Общие вопросы и тенденции
Общие вопросы и тенденции
Союз нерушимый
      «Агрессивный империалистический блок НАТО» хорошо известен любому жителю Земли, который хоть что-то знает о мировой политике. При этом, по крайней мере, на данный момент как военная сила, так и внутренняя сплоченность НАТО вызывают очень серьезные сомнения. Возможно, что такие сомнения были и раньше, только они не слишком явно проявлялись. Поэтому «главная страна» НАТО, США, давно создали дополнительную систему союзов, некоторые из которых, возможно, даже крепче НАТО.
      В частности, крепче него союз англосаксонских стран – США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Все они когда-то входили в Британскую империю, которую США покинули в конце XVIII в. через войну, а остальные ушли в середине ХХ в. мирным путем, при этом юридически оставшись членами Британского Содружества наций. 
      Во время Второй Мировой США, Великобритания и ее доминионы воевали, по сути, как единое целое. После войны было решено сохранить сотрудничество. В настоящее время между ВС США, ВС Великобритании, ВС Канады, ВС Австралии и ВС Новой Зеландии действует целый ряд совместных программ. Эти программы направлены на достижения максимальной интероперабельности, т.е. возможности и дальше действовать в случае необходимости как единое целое. Это подразумевает выработку единых технических и оперативных стандартов, унификацию обучения, обмен информацией, в т.ч. разведывательной, совместные перспективные разработки и т.д. Для сухопутных войск действует программа ABCANZ, для ВВС – ASIC, для ВМС – AUSCANNZUKUS, для структур РЭР и РТР – UKUS SIGINT, для военно-научных сообществ - ТТСР. В ХХI в. в ходе войн в Ираке и Афганистане все эти программы нашли практическое применение. По сути, англосаксонские армии стали настоящим «ядром» группировок в обеих странах, они воевали гораздо активнее, чем европейские члены НАТО, которые скорее демонстрировали свое присутствие, чем действительно участвовали в боевых действиях.   
При этом внутри англосаксонского блока существуют другие, более узкие форматы. Один из них – созданная еще в 1957 г. система ПВО Североамериканского континента NORAD, объединяющая США и Канаду (штаб находится на базе ВВС США Петерсон, запасной КП – под горой Шайенн, штат Колорадо). В нее входит три района – Аляски, Канады и континентальной части США. Два последних, в свою очередь, делятся каждый на западный и восточный сектора. В задачу НОРАД входит обнаружение воздушно-космического авиационно-ракетного нападения на Северную Америку. После терактов 11 сентября 2001 г. система также контролирует движение всех невоенных летательных аппаратов в воздушном пространстве двух стран. 
      В систему входят многочисленные (более 50) РЛС, расположенные на Аляске и вдоль всех побережий Канады. Данные о космических угрозах предоставляет Космическое командование США. Американский западный сектор включает ВВС Национальной гвардии штатов Аризона, Калифорния, Колорадо, Оклахома, Орегон, Техас и Южная Дакота. В восточный сектор входят ВВС Национальной гвардии федерального округа Колумбия (столица страны Вашингтон), штатов Алабама, Вермонт, Вирджиния, Висконсин, Массачусетс, Нью-Джерси, Луизиана, Миннесота, Огайо, Флорида, Южная Каролина. Небольшие по размерам ВВС Канады включены в систему НОРАД целиком, как и 11-я Воздушная армия США, развернутая на Аляске. Задачи НОРАД решают американские истребители F-15, F-16, F-22, самолеты ДРЛО Е-3, канадские CF-188 (F-18). 
Еще одним англосаксонским военным форматом является блок ANZUS, включающий США, Австралию и Новую Зеландию. Он был создан в 1951 г. и стал своеобразным «тихоокеанским мини-НАТО». Существовал еще и блок ANZUK (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Малайзия, Сингапур), но он прожил всего пять лет (1971-75 гг.). АНЗЮС участвовал в Корейской и Вьетнамской войнах. При этом, впрочем, участие Новой Зеландии во всех войнах англосаксов минимально, что объясняется не только ее весьма ограниченными военными возможностями, но и политической позицией. В 1986 г. Новая Зеландия запретила заходить в свои порты кораблям ВМС США с ядерным оружием и ядерными ЭУ, что чуть было не похоронило АНЗЮС. Кроме того, не только Новая Зеландия, но и Австралия не собираются воевать за Тайвань в случае агрессии Китая, хотя членство в АНЗЮС, вроде бы, их к этому обязывает.
      С Тайванем у США имеется двусторонний договор об оказании ему военной помощи в случае внешнего нападения (при том, что официально Вашингтон считает Тайвань частью КНР). Впрочем, есть огромные сомнения в том, что США на самом деле будут этот договор выполнять – ВС КНР теперь слишком сильны, война с Китаем обошлась бы Штатам чрезвычайно дорого, Тайвань этого не стоит. Если Пекин пойдет на силовой вариант присоединения острова и проведет эту операцию быстро, США вмешиваться не будут. Если же ВС Тайваня смогут оказать серьезное сопротивление агрессорам, у Вашингтона возникнут серьезные политические проблемы, внешние и внутренние. Потому что договоры нужно выполнять. Иначе репутационные потери могут оказаться больше потерь военных.  
      Аналогичные двусторонние соглашения об обороне у США существуют с Японией, Республикой Корея, Филиппинами, Израилем и Марокко. Причем все три восточноазиатские страны в настоящее время испытывают такие же сомнения – будут ли США их защищать, если противником окажется Китай? А в Республике Корея нет даже абсолютной уверенности в американской защите от КНДР. Отказ США защищать Грузию и Украину очень многих союзников Вашингтона навел на печальные размышления. 
      В 1989 г. в США был официально введен для иностранных государств статус «основной союзник вне НАТО». Этот статус может быть присвоен всего лишь распоряжением президента или министра обороны при согласии госсекретаря и дает соответствующей стране существенные преференции при получении американской военной помощи в различных ее формах. «Основными союзниками» сразу стали Австралия, Япония, Республика Корея, Израиль и Египет. В 90-е гг. к ним добавились Новая Зеландия, Иордания и Аргентина. В первой половине 2000-х список «основных союзников» расширился существенно – ими стали Филиппины, Таиланд, Пакистан, Кувейт, Бахрейн и Марокко. В 2010-х «основных союзников» стало 16 за счет добавления Афганистана и Туниса. Как видно, их список полностью «поглощает» все предыдущие форматы (лишь Тайвань в нем отсутствует – именно потому, что в Вашингтоне очень сильно сомневаются в готовности его защищать). 
      При этом ВС Афганистана, ВС Туниса, ВС Филиппин, ВС Бахрейна, да и ВС Кувейта и ВС Аргентины обладают ничтожным потенциалом, поэтому союз с ними весьма обременителен для США в военном отношении. ВС Пакистана, наоборот, очень сильны, но отношения Вашингтона с Исламабадом в последнее время резко испортились: американцы «внезапно заметили», что Пакистан всю жизнь поддерживал афганских талибов. Поэтому по-настоящему крепкими являются только союз англосаксов и, конечно, «вечный» союз США и Израиля. 

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
15 июля 2018 15:05 938
0
0