последние 2 МиГ-23УБ, 1 МиГ-29, два ракетных катера пр. 1241. Еще один МиГ-29 Румыния приобрела в Молдавии. В обмен на это ВС Молдавии в ходе войны за Приднестровье получили 161 БТР ТАВ-71 и до 50 орудий и минометов из наличия румынской армии (в 2015-16 гг. Молдавия, видимо, получила из Румынии до 16 БМП МLVM). С Запада в 90-е гг. Румыния получила лишь 72 швейцарских зенитных орудия GDF-003 и 4 американских транспортных самолета С-130В.

В 2004 г. Румыния стала членом НАТО, началось ее как бы перевооружение на западную технику.

Страна в ХХI в. получила 31 швейцарский БТР «Пирана-3», более 80 американских, французских и швейцарских бронеавтомобилей, 8 батарей американского ЗРК «Хок» из наличия ВС Голландии, 36 немецких ЗСУ «Гепард», 12 истребителей-бомбардировщиков F-16А/В из наличия ВС Португалии, 7 итальянских транспортных самолетов С-27J, два британских фрегата типа «Бродсуорд», а также израильские ПТРК «Спайк» (кроме того, Израиль модернизировал румынские МиГ-21 по варианту «Лансер»). Относительно новым оружием из этого можно считать лишь «Спайки», «Пираны», а также, формально, американские бронеавтомобили класса МRАР МаххРrо (как минимум, один из них потерян в Афганистане), однако последние являются в большей степени транспортным средством, чем оружием.

В целом, Румыния в плане военного строительства напоминает латиноамериканскую страну, занимающуюся «консервацией отсталости». Ее армия до сих пор оснащена танками 50-х гг., ВВС – истребителями 60-х – 70-х гг. (F-16А/В ненамного новее и совершеннее МиГ-21). Закупаемое на Западе оружие, как правило, тоже является устаревшим или очень устаревшим.

 Предполагается закупка в Швейцарии дополнительного количества (более 200) БТР «Пирана», в США – 7 батарей ЗРС «Пэтриот», производство в самой Румынии не менее 15 французских вертолетов AS532. Однако, даже если эти закупки будут осуществлены, это мало повлияет на общую слабость и архаичность румынской армии.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

10 декабря 2018 11:06 986
0
0