После окончания холодной войны США в значительной степени утратили интерес к Африке, чему дополнительно способствовал провал операции в Сомали в начале 90-х, оставивший в Штатах крайне болезненные воспоминания. И этим воспользовался Китай, который к настоящему моменту стал фактическим хозяином Африки. Его «заход» сюда проходит под прикрытием идеологических лозунгов, но в реальности имеет глубоко прагматическую основу.
В Пекине постоянно подчеркивают свои антиимпериалистические устремления, готовность возглавлять борьбу развивающихся стран против империализма и неравенства, отстаивать их права на международной арене. Правда, в чем конкретно это выражается, понять достаточно сложно. На самом деле, здесь очень четко проявляется основной принцип китайской внешней политики – предельно жесткий прагматизм, граничащий с цинизмом.
Называя себя "развивающейся страной", КНР пользуется теми экономическими льготами, которые предоставляет им Запад, при этом отбивая рынки сбыта у настоящих развивающихся стран и проникая в их экономику. Более того, Третий мир откровенно рассматривается Китаем как поставщик ресурсов и рынок сбыта ширпотреба и неконкурентоспособной продукции машиностроения. В производстве ширпотреба Китай оказывается мощнейшим конкурентом для развивающихся стран. Его собственный внутренний рынок для них закрыт, да и его реальная емкость крайне ограничена из-за очень низкой покупательной способности сотен миллионов китайских крестьян. Разумеется, что ни малейших политических обязательств перед развивающимися странами Китай на себя никогда не брал и брать не собирается.
Пекин не страдает никакими политическими комплексами по поводу "демократии", "прав человека" и т.п. западных глупостей. Он готов сотрудничать с любыми режимами, устанавливая с ними личные, почти всегда откровенно коррупционные связи. Для многих развивающихся стран китайская модель (авторитаризм + экономическая открытость) привлекательна сама по себе. В обиход входит выражение «пекинский консенсус», который подразумевает сохранение национальных моделей развития в противовес унифицированному либеральному «вашингтонскому консенсусу».
Благодаря этому, Китаю удается продвигать свои экономические проекты с использованием китайской рабочей силы. Китай направляет в страны Азии, Африки и Латинской Америки инвестиции, займы и персонал (менеджеров, инженеров, рабочих), захватывая экономический контроль над запасами природных ресурсов и трудоустраивая рабочих. На построенных китайцами предприятиях работают китайцы, а не местные жители. К окружающей среде в этих странах Китай относится так же, как и в самом Китае, т.е. откровенно варварски. При этом Китай, экспортируя в развивающиеся страны свои дешевые товары, подрывает их собственное производство и обеспечивает себе большой профицит в торговле с ними.
Особое внимание Пекин уделяет Африке, располагающей огромным количеством столь необходимых КНР природных ресурсов. При этом слабость экономик и коррумпированность режимов африканских стран чрезвычайно облегчает Китаю проникновение на Черный континент. В январе 2006 года в Пекине появился правительственный документ «Политика Китая в Африке» (применительно к другим регионам подобных документов в Китае не издавалось). В нем изложены направления и механизмы реализации задач стратегического партнерства. Китай не ждет стабилизации ситуации в проблемных странах и это часто приводит к успеху. Высокие риски дают высокую прибыль, в Африке норма прибыли оказывается самой высокой в мире. Товарооборот Китая с Африкой в 2000 году составлял 10 млрд. долларов, а в 2013 году превысил 210 млрд. В 2009 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки. В Африке находится более 1 тыс. предприятий, принадлежащих Китаю, а общее количество китайцев на континенте превысило миллион. Для решения вопросов экономической кооперации создан Форум "Китай – Африка", заседания которого проводятся ежегодно с участием высших руководителей КНР и большинства африканских стран.
Китай инвестировал в экономику Нигерии более 4 млрд. долларов, за это Китайская национальная нефтегазовая компания получила лицензии на разработку 4 месторождений и получила контрольный пакет акций крупнейшего нефтеперерабатывающего завода. Важнейшим поставщиком нефти в Китай стала Ангола. Почти вся мебельная промышленность КНР работает на пиломатериалах из Либерии, Камеруна, Мозамбика, Намибии. 40% китайского импорта меди приходится на Замбию.
Продвижение Китая в Африку значительно облегчилось фактом ухода оттуда СССР. Россия не смогла удержать позиции ни в политической, ни в экономической, ни в военной сфере, во многих случаях ее место занял Китай. Можно напомнить, что обладающая огромными запасами полезных ископаемых Ангола была нашим важнейшим союзником в Африке. Теперь она важнейший союзник Пекина. Китай заменил Россию в качестве основного поставщика вооружений в страны Африки (на КНР приходится более 25% импорта вооружений странами Африки, больше, чем у США и РФ вместе взятых). Африканцев очень устраивает китайская техника, дешевая и простая в эксплуатации.
Главным партнером Китая в Африке стал Судан, чьи богатейшие нефтяные месторождения оказались под полным контролем китайских компаний. Добывают нефть в этой стране китайские же рабочие, которых охраняют китайские же ЧВК, которые по сути, являются «филиалом» НОАК, поскольку "частные" они только на бумаге.
Китайцы начали очень активно и успешно «выжимать» из Африки европейцев и, тем более, американцев. Африканским лидерам оказалось гораздо удобнее работать с ничуть не менее богатыми, зато совершенно политически нейтральными китайцами. Правда, китайское засилье начинает вызывать в некоторых африканских странах (например, в Замбии) массовые народные протесты, но власти пока с ними справляются.
По-видимому, США всерьез озаботились происходящим. И решили попытаться дать отпор. В частности, в составе ВС США было создано Африканское командование.
Африком формально начал действовать с 1 октября 2008 года. До этого северо-восточный угол Африки (Египет, Судан, Эфиопия, Эритрея, Джибути, Сомали) относился к Сенткому (Центральному командованию), а всё остальное – к Европейскому командованию, которое, таким образом, своей зоной ответственности дотягивалось до Антарктиды. После реформирования всей системы американских территориальных командований и появился Африком, в зоне ответственности которого оказалась вся Африка, кроме Египта.
При этом, правда, штаб Африкома до сих пор находится в немецком Штутгарте, там же дислоцируется почти весь личный состав командования – 2 тыс. человек, еще 1,5 тыс. базируются во Флориде. В итальянской Виченце находится штаб сухопутных войск Африкома, его задачей считается организация взаимодействия с африканскими армиями. Формально ему подчиняется 2-я бригада 1-й пехотной дивизии США, которая, впрочем, дислоцирована в штате Канзас. Африка формально входит в зону ответственности 3-й Воздушной армии ВВС США, но все части 3-й ВА дислоцированы в Европе. В самой Африке единственным военным объектом Африкома является ВМБ в Джибути, где находится 1-2 тыс. военнослужащих всех видов ВС США. Отправка нескольких сотен морских пехотинцев в Западную Африку на борьбу с лихорадкой Эбола осенью 2014 года была временной мерой, сейчас все морпехи оттуда уже ушли.
На самом деле, Африком почти целиком сидит в Европе, а не в Африке именно благодаря китайцам. Еще лет 10 назад африканские страны дрались бы за право разместить у себя его штаб. Сейчас его не готов принимать никто, хотя американцы навязывались с подобным предложением почти всем африканским странам.
Однако военная слабость США в Африке не означает, что Вашингтон не пытается ограничить сферу влияния Пекина. Шагом в этом направлении явно стал демонтаж в 2011 году Судана, который, как было сказано, являлся главной опорой Китая на континенте. Человечество не оценило суданского прецедента из-за общего отношения к Африке как чему-то заведомо неполноценному. Между тем, событие это поразительно. Сколько непризнанных государств «зависают» в своем неопределенном статусе на десятилетия, а здесь всё было проведено на редкость стремительно. И это, по сути, первый в современной истории случай легитимного распада унитарного государства. Учитывая крайнюю чувствительность Запада к подобным вопросам можно однозначно сказать, что главным мотивом ликвидации Судана стал удар по Китаю.
Не исключено, что те же мотивы действовали и применительно к Ливии, где к началу 2011 года китайцы обосновались очень серьезно, войдя в нефтяную отрасль, занявшись жилищным и дорожным строительством.
Кроме американцев, военную активность в Африке пытается проявлять Франция при некоторой символической помощи со стороны ЕС. Правда, «ареал обитания» сил Франции и ЕС ограничивается бывшими французскими колониями, главное же в том, что силы эти слишком ничтожны и очень чувствительны к собственным потерям.
Соответственно, совершенно не факт, что все эти действия Запада приведут к успеху. Разумеется, они создадут Китаю определенные проблемы, но, в конечном счете, он всё равно вернется и в Южный Судан, и в новую Ливию, и в Западную («французскую») Африку. Просто благодаря своей вышеописанной политической беспринципности и готовности работать в условиях, которые западным странам и компаниям кажутся слишком рискованными. В нынешний ливийский хаос, неприемлемый для западников, первыми всё равно придут китайцы с толстыми кошельками - и всё станет, как при позднем Каддафи.
Более того, китайские ЧВК, т.е. филиалы НОАК, могут появиться не только в Судане. Нет, стрелять в американцев и французов они не будут (по крайней мере – пока). Они начнут учить этому местных.
Россия не имеет реальной возможности, а, главное, необходимости в это вмешиваться. Китай был «мудрой обезьяной, наблюдавшей за схваткой двух тигров» в годы холодной войны. Теперь нам стоит попробовать себя в этой роли. Лелея надежду на то, что «тигры» схватятся не только в Африке и что схватка эта будет становиться всё более ожесточенной, выматывающей обоих противников.
Такая позиция не помешает нам сохранять в Африке "точечные" позиции. При всей "великой дружбе" с Китаем, покупать оружие Ангола всё равно предпочитает у нас. Алжир давно полностью нормализовал отношения с Западом, войдя в партнерские программы НАТО, активно заигрывает с Китаем, но в последние годы вышел на второе место после Индии среди покупателей российского оружия, приобретя его сразу на несколько миллиардов долларов и переведя, благодаря этому, свои ВС в новое качество. И даже Уганде мы продали 6 Су-30 и 10 Т-90. Это дает нам вполне приемлемый доход без всякой необходимости влезать в чужие серьезные разборки, которые нам очень выгодны.
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа