На протяжении всей постколониальной истории Филиппин эта страна в своей внешней, внешнеэкономической и военной политике ориентировалась почти исключительно на США.
Отношения же Манилы с Пекином традиционно были достаточно холодными, тем более что они усугублялись спорами между двумя этими странами за ряд островов в архипелаге Спратли и за соответствующие акватории в Южно-Китайском море. В январе 2013 года Филиппины подали против Китая иск в Международный суд ООН, который в 2016 году признал, что КНР не имеет права на спорные острова в Южно-Китайском море, однако Китай ожидаемо проигнорировал это решение. В июне 2013 года филиппинская сторона пыталась инициировать рассмотрение спора в Международном трибунале ООН по морскому праву, но Китай отказался принимать в нем участие.
Новый президент Филиппин Родриго Дутерте, пришедший к власти 30 июня 2016 года, заявил о повороте страны от США в сторону Китая и России, причем как в торгово-экономической сфере, так и в сфере безопасности. Позже он сказал, что прямой военный союз с этими странами невозможен из-за существования оборонного соглашения между Филиппинами и США, но сближение с Китаем и Россией необходимо.
Уже в октябре 2016 г. Дутерте совершил визит в Пекин, где встретился с руководством этой страны и заявил о необходимости установления максимально тесных отношений между Китаем и Филиппинами и о том, что территориальный вопрос будет обсуждаться исключительно на двусторонней основе, без задействования АСЕАН и других международных организаций (именно такого формата для решения территориальных споров всегда добивался Пекин).
В мае 2017 г. состоялся визит трех китайских боевых кораблей в филиппинский порт Давао (мэром именно этого города был Дутерте до своего избрания президентом). В октябре Дутерте заявил об отказе от совместного патрулирования ВМС США и Филиппин в Южно-Китайском море и о том, что любые заявления американских официальных лиц о принадлежности островов и акватории этого моря отражают только американскую позицию и американские интересы. После этого Китай передал Филиппинам стрелковое оружие, боеприпасы и военное оборудование для оказания этой стране помощи в борьбе с исламским терроризмом.
До 2017 года Филиппины и Бруней оставались единственными государствами-членами АСЕАН, которые никогда не закупали российских вооружений. В начале декабря 2016 года начался диалог между министерствами обороны России и Филиппин по укреплению двустороннего военного сотрудничества. В октябре 2017 года подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве и контракт на поставку Филиппинам гранатометов РПГ-7В и боеприпасов к ним. Тогда же на борту БПК ТОФ РФ «Адмирал Пантелеев» в Маниле Филиппинам была безвозмездно передана первая партия российского оружия (5 тыс. автоматов, миллион патронов к ним и несколько десятков армейских грузовиков).
Улучшение отношений
Манилы с Пекином и Москвой сопровождалось ухудшением ее отношений с
Вашингтоном. Еще при президенте Обаме Дутерте подвергся резкой критике со
стороны США за массовые нарушения в стране прав человека, под коими
подразумевались убийства полицейскими и рядовыми гражданами наркоторговцев без
суда и следствия (Дутерте не просто поощрял такие убийства, но, якобы, сам в
них участвовал). На это Дутерте ответил прямыми оскорблениями в адрес Обамы на
саммите АСЕАН в Лаосе, затем потребовал от США прекратить операции своего
спецназа на южном филиппинском острове Минданао против исламских экстремистов.
Также он заявил, что отказывается от проведения новых американско-филиппинских
военных учений, хотя и не собирается разрывать основные соглашения с
Вашингтоном в военной сфере. Позже Манила уточнила, что антитеррористические
учения, а также сотрудничество в гуманитарной сфере и совместные инженерные
проекты будут продолжены, а прекращаются только боевые учения.
Дутерте
приветствовал победу Трампа на президентских выборах в США. Трамп, в отличие от
Обамы, приветствовал усилия Дутерте по борьбе с наркотиками. Дутерте
предостерег Трампа от обострения отношений с КНДР. Встреча президентов
произошла в ноябре 2017 г., сначала на саммите АТЭС в Ханое, затем на саммите
АСЕАН в Маниле.
В октябре 2016 г.
Дутерте совершил визит в Токио, в ходе которого стороны договорились о
дальнейшем укреплении экономического и военного сотрудничества. Япония передала
Филиппинам первый из десяти патрульных кораблей для Береговой охраны, также
Филиппины получат японские патрульные самолеты ТС-90, Япония организует
обучение их летчиков. Дутерте заявил о готовности проводить совместные
японо-филиппинские военные учения (отказываясь при этом, как было сказано выше,
от аналогичных учений с США). Также стороны подписали совместное заявление об
установлении свободного судоходства в Южно-Китайском море и свободном пролете
самолетов над ним.
Находясь в
Юго-Восточной Азии, Филиппины по ряду признаков имеют значительное сходство со
странами Латинской Америки. Речь идет о вышеупомянутой безоговорочной
ориентации на США, о католицизме как доминирующей религии, об очень высоком
уровне коррупции и преступности (в т.ч. связанной с наркоторговлей), о весьма
своеобразном устройстве ВС Филиппин. Будучи большой по численности
личного состава, армия этой страны полностью ориентирована на ведение
противопартизанской войны и совершенно не готова к ведению классической войны с
сильным внешним противником. У ВС страны
нет основных танков, САУ, РСЗО, полноценных боевых вертолетов, средств наземной
ПВО, ПЛ, кораблей и катеров с каким-либо ракетным вооружением. Имеющаяся
техника других классов, как правило, сильно устарела, при этом имеется в
незначительном количестве.
На острове Минданао
много лет продолжается война против исламских радикалов, которые в 2014 г.
присягнули на верность «Исламскому халифату». После полной ликвидации данного
образования в Ираке и Сирии значительная часть уцелевших боевиков переместится
в Юго-Восточную Азию, в первую очередь, как раз, на Минданао. Продолжавшиеся
пять месяцев (с мая по октябрь 2017 г.) бои против боевиков «халифата» за г.
Марави хотя формально и были выиграны филиппинской армией, но показали крайнюю
ограниченность ее потенциала.
До конца ХХ в. безопасность страны,
в целом, обеспечивали тесный союз с США и островное положение страны, которое
само по себе крайне затрудняло возможность внешнего вторжения на Филиппины.
Однако в последнее время ситуация существенно изменилась.
Китай радикально усилился как в
экономической, так и в военной сфере. Экономики стран АСЕАН, включая Филиппины,
постепенно «затягиваются» в сферу экономического влияния Пекина,
соответственно, во всё большей степени выходя из аналогичной сферы влияния
Вашингтона. ВМС НОАК теперь без особых проблем могут организовать
крупномасштабный десант на Филиппины. Как ни парадоксально, это было бы гораздо
проще, чем аналогичный десант на Тайвань. Хотя географически Тайвань гораздо
ближе к Китаю, чем Филиппины, но ВС Тайваня многократно сильнее
филиппинской армии, к тому же изначально ориентированы на отражение китайской
агрессии. ВС Филиппин, как было сказано выше, вообще не способны вести
классическую войну.
При этом, как показывает опыт
последнего десятилетия, надежды на военный союз с США для целого ряда стран и
негосударственных субъектов (Грузии, Украины, сирийской «оппозиции») стали
самоубийственными (по-видимому, в ближайшее время этот ряд пополнят курды, а затем
- Тайвань), поскольку Вашингтон, несмотря на свою формально гигантскую военную
мощь, не готов к ведению войн со сравнимыми по силам противниками. В указанных
случаях он оказался не готов к войне с Россией, заведомо он также не готов к
войне с Китаем (США не готовы даже к войне с КНДР). Более того, указанные
примеры свидетельствуют о том, что США сознательно могут подставить своих
союзников под удар, не оказав им никакой реальной помощи.
По-видимому, филиппинский президент
Дутерте сделал определенные выводы из этих фактов (необходимо отметить, что
очень многие современные политики на такое осознание до сих пор не способны,
продолжая верить в то, что союз с США им что-то гарантирует).
В частности, невозможность военного
противостояния Китаю и заинтересованность в экономическом сотрудничесве с этой
страной заставляют Дутерте идти на существенное сближение с Пекином и на полный
отказ от конфронтации с ним. При этом филиппинский президент не готов и на
полный разрыв с США из-за наличия слишком тесных связей с этой страной в
экономической и военной областях и необходимости наличия страховки от слишком
тесного сближения с Китаем. А чтобы не быть «зажатым» между двумя гигантами,
Дутерте будет укреплять связи с другими центрами силы. Россия должна стать
дополнительным противовесом в отношении США, Япония – в отношении Китая.
В целом, можно
сказать, что Дутерте до определенной степени изменил геополитическую ситуацию в
ЮВА. Однако влияние Манилы на эту ситуацию ограничено из-за ее низкого
экономического, политического и военного потенциала. Эта ограниченность
потенциала, а также внутренняя нестабильность автоматически снижают ценность
Филиппин как потенциального союзника для крупных держав. В частности, для
России Филиппины заведомо останутся на далекой периферии ее интересов, хотя на
словах Москва будет всячески приветствовать сближение с Манилой. Для США и для
близких соседей Филиппин интерес к этой стране будет несколько выше, но в
центре их внимания она не окажется, если только на территории Филиппин не
возникнет новый «Исламский халифат». Однако подобный вариант интереса к себе
вряд ли нужен самой Маниле.
Александр
Храмчихин,
заместитель
директора
Института
политического и военного анализа