Нулевая точка мировой системы координат (пересечение
Гринвичского меридиана с экватором) находится в Гвинейском заливе. Очень
близким к нулю является и уровень развития ближайших к этой точке стран
Западной Африки. Отчасти этому способствует то, что данные страны были совершенно
искусственно нарезаны небольшими полосочками в соответствие с тем, как
захватывали в свое время берега Гвинейского залива европейские колонизаторы.
Берег Слоновой Кости (БСК, в последние годы в России эта
страна почему-то проходит под названием Кот Д’Ивуар, что и означает Берег
Слоновой Кости по-французски) в 60-е – 80-е гг. получал стандартный для бывших
французских колоний набор боевой техники (бронеавтомобили AML-60/90, М3 и VAB, орудия М-50 и/или М101, легкие
самолеты и вертолеты, патрульные катера). Несколько легких самолетов, как
обычно, были получены из США. В 90-е гг. произошел традиционный для Западной
Африки «провал» в закупках вооружений, за это время ВС БСК получили лишь
несколько бронеавтомобилей из ЮАР.
Затем в стране началась гражданская война, в ходе
которой оружие стало поступать различным воюющим сторонам, причем оружие это
было, в основном, советское (хотя раньше его здесь не было). Главным
поставщиком боевой техники в БСК стала Белоруссия, откуда пришли бронетехника
(БРДМ-2, БМП-1, БТР-80), артиллерия (минометы 2Б11 и РСЗО БМ-21), авиация
(штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8, транспортный самолет Ан-12). Два ударных
вертолета Ми-24 и несколько ПЗРК «Стрела-2» поступило из Болгарии, единственная
БМП-2 – с Украины, 4 вертолета SA330
– из Румынии. По 2 Т-55 и БМП-2 выделила Ангола. Что из всего этого уцелело
после войны – неясно.
Сейчас гражданская война считается законченной, за последние
годы армия БСК получила лишь 4 английских БТР «Саксон» и три французских
сторожевых катера. Что эта армия представляет собой сегодня – понять сложно. Не
исключено, что в реальности она разрушена так же, как армии соседних Либерии и
Сьерра-Леоне, переживших гражданские войны примерно в тот же период, что и БСК.
У соседней Ганы таких потрясений не было. В начале 60-х она
немного побыла страной социалистической ориентации. За это ВС Ганы
успели получить от СССР два транспортных самолета Ан-12 и вертолет Ми-4. Затем
Аккра вернулась на капиталистический путь развития. Ее бывшая метрополия
Великобритания была еще менее щедра, чем Франция, предоставив Гане всего около
полусотни бронеавтомобилей «Феррет» и «Саладин» (большую часть бронетехники
Гана приобрела в Швейцарии – до сотни БТР «Роланд» и «Пирана»). Кроме того, от
той же Британии, а также из США и Канады страна получила несколько легких
самолетов и вертолетов. Более значительный вклад в строительство ВВС Ганы
внесла Италия, поставившая сюда два десятка учебных самолетов МВ-326 и МВ-339,
которые могут использоваться и как легкие штурмовики. ВМС Ганы были почти
полностью сформированы Германией, которая продала Аккре по два вполне
качественных сторожевых катера проектов FРВ-45 и FРВ-57.
В ХХI
в. Гана, как и почти все африканские страны, заметно диверсифицировала свой
оружейный импорт. Одним из наиболее активных экспортеров оружия сюда стал
Китай. От него Аккра получила до 90 БТР WZ-523, кроме того, Китай, по сути, создал ганскую артиллерию, поставив
ей полтора десятка буксируемых орудий и РСЗО. Более 60 различных БМТВ и БТР
Гана приобрела в ЮАР. От Австрии было получено пять легких разведывательных
самолетов DA42.
Германия продолжила укреплять ВМС Ганы, передав ей два ракетных катера пр. 143
(правда, без ПКР, в качестве сторожевых катеров). Впервые на оружейный рынок
Ганы вышла Россия, продав в эту страну не менее 10 многоцелевых вертолетов
Ми-17.
В 90-е гг. Ломе приобрело 6 САУ 2С1 в Болгарии и 20 БМП-2 в
Польше, а в ХХI в. 36
бронеавтомобилей и два сторожевых катера поступили из «родной» Франции. Считать
всё это военным потенциалом сложно, но на что-то большее у страны всё равно нет
денег.
Далее на восток расположен Бенин. Эта страна успела побывать
в советской сфере влияния, при этом, однако, не поссорившись с бывшей
метрополией (всё той же Францией). Поэтому ВС Бенина получили наборы как
советского, так и французского оружия, правда, в количествах совсем уж
символических. Наиболее «солидным» приобретением можно считать 20 советских
плавающих танков ПТ-76. В ХХI
в. главным поставщиком вооружений в эту страну неожиданно стала Бельгия, от
которой Бенин получил 18 американских БТР М113 и 4 итальянских вертолета А-109.
Кроме того, были куплены 10 южноафриканских БТР «Касспир».
Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта) выхода к Гвинейскому
заливу не имеет, но и к зоне Сахары не относится. В 60-е – 80-е ВС
Буркина-Фасо получили стандартный набор французских бронеавтомобилей,
пушек, самолетов и вертолетов, к коим добавились 30 бронеавтомобилей «Феррет»
из Великобритании и 24 бразильских ЕЕ-9, переданных Ливией.
В ХХI
в. Уагадугу по общеафриканской традиции диверсифицировал оружейный импорт, хотя
чисто символически. Из Бразилии поступили легкие штурмовики ЕМВ-314, с Украины
– ПЗРК «Стрела-3», из ЮАР – бронеавтомобили «Иланд» и «Пума», а из Франции –
«Бастион». Россия продала в Буркину-Фасо вертолеты Ми-24 и Ми-17, а также ПЗРК
«Игла-С». Последние можно считать самым мощным и современным оружием в
буркинийском арсенале.
В целом, страны Гвинейского залива являются такими же нищими, как их западные и северные соседи, при этом обстановка в данном регионе несколько более спокойная, что снижает потребности в оружии. Которое и так не на что покупать.
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа