Тропическая Африка
Тропическая Африка
Около нуля

Нулевая точка мировой системы координат (пересечение Гринвичского меридиана с экватором) находится в Гвинейском заливе. Очень близким к нулю является и уровень развития ближайших к этой точке стран Западной Африки. Отчасти этому способствует то, что данные страны были совершенно искусственно нарезаны небольшими полосочками в соответствие с тем, как захватывали в свое время берега Гвинейского залива европейские колонизаторы.

Берег Слоновой Кости (БСК, в последние годы в России эта страна почему-то проходит под названием Кот Д’Ивуар, что и означает Берег Слоновой Кости по-французски) в 60-е – 80-е гг. получал стандартный для бывших французских колоний набор боевой техники (бронеавтомобили AML-60/90, М3 и VAB, орудия М-50 и/или М101, легкие самолеты и вертолеты, патрульные катера). Несколько легких самолетов, как обычно, были получены из США. В 90-е гг. произошел традиционный для Западной Африки «провал» в закупках вооружений, за это время ВС БСК получили лишь несколько бронеавтомобилей из ЮАР.

Затем в стране началась гражданская война, в ходе которой оружие стало поступать различным воюющим сторонам, причем оружие это было, в основном, советское (хотя раньше его здесь не было). Главным поставщиком боевой техники в БСК стала Белоруссия, откуда пришли бронетехника (БРДМ-2, БМП-1, БТР-80), артиллерия (минометы 2Б11 и РСЗО БМ-21), авиация (штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8, транспортный самолет Ан-12). Два ударных вертолета Ми-24 и несколько ПЗРК «Стрела-2» поступило из Болгарии, единственная БМП-2 – с Украины, 4 вертолета SA330 – из Румынии. По 2 Т-55 и БМП-2 выделила Ангола. Что из всего этого уцелело после войны – неясно.

Сейчас гражданская война считается законченной, за последние годы армия БСК получила лишь 4 английских БТР «Саксон» и три французских сторожевых катера. Что эта армия представляет собой сегодня – понять сложно. Не исключено, что в реальности она разрушена так же, как армии соседних Либерии и Сьерра-Леоне, переживших гражданские войны примерно в тот же период, что и БСК.

У соседней Ганы таких потрясений не было. В начале 60-х она немного побыла страной социалистической ориентации. За это ВС Ганы успели получить от СССР два транспортных самолета Ан-12 и вертолет Ми-4. Затем Аккра вернулась на капиталистический путь развития. Ее бывшая метрополия Великобритания была еще менее щедра, чем Франция, предоставив Гане всего около полусотни бронеавтомобилей «Феррет» и «Саладин» (большую часть бронетехники Гана приобрела в Швейцарии – до сотни БТР «Роланд» и «Пирана»). Кроме того, от той же Британии, а также из США и Канады страна получила несколько легких самолетов и вертолетов. Более значительный вклад в строительство ВВС Ганы внесла Италия, поставившая сюда два десятка учебных самолетов МВ-326 и МВ-339, которые могут использоваться и как легкие штурмовики. ВМС Ганы были почти полностью сформированы Германией, которая продала Аккре по два вполне качественных сторожевых катера проектов FРВ-45 и FРВ-57.

В ХХI в. Гана, как и почти все африканские страны, заметно диверсифицировала свой оружейный импорт. Одним из наиболее активных экспортеров оружия сюда стал Китай. От него Аккра получила до 90 БТР WZ-523, кроме того, Китай, по сути, создал ганскую артиллерию, поставив ей полтора десятка буксируемых орудий и РСЗО. Более 60 различных БМТВ и БТР Гана приобрела в ЮАР. От Австрии было получено пять легких разведывательных самолетов DA42. Германия продолжила укреплять ВМС Ганы, передав ей два ракетных катера пр. 143 (правда, без ПКР, в качестве сторожевых катеров). Впервые на оружейный рынок Ганы вышла Россия, продав в эту страну не менее 10 многоцелевых вертолетов Ми-17.

Соседом Ганы на востоке является Того. До Первой Мировой это была колония Германии, по итогам войны она стала «трофеем» Франции. Соответственно, ВС Того после обретения страной независимости получили стандартный набор французской техники, но в совсем микроскопических количествах (в соответствие с масштабами страны). Впрочем, основу танкового парка страны составляют 20 британских «Скорпионов» (кроме того, были получены 7 Т-34-85 из Египта и 2 Т-54 из Ливии), а 30 БТР UR-416 были куплены в Германии. 

В 90-е гг. Ломе приобрело 6 САУ 2С1 в Болгарии и 20 БМП-2 в Польше, а в ХХI в. 36 бронеавтомобилей и два сторожевых катера поступили из «родной» Франции. Считать всё это военным потенциалом сложно, но на что-то большее у страны всё равно нет денег.

Далее на восток расположен Бенин. Эта страна успела побывать в советской сфере влияния, при этом, однако, не поссорившись с бывшей метрополией (всё той же Францией). Поэтому ВС Бенина получили наборы как советского, так и французского оружия, правда, в количествах совсем уж символических. Наиболее «солидным» приобретением можно считать 20 советских плавающих танков ПТ-76. В ХХI в. главным поставщиком вооружений в эту страну неожиданно стала Бельгия, от которой Бенин получил 18 американских БТР М113 и 4 итальянских вертолета А-109. Кроме того, были куплены 10 южноафриканских БТР «Касспир».

Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта) выхода к Гвинейскому заливу не имеет, но и к зоне Сахары не относится. В 60-е – 80-е ВС Буркина-Фасо получили стандартный набор французских бронеавтомобилей, пушек, самолетов и вертолетов, к коим добавились 30 бронеавтомобилей «Феррет» из Великобритании и 24 бразильских ЕЕ-9, переданных Ливией.

В ХХI в. Уагадугу по общеафриканской традиции диверсифицировал оружейный импорт, хотя чисто символически. Из Бразилии поступили легкие штурмовики ЕМВ-314, с Украины – ПЗРК «Стрела-3», из ЮАР – бронеавтомобили «Иланд» и «Пума», а из Франции – «Бастион». Россия продала в Буркину-Фасо вертолеты Ми-24 и Ми-17, а также ПЗРК «Игла-С». Последние можно считать самым мощным и современным оружием в буркинийском арсенале.

В целом, страны Гвинейского залива являются такими же нищими, как их западные и северные соседи, при этом обстановка в данном регионе несколько более спокойная, что снижает потребности в оружии. Которое и так не на что покупать.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

11 июля 2018 02:02 1186
0
0