Сегодня НАТО переживает наиболее серьезный кризис за всё время своего существования. Из-за очень существенного падения военного потенциала практически всех стран-членов и, главное, из-за психологического состояния современных западных обществ, альянс принципиально не способен вести войну, подразумевающую хоть сколько-нибудь серьезные потери. Украинский кризис стал очень сильным вызовом для НАТО, ответа на который организация, как и следовало ожидать, не нашла.
Примеры Грузии в 2008 году и Украины в 2014 году однозначно продемонстрировали, что НАТО не окажет никакой военной помощи своим союзникам (даже в виде поставок оружия, не говоря уже о прямом участии в боевых действиях), если это грозит альянсу столкновением с сильным противником (в данном случае – с Россией). В итоге некоторые страны, являющиеся полноправными членами НАТО (в первую очередь – Польша и государства Балтии) начали всерьез опасаться, что и они не получат от НАТО никакой помощи в случае агрессии со стороны России, несмотря на существование 5-й статьи Вашингтонского договора. Это грозило, как минимум, полной утратой альянсом авторитета и влияния (не только в Европе, но и в мире в целом), как максимум – его развалом. Поэтому руководство НАТО вынуждено было предпринять некие лихорадочно-конвульсивные действия, призванные имитировать свою дееспособность.
В марте 2014 года в Румынию были переброшены 2 самолета ДРЛО Е-3А, принадлежащие ВВС США, но на постоянной основе переданные в распоряжение НАТО. Они должны были осуществлять наблюдение за воздушным пространством Крыма и Украины. На ВВБ Зокняй в Литве, в дополнение к находившимся там в рамках постоянного патрулирования воздушного пространства стран Балтии 4 истребителям ВВС США F-15С прибыли еще 6 аналогичных самолетов и 2 заправщика КС-135. С ВВБ Авиано (Италия) на ВВБ Ласк (Польша) были переброшены 12 истребителей F-16 ВВС США. В начале апреля в воздушном пространстве Литвы были проведены двухдневные учения «Baltic Region Training Event», которые, впрочем, были плановыми ежегодными (уже 17-ми). В них приняли участие около 20 боевых и вспомогательных самолетов ВВС США, Швеции и, формально, Литвы. Одновременно в Голландии прошли учения ВВС нескольких стран НАТО, которые, однако, тоже были плановыми. В конце апреля в Польшу перелетели 4 истребителя «Рафаль» ВВС Франции, в Румынию – 6 истребителей CF-188 (F-18) ВВС Канады. Также в Румынию прибыли 250 канадских военнослужащих. С 1 мая в Зокняе дежурство на постоянной основе стали нести не 4, как раньше, а 12 истребителей (весной-летом 2014 года это были 4 МиГ-29 ВВС Польши, 4 «Тайфуна» ВВС Великобритании, 4 F-16 ВВС Дании, которые сменили вышеупомянутые американские F-15). Кроме того, весной 2014 года в Черное море несколько раз заходили боевые корабли ВМС США, Италии и Франции, а в Балтийском море была сформирована группа ВМС НАТО в составе 4 тральщиков (последнее можно считать откровенным фарсом, поскольку боевой потенциал такой группы заведомо равен нулю).
С января по май 2014 года морская пехота США провела в Восточной Европе 5 учений (в Финляндии, Латвии и трижды в Румынии), в них задействовались крайне незначительные силы (менее 1 тыс. чел.) без тяжелой техники.
В мае 2014 года на территории Эстонии состоялись плановые ежегодные учения «Spring Storm». В них приняли участие 6 тысяч военнослужащих из 8 стран НАТО, 3 польских штурмовика Су-22, 4 датских истребителя F-16, несущих дежурство на ВВБ Зокняй.
В июне 2014 года на территории стран Балтии были проведены учения НАТО «Saber Strike 2014». Они были, опять же, плановыми, спланированными задолго до нынешнего украинского кризиса, подобные учения проходят ежегодно. Более того, этот кризис не заставил организаторов учений изменить их легенду: парадоксальным образом на учениях отрабатывалась защита Азербайджана от агрессии со стороны Ирана, Россия же в этой легенде фигурировала как нейтральное демократическое государство. Впрочем, украинские события всё же повлияли на ход учений в том плане, что общая численность участвовавших в них контингентов выросла до 4,7 тысяч человек (в 2013 году в аналогичных учениях приняли участие 2 тысяч человек). От США в учениях было задействовано 730 военнослужащих, 4 БТР М1126 «Страйкер», 8 истребителей F-16С, 3 заправщика КС-135, 4 транспортных самолета (1 С-5А, 3 С-130J), 4 вертолета UH-60М. Данию представлял контингент численностью 1,1 тысяч человек с 4 танками «Леопард-2А5», несколькими БМП CV9035 и БТР М113. Контингенты Литвы, Латвии, Эстонии, Канады, Польши, Великобритании, Норвегии, Финляндии и Швеции были чисто символическими (менее 200 человек в каждом без тяжелой техники). Кроме того, в учениях были задействованы вышеупомянутые 12 истребителей из Польши, Великобритании и Дании, несущие дежурство на ВВБ Зокняй.
Одновременно в Балтийском море прошли ежегодные плановые учения BALTOPS, в которых были задействованы корабли из 13 стран.
В июле 2014 года в Черном море состоялись плановые учения ВМС НАТО «Бриз-2014». В них приняли участие 1 ПЛ (турецкая), 1 крейсер (американский), 2 фрегата (румынский и итальянский), 1 корвет (греческий), ракетный и сторожевой катера (турецкие), 4 тральщика (итальянский, турецкий, английский, румынский), а также турецкий патрульный самолет. Подобные учения проводятся ежегодно, причем с аналогичным составом сил и средств.
В сентябре 2014 года в Чехии прошли учения авианаводчиков «Ample Strike 2014». В них приняли участие 1,4 тысяч военнослужащих от 11 стран, до 30 самолетов (почти исключительно штурмовиков) и вертолетов. Учения также были ежегодными и плановыми.
В октябре 2014 года на территории Латвии состоялись ежегодные учения «Silver Arrow 2014». В них приняли участие 2,1 тысяч военнослужащих из 6 стран НАТО, после учений в Латвии остался «контингент» ВС США в составе 160 человек, 5 танков «Абрамс» и 10 БМП «Брэдли».
В ноябре 2014 года на территории Литвы прошли учения «Iron Sword 2014» с участием 2,5 тысяч военнослужащих из 8 стран НАТО.
На 2014 год были запланированы 6 совместных учений ВС НАТО и Украины, однако 4 из них были отменены. В сентябре были проведены ежегодные учения «Sea Breeze 2014». Впервые они были чисто морскими, без наземной фазы. В них приняли участие все 5 кораблей и катеров, оставшихся от ВМС Украины, эсминец ВВС США, французский, канадский, испанский, румынский и греческий фрегаты, грузинский сторожевой катер. Также в сентябре на Яворовском полигоне (Львовская область) прошли ежегодные учения «Rapid Trident 2014» с участием 1,2 тысяч военнослужащих из 13 стран. Их масштаб сократился по сравнению с аналогичными учениями 2013 года, в которых были задействованы 1,3 тысяч военнослужащих из 16 стран.
Таким образом, за весь 2014 год НАТО не провело никаких учений, которые не были бы запланированы еще в предыдущем году, до начала украинского кризиса. Масштаб всех учений, несмотря на этот кризис, был традиционно ничтожным, даже в самых крупных из них («Spring Storm») было задействовано 6 тысяч человек, что эквивалентно одной штатной бригаде. Во всех этих учениях суммарно участвовало менее 30 тысяч человек, 9 танков, примерно 30 БМП и БТР, менее 100 боевых самолетов. Количество и масштаб учений, совместных с ВС Украины, не только не увеличились, а, наоборот, резко сократились. Силы НАТО в странах Балтии увеличились на 5 танков, 10 БМП, 8 истребителей и 160 человек. Как несложно понять, подобный контингент не способен вести даже очень ограниченных боевых действий из-за абсолютной ничтожности своего потенциала. Этот контингент, на самом деле, представляет собой «заложников»: он размещен в Литве и Латвии не для того, чтобы осуществлять реальную оборону этих стран от российской агрессии, а для того, чтобы Россия не совершила такую агрессию из-за нежелания воевать затем против США (силами европейских стран НАТО заведомо можно пренебречь).
Все указанные тенденции подтвердились на сентябрьском саммите НАТО в Уэльсе. На нем в очередной раз было заявлено о том, что все страны НАТО должны тратить на оборону не менее 2% ВВП, однако так и не был прояснен вопрос, как этого добиться (сейчас этого уровня достигают лишь 4 страны из 28). Для защиты стран Балтии решено создать Силы повышенной готовности численностью до 4 тысяч человек. Как несложно понять, столь незначительными силами защитить Балтию от России невозможно. При этом, хотя с саммита прошло уже 5 месяцев, нет никаких попыток на самом деле сформировать эти силы, подавляющее большинство членов НАТО сразу отказалось в них участвовать. При этом следует напомнить, что в НАТО уже имеются Силы быстрого реагирования и Силы первоочередного задействования, однако они совершенно недееспособны, из-за чего потребовалось создать еще одни «Силы». По-видимому, их судьба будет аналогичной.
На саммите также было обещано, что США развернут в Польше и странах Балтии по одной роте сухопутных войск, т.е., как было сказано выше, увеличат, тем самым, количество «заложников». Вполне понятно, что в случае реальной агрессии со стороны России подобные «контингенты» из-за своей ничтожности погибнут немедленно, вряд ли нанеся ВС РФ хоть какой-то ущерб. Но, по замыслу руководства НАТО, это должно привести к полномасштабной войне между Россией и США, что и должно сдержать Россию. Впрочем, пока размещения в Восточной Европе даже таких ничтожных сил не состоялось (кроме, как было сказано выше, Латвии).
Украина на саммите в Уэльсе не получила обещаний о приеме в НАТО хотя бы в отдаленном будущем.
Что касается наступившего года, то ожидается проведение в Восточной Европе всё тех же ежегодных учений «Saber Strike» и BALTOPS, причем никакого расширения их масштабов не предполагается. При этом США продолжают плановое сворачивание объектов своих ВС в Европе. Ни одна из стран НАТО в связи с украинским кризисом не приняла ни одной новой программы закупки вооружений и даже не расширила и не ускорила уже действующих программ. При этом прежними темпами продолжается списание устаревшей техники, которое даже на 10% не компенсируется поступлением новой.
В НАТО полностью отсутствует практика проведения внезапных учений, которая становится нормой в ВС РФ. Подобные учения в масштабах, сравнимых с плановыми учениями НАТО (до 6 тысяч человек, максимум несколько десятков единиц техники), в 2014 году в России было настолько много, что их нет возможности перечислить. Называть можно лишь крупнейшие из них.
Так, в феврале-марте 2014 года была проведена внеплановая проверка ЗВО, ЦВО, ВДВ, ВКО, дальней и военно-транспортной авиации. В ней было задействовано около 150 тысяч военнослужащих, около 900 танков, до 90 боевых самолетов и более 120 вертолетов, до 80 кораблей.
В июне Балтийский флот, ВДВ и ВВС провели крупные внезапные учения в Калининградской области одновременно с вышеупомянутыми учениями НАТО «Saber Strike» и BALTOPS. Также в июне была проведена масштабная внезапная проверка ЦВО и ВДВ.
В июле были проведены внезапные учения РВСН в Иркутской области с задействованием 3 тысяч человек личного состава и 250 единиц техники, а также войск ВВО в Бурятии (9 тысяч человек, до 4 тысяч единиц техники).
В сентябре прошла внезапная проверка всех войск ВВО, которая перешла в плановые учения «Восток-2014». В них было задействовано более 150 тысяч человек, более 4 тысяч танков, БМП и БТР, более 600 самолетов и вертолетов, более 80 боевых кораблей.
В декабре были проведены внезапные учения в Калининградской области, в которых было задействовано более 10 тысяч человек и более 600 единиц наземной техники, а также несколько десятков боевых самолетов. В ходе учений в регион была переброшена из основной части России, а затем возвращена обратно бригада ОТРК «Искандер-М». В НАТО об этих учениях узнали лишь после того, как они закончились. Как легко заметить, только эти учения по масштабам заметно превзошли любые из перечисленных выше учений НАТО.
Таким образом, суммарный масштаб учений ВС РФ превзошел масштаб учений НАТО в 2014 году примерно в 20 раз по личному составу, в несколько сотен раз по количеству бронетехники, примерно в 10 раз по авиации. Причем здесь не учтены перманентные «учения на грани войны», проводившиеся ВС РФ на протяжении почти всего года у границ Украины, иначе сравнение стало бы вообще невозможным.
Уже в январе 2015 года состоялись внезапные учения РВСН в Красноярском крае. В наступившем году предполагается провести несколько сотен учений различного масштаба, крупнейшими из которых будут учения «Центр-2015». Количество и масштаб внезапных проверок, разумеется, предсказать невозможно.
Количество полетов самолетов ВВС РФ в международном воздушном пространстве над Балтийским и Черным морями, Атлантическим и Тихим океанами в 2014 году значительно превысило 100, что вызвало крайне нервную реакцию в НАТО.
Таким образом, масштабы боевой подготовки ВС РФ превосходят масштабы боевой подготовки ВС НАТО как количественно, так и качественно даже не в разы, а на порядки. При этом необходимо подчеркнуть, что Россия – это одна страна, а НАТО – коалиция 28 стран, включая США.
Нужно окончательно понять, что НАТО сегодня не представляет никакой военной силы как по собственно военным, так и, в первую очередь, по психологическим причинам. Альянс со всё большим трудом может вести войны даже против стран, вообще не способных обороняться (типа Ливии в 2011 году). Противостоять России он не может в принципе. Разговоры со стороны России о натовской угрозе являются не более чем пропагандой, разговоры со стороны НАТО о своей силе и решимости защищать союзников – также пропагандой и пустым блефом. За последние годы военно-политическая ситуация в Европе изменилась кардинальным образом, хотя этого, по-прежнему, почти никто не замечает ни в самой Европе, ни в остальном мире. Причем как по экономическим, так и по психологическим причинам возрождение прежней военной мощи НАТО не представляется возможным, альянс прошел «точку невозврата». Счастье его в том, что Россия не собирается совершать никаких агрессий.