В итоге, ВС Индии имеют существенное военное превосходство
над ВС Пакистана, тем не менее, безоговорочным оно не является, особенно
учитывая наличие у обеих стран ядерного оружия и баллистических ракет, вплоть
до БРСД. Противостоять же одновременно Китаю и Пакистану (даже если
игнорировать Бангладеш и Мьянму как потенциальных союзников Китая) Индия не
способна. Это также означает, что ей еще очень далеко до статуса сверхдержавы и
даже в роли региональной державы она имеет серьезные проблемы (с учетом сложнейшей
специфики регионов Южной и Восточной Азии).
Нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди провозгласил
лозунг «Делать в Индии», что, разумеется, касается вооружений и техники, причем
в первую очередь именно их. Совершенно очевидно, однако, что в
военно-технической сфере реализовать этот лозунг Индия сможет только путем
очень широкого международного сотрудничества, своими силами это в обозримом
будущем совершенно невозможно. В связи с этим роль России в геополитике Индии может
даже возрасти, поскольку, как было сказано выше, традиции военного и
военно-технического сотрудничества с ней у Индии очень большие, к тому же
только Россия готова предоставить Индии практически любую военную технику и
почти любые военные технологии. Хотя, например, США сегодня предлагают Индии
участвовать в программе производства и закупок истребителя 5-го поколения F-35, вполне очевидно, что
доля в ней Индии была бы ничтожна и совершенно несопоставима с ее вкладом в российско-индийский
проект FGFA. Производимые
сейчас по российской лицензии танки Т-90 и истребители-бомбардировщики Су-30
теперь уже в любом случае долгие годы будут составлять основу бронетанковых
войск и ВВС Индии. Без российских кораблей и корабельных вооружений, включая
палубную авиацию, не смогут развиваться ВМС Индии, строительству которых Дели
придает в настоящее время огромное значение. Только Россия может обеспечить
полное обновление наземной ПВО Индии, поскольку даже США не обладают полным
спектром ЗРК и ЗРС всех дальностей и высот (именно в связи с этим идет речь о
закупках Индией ЗРС С-400). Таким образом, никакая другая страна заменить
Россию в сфере строительства ВС Индии не способна, возможно лишь дополнение к
российским вооружениям по отдельным классам техники.
При этом, однако, необходимо понимать, что военное
строительство Дели ведет и будет вести не только ради сверхдержавного статуса,
но и, в первую очередь, для достижения решающего превосходства над Пакистаном и
для сдерживания Китая. Поэтому, продолжая навязывать Индии союз с Китаем,
Россия может создать самой себе проблемы и ограничить очень хорошие перспективы
военного и военно-технического сотрудничества с Дели, подталкивая его в сторону
Вашингтона, вопреки как собственным интересам, так и желанию Индии.
Тем не менее, создание полномасштабного
индийско-американского союза не представляется возможным по описанным выше
причинам, коренного изменения ситуации в этом плане не предвидится. Гораздо
вероятнее дальнейшее развитие отношений Дели с «себе подобными» (Израилем,
Японией и др.), которые, впрочем, вряд ли примут какие-либо институциональные
формы. Скорее всего, именно такие неформализованные «горизонтальные связи» с азиатскими
региональными державами, а не тесный союз с одной из сверхдержав, будут основой
геополитической стратегии Индии в ближайшие годы.
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и
военного анализа