У Швейцарии и Австрии много общего и много разного. Две
небольшие страны зажаты в Альпах, не имея выхода к морю. Обе они являются
нейтральными, не входя в военные блоки. Обе сохраняют воинский призыв, который
был поддержан населением почти одновременно на всенародных референдумах в 2013
г.
При этом, правда, историческая подоплека нейтралитета у
стран разная. У Швейцарии он «вечный», причем не только военный, но и
политический. А его залогом считается очень мощная армия, которая комплектуется
по уникальной милиционной системе. Австрия же несколько веков входила в число
великих европейских держав, была основой «двуединой» Австро-Венгерской империи.
После распада империи Австрия в 30-е гг. стала частью нацистской Германии и,
соответственно, «частичным виновником» Второй Мировой. После разгрома Германии
была вновь от нее отделена и стала нейтральной «по обязанности». При этом
нынешние ВС Австрии гораздо слабее, чем ВС Швейцарии.
Это же относится и к ВПК двух стран. Швейцария обладает
мощной военной промышленностью с высоким экспортным потенциалом. Возможности
австрийского ВПК гораздо ниже, поэтому страна в значительно большей степени
зависит от импорта боевой техники.
В
частности, Швейцария, купив в конце 50-х 300 танков «Центурион» в
Великобритании и ЮАР и 200 легких АМХ-13 во Франции, в 60-е – 70-е гг. уже сама
обеспечивала себя танками, построив сначала 150 машин Рz-61, а затем 390 Рz-68. Эти
танки оказались не слишком выдающимися, но вполне соответствующими эпохе.
Впрочем, продать их никому не удалось, к настоящему времени все эти машины
давно утилизированы. Производились для собственной армии и на экспорт (в
основном – в страны Латинской Америки) БТР «Гренадер» и «Роланд», но
параллельно приобретались американские БТР М113 общим количеством почти 1,5
тыс. единиц в нескольких модификациях.
В
Австрии в начале 70-х был создан легкий танк SK-105 «Кирасир», как для
собственной армии, так и на экспорт (наиболее крупными его покупателями стали ВС
Аргентины и ВС Марокко). Но большую часть танкового парка она
приобрела за рубежом, причем сразу во всех странах бывшей Антигитлеровской
коалиции – советские Т-34-85, британские «Чариотер», французские АМХ-13,
американские М41, М47, а затем М60А1/3. Легкой бронетехникой Австрия обеспечила
себя сама, создав в начале 60-х БТР 4К-4F, а затем 4К-7FA «Саурер».
Эти БТР также производились по лицензии в Греции под названием «Леонидас»,
около 200 таких машин приобрели ВС Нигерии, где они до сих пор воюют
против исламистов из «Боко Харам».
В 50-е –
60-е гг. Австрия получила из США, СССР и ЧССР около 200 буксируемых орудий,
минометов и РСЗО. После чего для обеих стран основной артсистемой стала
американская 155-мм САУ М109. Швейцария получила их 577 (только из США,
несколькими партиями вплоть до 90-х), из которых более 200 были модернизированы
в самой стране по варианту KAWEST. Австрия приобрела 110 таких САУ
в США и 101 в Великобритании, при этом 19 британских САУ были переделаны в КШМ.
В 80-е гг. эта страна поставляла в ряд стран Ближнего Востока (в т.ч. в воюющие
между собой Иран и Ирак) 155-мм гаубицы GHN-45 (была создана на основе
канадской GC-45), хотя в саму австрийскую армию это орудие так и не поступило.
Наземная
ПВО Швейцарии была составлена из британских ЗРК «Бладхаунд» и «Рапира»,
американских ПЗРК «Стингер». Австрия приобрела французские ПЗРК «Мистраль». Что
касается зенитной артиллерии, то Швейцария является одним из крупнейших в мире
ее производителей. В первую очередь речь идет о 35-мм орудиях GDF нескольких
модификаций. Этими орудиями обеспечена собственная армия, а также множество
других армий мира, включая и австрийскую.
Швейцария
является производителем легких самолетов серии РС: транспортных РС-6 и РС-12,
учебных РС-7, РС-9, РС-21. Ими обеспечены собственные ВВС, они в значительных
количествах экспортируются во многие страны мира, включая США и, опять же,
Австрию. Сама Австрия в последние годы начала производить для себя и на экспорт
легкие самолеты (учебные и разведывательные) DA40 и DA42, а также разведывательные БПЛА
вертолетного типа S-100 «Камкоптер».
Пилотируемые
вертолеты и боевые самолеты по собственным проектам ни Швейцария, ни Австрия не
производили. Впрочем, в Швейцарии в 80-е гг. были изготовлены по лицензии 90 из
110 закупленных ею американских истребителей F-5E/F. Ранее страна приобретала
британские истребители «Веном», «Вампир» и «Хантер», а затем французские
«Мираж-3», которые долгое время составляли основу ее ВВС. Австрия купила в 50-е
небольшое количество тех же «Вампиров», а затем перешла на шведские истребители
– сначала J-29, а затем J-35 «Дракен», прослужившие до начала ХХI в. Многоцелевые вертолеты обе
страны приобретали во Франции.
В конце
80-х Швейцария купила 45 немецких танков «Леопард-2», а затем произвела еще 335
таких машин по лицензии под названием Pz-87 (к настоящему времени большая
их часть продана в Германию с целью реэкспорта, либо переделана в инженерные
машины, большинство которых также продано за рубеж). Австрия 114 аналогичных
танков приобрела в конце 90-х из наличия ВС Голландии, при этом большая
часть имевшихся у нее М60 поступили на вооружение ВС Египта.
В начале
ХХI в. Швейцария купила в Швеции 154 БМП CV9030 и 32 КШМ на их базе. Для
собственной армии и на экспорт (на данный момент – только для ВС Германии)
был создан бронеавтомобиль «Игл», затем – бронеавтомобиль DURO (поступил
также на вооружение ВС Дании). Но главным успехом швейцарского ВПК стало
создание семейства БТР «Пирана» нескольких модификаций с колесными формулами от
4х4 до 10х10. Первые модификации были созданы еще в 70-е, производство
последних продолжается до сих пор. «Пираны» являются основными БТР швейцарской
армии и проданы во множество зарубежных стран общим количество до 10 тыс.
машин. На основе «Пираны» в Канаде созданы машины серии LAV, ими оснащены
ВС Канады, ВС Саудовской Аравии, морская пехота ВМС США. В
свою очередь, на основе машин LAV создана ББМ «Страйкер»,
являющаяся в настоящее время основной в сухопутных войсках США.
Австрия
купила немецкие бронеавтомобили «Динго» (их поступление продолжается) и
итальянские LMV, при этом в стране был создан БТР «Пандур», которым оснащена австрийская
армия, он также активно экспортируется, хотя и не так широко, как «Пирана».
Кроме того, совместно с Испанией была создана БМП ASCOD, которая в австрийской армии
получила название «Улан», в ВС Испании – «Пизарро». Эта БМП никуда не
экспортировалась, но на ее основе для ВС Великобритании будет выпущено
семейство боевых машин «Аякс» (589 единиц в нескольких вариантах). Также Австрия
предполагает приобрести 32 шведских сочлененных БТР BvS-10.
Обе
страны начали распродажу своих М109 (Швейцария – в Чили и Марокко, Австрия – в
Латвию), при этом никаких новых артсистем не приобретается.
В
середине 90-х ВВС Швейцарии приняли на вооружение американские палубные
истребители F/A-18C/D «Хорнет» (естественно, в «сухопутном» варианте) в количестве всего 34
машины. В середине 2000-х 44 F-5Е были проданы обратно в США,
где ими укомплектовали эскадрильи «Агрессор» (имитируют советские/российские
самолеты во время учений) в авиации морской пехоты. Руководство Швейцарии
предполагало заменить «Хорнеты» на 22 шведских истребителя «Гриппен-NG». Вопрос об
этой замене был в мае 2014 г. вынесен на всенародный референдум, который дал
отрицательный результат (53,4% голосов против). Теперь, по-видимому, «Хорнеты»
будут заменены на F/A-18E/F «Супер Хорнет», причем в этом случае Берн постарается обойтись без
референдума.
Австрия
в конце 2000-х заменила безнадежно устаревшие «Дракены» на 15 новейших европейских
истребителей «Тайфун» (их формальным поставщиком стала Германия).
ВС обеих
альпийских республик продолжают сокращаться и «облегчаться», распродавая без
замены тяжелую наземную технику (танки и САУ). В целом, это естественно,
поскольку для обеих стран никаких внешних угроз нет даже теоретически. Однако
это ведет к полной деградации военных организаций государств, что уже не имеет
особого значения для Австрии, но весьма значимо для Швейцарии, где армия была
одним из важнейших символов и опор «вечного нейтралитета».
Александр
Храмчихин,
заместитель
директора
Института
политического и военного анализа