Отношения современной России со странами Латинской Америки
носят, в первую очередь, политический характер, экономика в данном случае
полностью подчинена политике. В основе этих отношений лежит традиционная для
латиноамериканцев нелюбовь (часто – откровенная ненависть) к «гринго», т.е. к
США. В политическом плане Латинская Америка для США является тем же, чем
Восточная Европа для России.
Москва успешно использует латиноамериканских левых, которые
в последние два десятилетия пришли к власти в целом ряде стран континента, в
своих внешнеполитических целях. В частности, из трех стран, которые, кроме
самой России, признали независимость Абхазии и Южной Осетии, две –
латиноамериканские (Венесуэла и Никарагуа). Эти же страны, а также Куба всегда
голосуют за Россию против Грузии по соответствующим резолюциям ООН. Из 10
стран, которые (опять же, кроме самой России) 27 марта 2014 г. проголосовали в
Генассамблее ООН против резолюции в поддержку территориальной целостности
Украины (имелся в виду переход Крыма в состав России), четыре представляли
Латинскую Америку (Куба, Венесуэла, Никарагуа, Боливия), при том, что из стран
СНГ таковых было всего две (Белоруссия и Армения). Из шести зарубежных стран,
официально признавших принадлежность Крыма России, три – латиноамериканские
(Куба, Никарагуа, Венесуэла), при том что среди стран СНГ таковых нет вообще.
Соответственно, для Москвы латиноамериканские левые режимы представляют собой
ценный политический ресурс. Впрочем, ей важны любые контакты со всеми
латиноамериканскими странами (не только с левыми режимами), особенно с
крупнейшими – Бразилией и Аргентиной. К тому же отношения с Бразилией важны еще
и в аспекте развития проекта БРИКС, которому Москва придает исключительно
большое политическое и пропагандистское значение (гораздо большее, чем из него
можно извлечь практической пользы).
Вполне естественно, что Россия хотела бы экспортировать в
Латинскую Америку свой самый успешный после энергоносителей товар – боевую
технику. Однако здесь имеется сильное объективное ограничение – низкая
платежеспособность латиноамериканских стран. Причем, естественно, чем левее в
стране режим, тем она беднее. Просто дарить оружие своим клиентам, как это
делал СССР, Россия не была готова даже до начала нынешнего экономического
кризиса.
БТР-80
Тем не менее, на латиноамериканском рынке вооружений Россия
действует гораздо успешнее, чем СССР. В советское время Москва дарила оружие
Кубе и Никарагуа, в ограниченном количестве продавала в Перу и в ничтожном –
Гайане. После распада СССР поставки на Кубу, в Никарагуа и Гайану прекратились
из-за отсутствия у них денег, зато Россия вышла на совершенно новые для себя
рынки на этом континенте.
В 90-е гг. Россия продолжила поставки оружия для ВС Перу,
причем часть из них была начата еще в СССР. Эта страна получила 10 вертолетов
Ми-8, 3 истребителя МиГ-29 и ракеты Р-77 и Р-73 для них, 4 военно-транспортных
самолета Ан-32. Кроме того, в 90-е гг. для ВС Мексики были проданы 22 вертолета
Ми-8, для ВС Бразилии – 112 ПЗРК «Игла», для ВС Колумбии – 10 Ми-8, для ВС
Эквадора – 7 Ми-8 и 222 ПЗРК «Игла-1», для ВС Аргентины – 8 учебных самолетов
Су-29, для ВС Венесуэлы – 18 Ми-8 и Ми-17.
В 2000-е гг. объемы продаж российского оружия в Латинскую
Америку значительно расширились. За это десятилетие Россия поставила Колумбии 8
БТР-80 и 15 Ми-8, Эквадору – 50 ПЗРК «Игла», Мексике – 30 ПЗРК «Игла», 2
самолета Ан-32, 2 вертолета Ми-26 и 10 Ми-8, Перу – 6 учебных самолетов Ил-103
и 288 ПТРК «Корнет». Но настоящим прорывом стали поставки в Венесуэлу. Никогда
не приобретавшая ранее российское оружие (кроме вышеупомянутых Ми-8 в 90-е),
она сразу стала одним из крупнейших в мире его покупателей, на некоторое время
обойдя по объемам закупок даже Китай. В 2000-е гг. она купила в России 24
истребителя-бомбардировщика Су-30МКВ2 и значительное количество авиационного
вооружения к ним (ракеты Р-27, Р-73, Х-29, Х-31, Х-59, УАБ КАБ-500), 10 боевых
вертолетов Ми-24 и Ми-35, 38 многоцелевых Ми-8 и 3 транспортных Ми-26, 200 ПЗРК
«Игла-С», значительное количество стрелкового оружия и вспомогательной техники.
В 2010-е гг. крупнейших приобретателем российского оружия в
Латинской Америке осталась Венесуэла, которая по ранее подписанным контрактам
получила 11 дивизионов ЗРК С-125М, 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1», 2 дивизиона ЗРС
С-300ВМ, 92 танка Т-72М1, 123 БМП-3, 114 БТР-80А, 48 САУ 2С19 «Мста» и 13 2С23
«Нона-СВК», 24 миномета 2С11, 24 РСЗО БМ-21 «Град» и 12 «Смерч». Впрочем, из-за
нынешнего катастрофического ухудшения экономической ситуации в Венесуэле
дальнейших закупок ею оружия не предполагается даже теоретически. Кроме того, в
2010-13 гг. Аргентина купила у России 5 вертолетов Ми-8, Бразилия – 12 Ми-24ВМ
(Ми-35) и 300 ПЗРК «Игла-С», Эквадор – 2 Ми-8, Мексика – 3 Ми-8, Перу – 2
Ми-24П и 30 Ми-8 и Ми-17. Кроме того, на вооружении ВС Никарагуа появились по
11 БМП-1 и БТР-70, хотя официально об их поставках из России ничего не
сообщалось, а в 2016 г. – 20 танков Т-72 (всего их предполагается поставить
50).
Самолет Ан-32
Каковы дальнейшие перспективы поставок российских вооружений
в Латинскую Америку сейчас сказать достаточно сложно. Всерьез обсуждается
поставка в Бразилию нескольких ЗРПК «Панцирь-С1» и дополнительного количества
ПЗРК «Игла», в Никарагуа – 2 ракетных катеров пр. 12418 и 4 сторожевых катеров,
однако переговоры с Бразилией сейчас заморожены из-за отсутствия у нее денег,
причем тенденции здесь крайне неблагоприятны (страну разорили коррупция и
спортивные мегапроекты). Дальнейшему расширению поставок мешают низкая
платежеспособность стран континента и значительная конкуренция на данном рынке,
причем не только со стороны США, европейских стран и Израиля, как это было
раньше, но теперь и Китая. В частности, Китай постепенно становится важнейшим
поставщиком оружия для ВС Боливии и имеет очень хорошие перспективы в
Аргентине. ВС Аргентины с точки зрения их оснащения современной техникой
находятся в катастрофическом состоянии, особенно это относится к ВВС. При этом
Великобритания блокирует поставки в Аргентину любых современных вооружений, в
первую очередь – боевых самолетов из Европы и Израиля. Это значительно улучшает
перспективы России и Китая на аргентинском рынке. Сейчас преимущество явно
имеет Китай, всерьез обсуждается возможность продажи Аргентине истребителей
JF-17 или даже J-10, которые пока никуда не экспортировались. Сообщения о
продаже Аргентине российских фронтовых бомбардировщиков Су-24 оказалось лишь
слухами.
Кроме поставок оружия, в последние годы имели место заходы
российских кораблей в порты Латинской Америки и совместные учения. В декабре
2008 г. два корабля Северного флота (атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и
БПК «Адмирал Чабаненко») провели совместные учения с ВМС Венесуэлы
(«ВЕНРОС-2008»), затем «Чабаненко» заходил в никарагуанский порт Блуфилдс. В
августе 2013 г. ракетный крейсер Черноморского флота «Москва» посетил Гавану,
Коринтос (Никарагуа), Ла-Гуайру (Венесуэла). В октябре 2016 г. в Гавану пришел
сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». На Кубу регулярно заходят вспомогательные
суда ВМФ РФ. В ходе визита в Никарагуа министр обороны РФ Сергей Шойгу подписал
соглашение об упрощенном (уведомительном) режиме захода кораблей ВМФ РФ в порты
этой страны.
В сентябре 2008 г. впервые в истории два стратегических
бомбардировщика ВВС РФ Ту-160 совершили перелет на иностранный аэродром, коим
стала ВВБ Либертадор в Венесуэле, где российские самолеты пробыли неделю.
Осенью 2013 г. два Ту-160 вновь посетили Венесуэлу, откуда перелетели в
Никарагуа, а затем обратно в Венесуэлу. На обратном пути их сопровождали два
истребителя ВВС Колумбии «Кфир», поскольку в Колумбии посчитали, что российские
бомбардировщики нарушили ее воздушное пространство. Больше до сего момента
российская стратегическая авиация ни в какие зарубежные страны не летала ни
разу. До определенной степени эти полеты можно считать «репетицией» боевого
применения «стратегов» в Сирии в 2015-16 гг.
В марте 2015 г. в Венесуэле прошли крупномасштабные учения
всех видов ВС, в которых принимали участие российские военнослужащие,
выполнявшие роль инструкторов на технике, которая еще не до конца освоена
самими венесуэльцами.
До сих пор достаточно активно обсуждается возможность
размещения в Латинской Америке постоянных ВВБ и ВМБ ВВС и ВМФ РФ. Однако в
реальности это практически исключено, поскольку содержание таких баз является
очень дорогостоящим, при этом в военном отношении они бессмысленны: в случае
обострения отношений между Россией и США американские ВВС и ВМС легко блокируют
такие базы, а в случае конфликта мгновенно их уничтожат. Исключением может
стать лишь восстановление центра радиоэлектронной разведки в кубинском Лурдесе
(военной базой его считать нельзя, при этом «разведки много не бывает»), но
вероятность реализации и этого сценария крайне низка. Военное сотрудничество
России с латиноамериканскими союзниками будет по-прежнему ограничиваться
визитами кораблей и самолетов без постоянного базирования, а также короткими
совместными учениями.
Бразилия никогда не участвовала в военном сотрудничестве с
РФ, зато играет значительную роль в функционировании российской глобальной
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. На данный момент это единственная
зарубежная страна, где расположена наземная станция этой системы (еще 14 таких
станций находится на территории самой России и одна – на российской станции
«Беллинсгаузен» в Антарктиде). Предполагается развернуть еще 10 зарубежных
наземных станций ГЛОНАСС, из которых 4 должны быть расположены в Латинской
Америке – на Кубе, в Никарагуа и еще две в Бразилии.
Таким образом, как было сказано в начале статьи, в отношениях между Россией и странами Латинской Америки политика полностью доминирует над экономикой и нет никаких сомнений, что подобная ситуация сохранится в обозримом будущем. Впрочем, сейчас имеется явная тенденция к ослаблению латиноамериканских левых (в частности, они потеряли власть в Бразилии и Аргентине), что значительно ухудшает перспективы сотрудничества Москвы со странами этого самого далекого от России континента.