Китай и Тайвань
Китай и Тайвань
Пояс и путь Китая
Тихо, незаметно, но очень уверенно Китай наращивает военную активность за рубежом.

2017 год еще не закончился, однако в течение него ВС КНР в различных формах провели совместные учения не только с российским ВМФ, но и с ВС Франции, ВС Италии, ВС Греции, ВС Брунея, ВС Таиланда, ВС Мьянмы, ВС Австралии, ВС Бангладеш, ВС Шри-Ланки, ВС Пакистана, ВС Таджикистана, ВС Ирана, ВС Омана, ВС Белоруссии. Многие из этих учений прошли очень далеко от границ Китая. А уж визиты китайских боевых кораблей в порты всех континентов давно стали обыденностью.

В настоящее время основу внешней и внешнеэкономической политики Пекина в Восточном полушарии является концепция «Один пояс – один путь» («Новый шелковый путь»), призванная создать транспортные коридоры через Евразию и Африку, по сути, привязывая экономики государств этих континентов к экономике КНР. 

Одной из составляющих стратегии обеспечения безопасности «Нового шелкового пути» является создания сети базирования ВМС НОАК за пределами КНР. Цепь этих баз уже получила название «Нить жемчуга».

При этом в «Новый шелковый путь» вовлекаются страны не только Азии и Африки, но и Европы, включая членов НАТО. Со всеми этими странами Пекин всячески стремится укреплять сотрудничество, в т.ч. военное. Проводятся совместные учения, визиты военных делегаций и т.д. Множество различных мероприятий проведено в нынешнем году. 

Так, в мае 2017 г. фрегат «Чжучжоу» пр. 056 Южного флота ВМС НОАК провел совместные учения с французским фрегатом «Корбет» типа «Лафайет», совершившим недельный визит в Шанхай. Отрабатывались двусторонняя связь, спасательные операции, поиск и захват судна, заправка в море. 

Также в мае фрегат «Хуангшань» пр. 054А ЮФ ВМС НОАК посетил Сингапур. Он принял участие в международной военно-морской выставке IMDEX-2017, в Военно-морском симпозиуме западной части Тихого океана (проводится с 1987 г.) и в праздновании 50-летия ВМС Сингапура. В рамках симпозиума были проведены многосторонние совместные учения. 

В апреле эсминец «Чанчунь» пр. 052С, фрегат «Цзинчжоу» пр. 054А и судно комплексного снабжения «Чаоху» Восточного флота ВМС НОАК начали поход, продолжавшийся полгода. Корабли посетили Филиппины, Малайзию, Вьетнам, Мьянму, Бангладеш, Шри-Ланку, Пакистан, Иран, Оман, Джибути (где участвовали в открытии первой «полноценной» зарубежной базы НОАК), Италию, Турцию, Грецию, Саудовскую Аравию, Танзанию, Мальдивы, Индонезию, Бруней, Камбоджу и Таиланд. В большинстве случаев китайский отряд проводил совместные учения с ВМС тех страны, чьи порты посещал.

Другой отряд кораблей, в который входили эсминец «Хэфэй» пр. 052D, фрегат «Юньчэн» пр. 054А и судно снабжения «Ломаху» пр. 903А Южного флота ВМС НОАК, в июле провел совместные учения с ВМФ РФ в Балтийском море и принял участие в праздновании Дня ВМФ России. После этого отряд совершил трехдневные заходы в столицу Финляндии Хельсинки и столицу Латвии Ригу. 

Отряд кораблей Восточного флота ВМС НОАК в составе фрегатов пр. 054А «Хуангган» и «Янгчжоу», а также транспорта снабжения «Гаоюху» после антипиратской миссии у берегов Сомали в сентябре-октябре совершил заходы в бельгийский порт Антверпен, датскую столицу Копенгаген (гавань Нордхавн) и в британскую столицу Лондон.

Кроме того, госпитальный корабль ВМС НОАК «Дайшаньдао» в августе-сентябре посетил Коломбо на Шри-Ланке, Джибути, испанский порт Малага, а также Республику Конго. Жителям этих стран на борту корабля оказывалась медицинская помощь.

Очень большое внимание Китай уделяет сотрудничеству со странами Восточной Европы, ранее относившимися к социалистическому лагерю. 

Так, в июне для представителей 16 стран этого региона Министерство обороны КНР организовало специальный семинар. В ходе семинара была разъяснена необходимость укрепления сотрудничества между Китаем и восточноевропейскими странами в военной области для обеспечения безопасности «Нового шелкового пути». 

Также в июне Китай передал ВС Сербии военное оборудование и транспортные средства на сумму 900 тыс. евро. 

В сентябре Пекин посетил с официальным визитом министр обороны Армении Виген Саргсян. Обсуждались вопросы дальнейшего укрепления военного сотрудничества, в т.ч. в рамках развития инициативы «Один пояс – один путь». В связи с этим визитом возникло предположение о том, что Ереван может закупить в Китае определенное количество вооружения и боевой техники различных классов для ВС Армении.

В июле подразделения Народной вооруженной полиции КНР провели совместные антитеррористические учения «Объединенный щит – 2017» с подразделениями Внутренних войск МВД Белоруссии на территории этой страны в рамках укрепления и развития белорусско-китайского всестороннего стратегического партнерства. 

Необходимо отметить, что террористическая угроза для Китая достаточно ограничена, а для Белоруссии она отсутствует вообще. Соответственно, основной целью учений был обмен опытом в плане подавления внутренних беспорядков. 

Продолжается неторопливая работа по созданию первого полноценного военного блока под руководством Китая, куда кроме него войдут Пакистан, Афганистан и Таджикистан. Альянс был оформлен в 2016 г. в Урумчи, в нынешнем году в Душанбе прошло уже третье в его рамках совещание начальник генштабов. Также был проведен ряд учений участников «четверки». 

В частности, в сентябре на границе Китая и Таджикистана были проведены совместные антитеррористические учения пограничных войск двух этих стран. Было организовано совместное патрулирование границы, проведены упражнения по стрельбе, отрабатывались действия в непредвиденных ситуациях, применение различных оптических, инфракрасных, сейсмических приборов, предназначенных для обнаружения нарушителей границы. Учения считаются частью усилий по обеспечению безопасности «Нового шелкового пути». 

В сентябре на территории китайского СУАР состоялись двухнедельные военно-воздушные совместные учения ВВС НОАК и ВВС Пакистана «Шахин-VI» (первые подобные учения были проведены в 2011 г.). С китайской стороны в них участвовали бомбардировщики JH-7, истребители J-11В (безлицензионная копия Су-27), самолеты ДРЛО KJ-200. Пакистанская сторона представила истребители JF-17 (производятся в Пакистане по китайской лицензии) и самолеты ДРЛО. На учениях отрабатывались воздушные бои, нанесение ударов по наземным целям, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, применение оружия в ночных условиях. 

Учения имели статус антитеррористических, хотя неясно, какое отношение к борьбе с терроризмом имеет отработка воздушных боев и зачем для этой борьбы нужны самолеты ДРЛО.

В сентябре в китайской провинции Юннань состоялись совместные учения «Панда-Кенгуру» подразделений Южного командования НОАК и австралийской армии. В 2015 и 2016 гг. аналогичные учения проводились на территории Австралии. Учения 2017 г. продолжались 10 дней. Отрабатывались совместные действия в сложных природно-климатических условиях (горах и джунглях), в т.ч. преодоление водных преград и упражнения по выживанию. В учениях принимало участие всего по 10 военнослужащих с каждой стороны, однако в данном случае важен сам факт совместных учений подразделений НОАК и армии ближайшего союзника США. Причем учения не являлись полной формальностью и профанацией, а представляли практический интерес для обеих армий с чисто военной стороны. Дополнительной их целью было создание атмосферы взаимного доверия двух стран. 

В августе-сентябре шесть боевых самолетов ВВС НОАК прибыли в Таиланд для проведения совместных учений с ВВС этой страны. Отрабатывались различные тактические приемы и применение оружия. 

В октябре Китай передал ВС Филиппин стрелковое оружие, боеприпасы и военное оборудование для оказания этой стране помощи в борьбе с исламским терроризмом. При этом создается сильное впечатление, что единственной целью этой акции было укрепление политических связей с Манилой, что стало возможным при президенте Дутерте, а отнюдь не борьба с «халифатом» на Минданао, которая не имеет для Пекина никакого значения.

Таким образом, Пекин чрезвычайно активно работает над укреплением военного сотрудничества со странами Евразии и Африки, причем совершенно независимо от их политической ориентации и принадлежности к каким-либо военным, экономическим и политическим альянсам. Эта работа не очень заметна, но весьма эффективна, поскольку практически не встречает какого-то противодействия ни с чьей стороны. В долговременной перспективе она направлена не только и даже не столько на реализацию инициативы «Один пояс – один путь», сколько на превращение всего Восточного полушария в сферу безраздельного влияния Китая с полным вытеснением из него США. «Новый шелковый путь» является лишь полезным инструментом для решения этой глобальной задачи. 

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

24 ноября 2017 10:38 1150
0
0