Южная Азия
Южная Азия
Главная / Военная аналитика / Геополитика / Южная Азия / На границе мятежных племен
На границе мятежных племен

Родившись семь десятилетий назад в войне с соседней Индией, которая только что была одной с ним страной (точнее – британским доминионом), не имея на тот момент даже признанных границ, Пакистан к настоящему времени стал одной из сильнейших в военном отношении стран мира. Он сумел обрести даже ядерное оружие и средства его доставки. Хотя безопасность страны гарантируется, в первую очередь, не собственным ракетно-ядерным арсеналом, а стратегическим союзом с КНР.

От бывшей метрополии в 40-60-е гг. ВС Пакистана получили некоторое количество боевых кораблей, включая даже крейсер (почти все эти корабли были построены либо во время Второй Мировой, либо сразу после нее), а также около сотни истребителей «Си Фьюри». Сухопутным войскам досталось от англичан лишь 10 бронеавтомобилей «Феррет».

Уже с 50-х гг. главным поставщиком оружия в Пакистан стали США. До середины 60-х Исламабад приобрел в этой стране более 800 танков («Шерман», М24, М41, М47, М48), более 100 БТР М113, более 500 буксируемых артиллерийских орудий, 26 бомбардировщиков В-57 «Канберра», 120 истребителей F-86 «Сейбр» и 12 F-104 «Старфайтер», 4 транспортных самолета С-130 «Геркулес», большое количество легких самолетов и вертолетов, одну ПЛ, 8 тральщиков. При этом Пакистан стал важнейшим союзником США в Южной Азии. Именно с его территории 1 мая 1960 г. взлетел самолет-разведчик ВВС США U-2, сбитый над Уралом советским ЗРК С-75.

Поскольку после распада Британской Индии точные границы между Индией и Пакистаном так и не были определены, а на штат Кашмир вообще претендовали обе стороны, это не могло не порождать между странами постоянной конфронтации, иногда перерастающей в войны. Первая большая война случилась осенью 1965 г. Она, фактически, закончилась вничью, что, учитывая значительное количественное превосходство ВС Индии, можно было считать успехом Пакистана. Его потери в танках составили, как минимум, 165 машин (в т.ч. до 100 М47 и М48), кроме того, было утрачено, не менее двух М113. ВВС Пакистана лишились 4 «Канберр», 1 F-104 и от 14 до 34 «Сейбров». 

После войны страны НАТО ввели эмбарго на экспорт оружия в Пакистан, хотя Германия продала ему через Иран 90 «Сейбров», а Франция напрямую поставила 3 ПЛ типа «Дафнэ» (в ВМС Пакистана – тип «Хангор») и 24 истребителя «Мираж-3» (впрочем, в то время Париж максимально дистанцировался от НАТО). Из-за этого на некоторое время поставщиком оружия Исламабаду стала Москва (тем более что мирный договор между Индией и Пакистаном был подписан на советской территории, в Ташкенте). Во второй половине 60-х Пакистан получил от СССР 200 танков Т-54/55, 100 130-мм орудий М-46 и 12 многоцелевых вертолетов Ми-8. На этом, впрочем, военно-техническое сотрудничество двух стран практически закончилось (если не считать поставку еще 11 Ми-8 в середине 80-х).

Главным же экспортером боевой техники в Пакистан стал Китай. У этой страны еще в 1962 г. случилась пограничная война с Индией. Именно наличие общего врага является основой пакистано-китайского союза, который с тех пор и до сего дня лишь укрепляется.

За вторую половину 60-х и в 1970 гг. Китай успел передать Пакистану 750 танков Туре 59 и 50 легких танков Туре 63, более 400 орудий, 4 бомбардировщика Н-5 (китайская копия советского Ил-28) и 72 истребителя J-6 (МиГ-19).

Кроме того, Пакистан начал создавать собственный ВПК, который к настоящему времени стал одним из мощнейших в Азии и способен производить боевую технику всех классов (правда, в основном по иностранным лицензиям).

Война 1971 г. оказалась крупнейшей на данный момент войной между двумя странами. Пакистан потерпел в ней тяжелое поражение, потеряв свою восточную часть, которая превратилась в независимую Бангладеш. Пакистанская армия лишилась примерно 250 танков (в т.ч. не менее 67 М48, не менее 34 Туре 59, значительное количество М24 и еще уцелевших «Шерманов»), причем 10 М24 вошли в состав созданных в 1972 г. ВС Бангладеш. ВВС Пакистана потеряли по собственным данным 5 B-57 «Канберра», 29 F-86, 3 F-104, 4 J-6. Если исходить из индийских данных, то было уничтожено до 10 В-57, 54 «Сейбра», по 9 F-104 и J-6, а также до 8 «Мираж-3», потери которых пакистанцы отрицают вообще. ВМС потеряли одну ПЛ (американской постройки времен Второй Мировой), один эсминец (фактически – два: второй был списан после войны из-за тяжелых повреждений), один тральщик, 16 сторожевых катеров. 

После поражения Пакистан всерьез занялся разработкой ядерного оружия. Программа была реализована на деньги Саудовской Аравии и Ливии при техническом содействии западных стран и Китая. Наиболее «предметной» была помощь Пекина, именно он активно помогал Исламабаду делать «собственно оружие» (Запад создавал Пакистану атомную промышленность). Программа была успешно завершена в 1998 г., когда Пакистан провел свои первые ядерные испытания. Сегодня количество ядерных зарядов у страны, по-видимому, превышает 100 единиц.

При этом сразу было ясно, что рассматривать в качестве носителей ядерного оружия только боевые самолеты было бы глубоко ошибочно – они слишком уязвимы как от действий различных средств ПВО, так и от ударов по аэродромам их базирования. Поэтому почти сразу Исламабад начал развивать и программу создания баллистических ракет. В начале 90-х Пакистан приобрел в Китае 55 ОТР М-11, в КНДР во второй половине 90-х – не менее двух ОТР «Нодон». Эти ракеты стали прообразом большого семейства баллистических ракет различной дальности «Хатф», способных нести как обычную, так и ядерную БЧ. Развитие ракетной программы Пакистана продолжается, сейчас в стране создаются не только баллистические, но и крылатые ракеты.

Разумеется, после войны Исламабад активизировал закупки обычных вооружений. От США было получено более 500 М113, 2 «Геркулеса» и 2 эсминца типа «Гиринг». Из Франции пришло еще 10 «Мираж-3», а также 30 бомбардировщиков «Мираж-5», 11 ЗРК «Кроталь», более 70 вертолетов, 2 ПЛ типа «Агоста». В Германии было приобретено 100 БТР UR-416, в Италии – 50 105-мм орудий, в Великобритании – 6 противолодочных вертолетов «Си Кинг», в Португалии – еще одна ПЛ типа «Дафнэ». По шведской лицензии началось производство учебных самолетов «Мушак» (как для ВВС самого Пакистана, так и на экспорт), которое продолжается до сих пор. От Тегерана Исламабад получил 8 С-130 и 10 многоцелевых вертолетов.

Расширялось военно-техническое сотрудничество с Китаем, где Пакистан в 70-е приобрел более 100 танков Туре 59, около 400 орудий, до 250 истребителей J-5 и J-6 (включая учебные варианты), 20 сторожевых и торпедных катеров.

В 80-е гг. Пакистан стал тыловой базой антисоветской коалиции в ходе войны в Афганистане. За это любовь Запада и Китая к Пакистану еще более усилилась. В частности, именно в этот период резко активизировалась иностранная помощь Пакистану в создании им атомной промышленности, а затем и ядерного оружия.

От США за это время Пакистан получил 100 танков М48, более 100 М113 и 24 созданных на их базе самоходных ПТРК М901, до 200 САУ М109 и М110, 100 орудий М198, а также значительное количество ПТРК «Тоу» и ПЗРК «Стингер» (последние пакистанцы просто отняли у афганских душманов), 40 истребителей-бомбардировщиков F-16А/В, 20 ударных вертолетов АН-1 «Кобра», 2 эсминца и 8 фрегатов, значительное количество авиационного и корабельного вооружения.

Франция ограничилась поставками 32 «Миражей-5» и 20 вертолетов, Великобритания продала Пакистану эсминец и два фрегата, Швеция – 144 ПЗРК RBS-70, Швейцария – 200 зенитных орудий GDF-002, Румыния – 4 вертолета IAR330. Активнее всех бороться с СССР Пакистану, по-прежнему, помогал Китай. От Пекина Исламабад получил до 800 танков Туре 59, 52 штурмовика Q-5 и сотню истребителей J-7, дивизион ЗРК HQ-2, до 100 ПЗРК HN-5А, 8 ракетных катеров. В самом Пакистане по китайской лицензии было собрано 45 122-мм РСЗО «Азар» (китайские Туре 83).

СССР пытался подрывать Пакистан изнутри, провоцируя восстания пуштунских племен на северо-западе этой страны. Пуштуны традиционно не склонны признавать государства и их границы, с этим постоянно сталкивались еще англичане. Тем не менее, массового восстания не получилось, а отдельные очаги пакистанцы достаточно быстро подавляли. При этом пакистанские ССО и ВВС напрямую участвовали в боях против советских войск и ВС Афганистана, что обошлось им, по крайней мере, в один F-16А.

В 90-е гг., после гибели СССР, Пакистан стал менее интересен Западу, а после ядерных испытаний 1998 г. против Исламабада было введено как бы эмбарго на поставки оружия. Так, США «приватизировали» 28 уже изготовленных для Пакистана F-16А/В. Они стали использоваться в авиации ВМС США в эскадрильях «агрессор». Впрочем, половина этих самолетов в конце 2000-х всё же отправились в Пакистан, остальные и до сегодня имитируют «агрессоров» для американских морских летчиков. «Эмбарго» не помешало Исламабаду создать на деньги Саудовской Аравии и при полном согласии США движение «Талибан», которое к концу 90-х контролировало 90% территории Афганистана. 

Напрямую США поставили Пакистану в 90-е лишь 24 орудия М198 и три противолодочных самолета Р-3С «Орион». При этом, однако, в самом Пакистане было собрано из американских комплектующих 775 БТР М113. Из Франции пришло 100 ПЗРК «Мистраль», 12 вертолетов и три тральщика, из Великобритании – 6 фрегатов типа «Амазон» и 3 вертолета «Линкс», из Турции – 50 бронеавтомобилей «Шорланд», из Австралии – 45 «Миражей-3». 

Новыми поставщиками боевой техники Пакистану стали страны Восточной Европы. Из Словакии было получено 6 БТР ОТ-64, из России – 17 многоцелевых вертолетов Ми-17. «Эпохальным» стал контракт с Украиной по покупке 320 танков Т-80УД.

Главным экспортером оружия в Пакистан остался Китай. В стране начался выпуск по китайской лицензии ПЗРК «Анза», а затем – танков Туре 85II. Напрямую было поставлено 250 танков Туре 69, около 100 орудий, 40 истребителей J-7, 6 транспортных самолетов Y-12, различное авиационное и корабельное вооружение. Благодаря этим поставкам Пакистан смог перепродать в Бангладеш 40 истребителей J-6, которые стали ему не нужны.

После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Пакистан, с согласия и даже при прямой поддержке США внесший огромный вклад в создание и распространение по миру исламского суннитского терроризма, теперь по приказу из Вашингтона вдруг стал «членом антитеррористической коалиции» и тыловой базой для новой Афганской войны. Исламабаду пришлось имитировать войну против им же созданных талибов. За это он вновь стал получать много оружия из США и даже удостоился звания «важнейшего союзника вне НАТО».

США поставили Пакистану более 1 тыс. М113 и более 300 бронеавтомобилей класса МRАР, кроме того, в самом Пакистане на базе М113 было выпущено не менее 250 БТР «Талха». Как было сказано выше, Вашингтон вернул Исламабаду 14 из 28 конфискованных ранее F-16А/В, а также передал 18 F-16C/D. Было поставлено 115 САУ М109А5, значительное количество ПТРК «Тоу», 7 «Орионов», 6 «Геркулесов», более 20 ударных вертолетов АН-1 «Кобра», фрегат типа «Оливер Перри», 2 сторожевых катера типа «Айленд», множество легких самолетов и вертолетов, различное авиационное вооружение.

Франция изыскала для Пакистана еще 40 «Миражей-5», а также около 40 многоцелевых вертолетов. Кроме того, были построены (частично в самом Пакистане) 3 ПЛ типа «Агоста-90В». Из Италии пришло более 600 М113 и их итальянских клонов VCC-1/2, 45 бронеавтомобилей LMV, 10 ЗРК «Спада», 4 вертолета AW-139. Швеция продала Пакистану 5 самолетов «Сааб-2000», в т.ч. 4 – в варианте ДРЛО, Швейцария – 60 зенитных орудий, Великобритания – 5 вертолетов «Си Кинг».

От России Пакистан получил еще 30 Ми-17 и, несмотря на активное недовольство Индии, 4 ударных вертолета Ми-35М. Кроме того, российские двигатели РД-33 устанавливаются на истребители JF-17, о которых будет сказано ниже. На Украине Пакистан приобрел 4 заправщика Ил-78, а также несколько сотен танковых двигателей для модернизации китайских Туре 59 в вариант «Аль-Заррар» и для производства танков «Аль-Халид» (о них также ниже). 

Новым заметным поставщиком вооружений в Пакистан стала Турция. Оттуда поступило 72 орудия «Пантера», 34 учебных самолета Т-37В, два сторожевых катера. Предполагается строительство 4 фрегатов для Пакистана по турецкому проекту, в т.ч. двух – в самом Пакистане.

В ХХI в. Исламабад приобретал подержанную технику в арабских странах. Из Ливана пришло 10 «Миражей-3», из Ливии – 10 «Миражей-5», из ОАЭ – около 20 французских вертолетов, из Иордании – 13 F-16А/В и 8 вертолетов АН-1 «Кобра».

Основным поставщиком техники в Пакистан по-прежнему является Китай. Напрямую он продал Пакистану около 150 буксируемых орудий, 10 ЗРК FM-90 и 3 LY-80, 50 ПЗРК FN-6, не менее 20 зенитных орудий, 60 истребителей J-7, 4 самолета ДРЛО, 3 боевых вертолета WZ-10, 6 многоцелевых вертолетов, не менее двух боевых БПЛА, различное авиационное и корабельное вооружение. При этом активно развивается совместное и лицензионное производство техники. Главными совместными проектами являются выпуск в Пакистане танков Туре 90-2 (под названием «Аль-Халид») и истребителей JF-17. Кроме того, полностью или частично в Пакистане собираются или строятся китайские учебные самолеты К-8, РСЗО А-100, ПТРК HJ-8 (под названием «Бактар Шикан»), боевые БПЛА СН-3, фрегаты и корветы нескольких типов. Предполагается приобретение Пакистаном 8 новейших китайских ПЛ с ВНЭУ, из которых 4 будут построены в самом Пакистане.

Благодаря развитию собственного ВПК Пакистан постепенно становится экспортером вооружений. Основным экспортным товаром страны в области вооружений являются упомянутые выше учебные самолеты «Мушак». Их получили ВС Ирана, ВС Сирии, ВС Саудовской Аравии, ВС Омана, ВС Катара, ВС Нигерии. Предполагается поставка «Мушаков» в Турцию и Азербайджан. Для ВС Ирака из Пакистана было поставлено 44 БТР «Талха». ВС Малайзии приобрели ПЗРК «Анза-2» (китайские QW-1) и ПТРК HJ-8, последние поступили также в ВС Шри-Ланки. Начались поставки истребителей JF-17 для ВС Мьянмы, эти самолеты собирается также приобрести Нигерия.

В последнее время в Вашингтоне «внезапно заметили» (не прошло и четверти века), что «Талибан» отнюдь не чужд Исламабаду. В связи с этим США начали оказывать довольное сильное давление на Пакистан, что автоматически вызывает его еще большее сближение с КНР. Исламабад уже стал членом созданного Пекином военного блока, через него проходит важнейший для Китая транспортный коридор, в конце которого размещена крупная китайская ВМБ Гвадар. Пакистан является важнейшим элементом организованного Китаем стратегического окружения Индии и столь же важнейшим участником глобального китайского проекта «Один пояс – один путь». Нет сомнений, что и ВС Пакистана будут и дальше всё сильнее китаизироваться.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

01 ноября 2018 15:41 1103
0
0