Общие вопросы и тенденции
Общие вопросы и тенденции
Главная / Военная аналитика / Геополитика / Общие вопросы и тенденции / Всеобъемлющее стратегическое партнерство
Всеобъемлющее стратегическое партнерство
Поездка председателя КНР Си Цзиньпина по Ближнему Востоку стала, по-видимому, самой интересной и значимой из всех его зарубежных визитов за всё время его пребывания на данном посту с точки зрения набора посещаемых стран и геополитической ситуации в данном регионе. 

Как хорошо известно, Саудовская Аравия и Иран уже много лет находятся в состоянии жесткой конфронтации по двум основным причинам. Экономической причиной конфронтации является конкуренция между ними как крупнейшими экспортерами нефти. Политической причиной является борьба за лидерство в исламском мире, усугубляемая межконфессиональными противоречиями: в Саудовской Аравии доминирует суннитский ислам в наиболее жестком ваххабитском варианте, Иран – оплот шиитского ислама. 

С 2011 г. конфронтация между Эр-Риядом и Тегераном дошла до стадии войны, ведущейся чужими руками: сначала в Сирии, затем в Ираке (с 2014 г.) и Йемене (с 2015 г.). В настоящее время страны находятся в состоянии, близком к открытой войне между собой, дипломатические отношения между ними уже разорваны.

Что касается Египта, он обладает самым большим в арабском мире демографическим и военным потенциалом и политическим влиянием, но пребывает в очень тяжелом экономическом положении. Фактически, сейчас Каир находится на содержании Эр-Рияда, который рассматривает огромные ВС Египта как важнейший резерв на случай войны против Ирана (как показывает война в Йемене, ВС Саудовской Аравии не смогут противостоять ВС Ирана). При этом военные, находящиеся у власти в Египте, сильно тяготятся таким положением, поскольку крайне отрицательно относятся к исламистам. Тем не менее, альтернативного Эр-Рияду спонсора Каир пока найти не может.
Несмотря на столь непростую ситуацию в регионе, китайский лидер в январе 2016 г. совершил поездку по маршруту Эр-Рияд – Каир – Тегеран. Многие наблюдатели считают, что главной целью поездки были переговоры о поставках нефти, поскольку враждебные друг другу Саудовская Аравия и Иран являются при этом главными поставщиками нефти в КНР. Однако уже совершенно очевидно, что интересы Си Цзиньпина выходили далеко за рамки нефтяной темы. 

Председатель КНР Си Цзиньпин и король Саудовской Аравии Сальман ибн Абдель Азиз аль Сауд объявили об установлении всеобъемлющих отношений стратегического партнерства между Китаем и Саудовской Аравией. Саудовская Аравия намерена активно участвовать в проектах развития транспортно-коммуникационных возможностей в рамках инициативы «одного пояса, одного пути» (экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути ХХI в.) и надеется стать важным каналом китайско-африканского торгово-экономического развития. 
Китай и Саудовская Аравия подписали заявление о решительной борьбе с угрожающим миру и стабильности во всем мире терроризмом в любых формах и об усилении сотрудничества в области безопасности. В документе отмечается, что Китай поддерживает усилия Саудовской Аравии и других стран в противодействии терроризму.

Китай и Саудовская Аравия подтвердили позицию по содействию единству, независимости и суверенитету Йемена, заявили о поддержке легитимных властей Йемена и соответствующих резолюций Совета безопасности ООН, а также предложений Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по ситуации в Йемене.

Приведенные заявления весьма значимы. Концепция Шелкового пути на данный момент является важнейшим внешнеэкономическим и внешнеполитическим проектом Пекина. Кроме того, Китай уже много лет ведет очень активную экономическую и политическую экспансию в Африку. Саудовская Аравия теперь не только стремится максимально активно участвовать в проекте Шелкового пути, но и предлагает себя на роль «моста» между Китаем и Африкой. 

Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Ирана Хасан Роухани 


С другой стороны, для Эр-Рияда важнейшим внешнеполитическим проектом на данный момент является создание собственной «антитеррористической коалиции», включающей ряд азиатских и африканских стран. Не декларируемой открыто, но совершенно очевидной целью этой коалиции является противостояние отнюдь не «Исламскому халифату» и «Аль-Каиде», а Ирану и его основным союзникам в регионе – России и Сирии (в лице президента Асада и его сторонников), т.е. тем, кто борется против «Исламского халифата» и «Аль-Каиды». Соответственно, Китай поддержал саудовскую коалицию. Более того, он поддержал и позицию Эр-Рияда по ситуации в Йемене, которая диаметрально противоположна позиции Тегерана (тот поддерживает в Йемене повстанцев-хуситов, воюющих против формально «законного правительства» и поддерживающих его войск Саудовской Аравии и других аравийских монархий) и не совпадает с позицией Москвы (только Россия воздержалась в Совбезе ООН при голосовании по резолюции в поддержку официальных властей Йемена). 

В Каире Си Цзиньпин не только провел переговоры с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, но и выступил в штаб-квартире Лиги арабских государств. В этом выступлении была, фактически, изложена китайская программа урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, хотя до последнего времени Пекин стремился всячески избегать официальных заявлений на данную тему. 

«Использование силы не позволяет найти решения проблем. Стороны конфликта должны сфокусировать внимание на процесс политического урегулирования существующих вопросов», - указал китайский лидер. Ни действия Запада в Ираке, ни так называемая «арабская весна», ни продолжающаяся уже пять лет гражданская война в Сирии не смогли вернуть народам мир и стабильности в регионе. Политические консультации являются единственным способом окончательного урегулирования сложного конфликта на Ближнем Востоке. Западное вмешательство вперемешку с эгоистичными интересами и желанием манипулировать привело лишь к ухудшению региональной ситуации в области безопасности.

Помимо диалога, будущее региона во многом зависит от его экономического развития. Выступление Си Цзиньпина дало понять, что Китай готов и способен оказывать помощь и принимать участие в сотрудничестве в этом направлении. Чтобы помочь улучшить благосостояние населения и содействовать развитию в арабском мире, председатель КНР, по мнению которого беспорядки на Ближнем Востоке происходят из-за недостатка развития, объявил о ряде шагов, включая предоставление кредитов, оказание финансовой помощи и создание общего инвестиционного фонда. Си Цзиньпин твердо заявил, что Китай не намерен назначать ставленников или предпринимать попытки заполнить «вакуум» на Ближнем Востоке. То, чего хочет Китай, - это взаимовыгодное сотрудничество. Именно поэтому он приглашает все страны региона к участию в реализации инициативы «один пояс, один путь». Желательно, чтобы все игроки в регионе отказались от гордости и предрассудков, перестали придерживаться антагонистического мышления, серьезно рассмотрели китайские предложения и объединили усилия для урегулирования сложной ситуации в ближневосточном регионе.

Предложения Си Цзиньпина чрезвычайно значимы. С одной стороны, они, что вполне ожидаемо, направлены на вывод стран Ближнего Востока из-под влияния Запада. С другой стороны, из них совершенно однозначно следует, что Китай ни в коем случае не собирается присоединяться и к иранско-российской коалиции и поддерживать Асада. Более того, фразу «использование силы не позволяет найти решения проблем» следует однозначно рассматривать как косвенное осуждение российского и иранского военного вмешательства в Сирии. Пекин будет проводить собственную политику на Ближнем Востоке исключительно в собственных интересах. В первую очередь, речь идет о вышеупомянутом проекте Шелкового пути. Естественно, что для проведения в жизнь своего плана Пекин будет использовать свою наиболее сильную сторону – экономический потенциал. 

Официальный представитель МИД КНР Хун Лэя

Необходимо отметить, что 13 января, за несколько дней до зарубежной поездки Си Цзиньпина, китайское правительство обнародовало доклад «Политика Китая в отношении арабских государств». Это первый подобный документ, в котором обрисованы прекрасные перспективы китайско-арабского взаимовыгодного сотрудничества на основе реализации инициативы «один пояс, один путь». 

В конце своей поездки председатель КНР прибыл в Тегеран. Си Цзиньпин стал первым мировым лидером, который посетил Иран после снятия санкций. По итогам встречи с президентом Ирана Хасаном Рухани стороны объявили об установлении отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества. Китай поддерживает заявку Ирана на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в качестве полноправного государства-члена организации. Иран и КНР, приветствуя ядерное соглашение между Тегераном и «шестеркой» мировых держав, считают, что это соглашение поможет гарантировать мирный характер ядерной деятельности в Иране.
Таким образом, Пекин установил с Эр-Риядом и Тегераном одинаковые отношения «всеобъемлющего стратегического партнерства (сотрудничества)», несмотря на вышеупомянутую жесткую конфронтацию между Саудовской Аравией и Ираном. По-видимому, Китай является единственной крупной державой, которая может сегодня позволить себе подобную «роскошь», причем как Эр-Рияд, так и Тегеран заведомо истолкуют итоги поездки Си Цзиньпина исключительно в свою пользу, «не заметив», что аналогичные отношения Пекин установил и с главным оппонентом.  

Впрочем, следует отметить, что если в сфере экономики Китай устанавливает максимально тесные связи со всеми тремя странами, которые посетил Си Цзиньпин, в политической сфере он всё же в большей степени склоняется на сторону Саудовской Аравии. Сразу несколько заявлений Си Цзиньпина можно явно истолковать, как политическую поддержку позиции Эр-Рияда, но ни одно – как поддержку Тегерана и, соответственно, нынешнего руководства Сирии. Это стало очередным подтверждением того, что ни о каком реальном союзе Пекина с Москвой на Ближнем Востоке не может быть и речи (поскольку позиция России очень близка к позиции Ирана и кардинально расходится с саудовской позицией) и вообще всё «стратегическое партнерство» России и Китая является не более чем пропагандистским штампом. 

В целом, намерения китайского руководства сделать Ближний Восток своей сферой влияния путем его включения в проект «Шелкового пути» является наиболее амбициозным внешнеполитическим шагом Пекина за весь период после начала реформ Дэн Сяопина в 1978 г. Его успешная реализация перевела бы Китай в совершенно новое геополитическое качество, в котором он никогда в своей истории не находился. Однако реализовать данный проект будет исключительно сложно в силу множества политических, экономических, военных, национальных и конфессиональных проблем. Тем не менее, сам факт наличия у Пекина подобных амбиций означает, что Китай окончательно и бесповоротно отказался от прежних добровольных внешнеполитических самоограничений и стремится стать глобальной сверхдержавой, ни в чем не уступающей США и во всем превосходящей Россию.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
01 февраля 2016 12:12 1497
0
1