Юго-Восточная Азия и Австралия
Юго-Восточная Азия и Австралия
Вьетнам и все остальные

Страны Юго-Восточной Азии (или, что то же самое, страны-члены АСЕАН) являются для России весьма привлекательными геополитическими союзниками и экономическими партнерами, поскольку располагают достаточно значительными экономическими ресурсами и не имеют с Россией никаких серьезных противоречий (как в настоящее время, так и в обозримой перспективе). При этом на отношения России с этими странами влияют их отношения с США и Китаем, а также их сегодняшнее экономическое положение.

Из 10 стран-членов АСЕАН Россия, как и СССР, никогда не поставляла вооружений лишь в две – Филиппины и Бруней. ВС Лаоса и ВС Камбоджи до сих пор оснащены почти исключительно советской техникой, однако, платежеспособность этих стран традиционно является крайне низкой, что не имело значения для СССР, но имеет для России. Поэтому в постсоветский период Камбоджа вообще не закупала вооружений в России, а Лаос – лишь небольшое количество ПЗРК «Игла-1» и транспортных вертолетов (6 Ми-17, 7 Ка-32, 1 Ми-26). В основном эти страны сейчас закупают оружие в Китае и в Восточной Европе, поскольку цены там ниже, чем в России. Никаких перспектив на рынках всех четырех указанных стран у России в сфере ВТС сейчас нет и в обозримом будущем ожидать изменений данной ситуации не приходится. Широковещательные заявления филиппинского президента Дутерте о возможности массовых закупок российских вооружений пока не привели даже к началу каких-либо переговоров на данную тему, не говоря уж о подписании реальных контрактов. ВС Филиппин полностью ориентированы на американское и израильское вооружение, перейти (даже частично) на российское оружие им будет крайне сложно. Скорее всего, заявления Дутерте являются способом давления на США, а отнюдь не декларацией реальных намерений в отношении России.  

Вертолеты Ми-17

Чрезвычайно скромными являются и объемы ВТС между Россией и Таиландом. ВС Таиланда приобрели у РФ 5 вертолетов Ми-17, поставки которых были завершены в 2015 г. На тайском рынке очень сильны позиции Китая и США, России достаточно сложно на него пробиться, в первую очередь, по политическим причинам.

Еще более скромными являются объемы ВТС России с Сингапуром. ВС Сингапура приобрели у нас лишь 30 ПЗРК «Игла».

ВС Малайзии ограничились хотя и крупными, но разовыми закупками в РФ авиационной техники – по 18 истребителей МиГ-29 и Су-30, 2 вертолета Ми-17, 400 ПЗРК «Игла». В настоящее время ни одного контракта с этой страной у России не заключено, нет таковых и на стадии обсуждения, хотя ВВС Малайзии должны в ближайшее время определиться, какой истребитель они будут приобретать для замены МиГ-29, купленных в начале 90-х. Если будет объявлен соответствующий тендер, Россия практически наверняка предложит на него либо дополнительное количество Су-30, либо МиГ-35 (глубокая модернизация МиГ-29), однако пока это чисто теоретические рассуждения. 

Истребитель МиГ-29

В 2000-е гг. крупным покупателем российского оружия была Мьянма. ВС Мьянмы купили в РФ 100 гаубиц Д-30, 1 дивизион ЗРК С-125, 38 ЗРПК «Тунгуска», 30 истребителей МиГ-29, 3 учебно-боевых самолета Як-130, 10 боевых вертолетов Ми-35П, по 12 многоцелевых вертолетов Ми-2 и Ми-17. В 2015-16 гг. были завершены последние из этих контрактов (на Ми-35П и Як-130). В 2015 г. заключен контракт на поставку 16 российских авиационных двигателей РД-33 для аналогичного количества китайских истребителей JF-17, которые должны строиться для Мьянмы в Пакистане, в данный момент произведен один истребитель этого типа. Необходимо отметить, что платежеспособность Мьянмы невысока, что ограничивает возможности страны в сфере ВТС. До последнего времени важным конкурентным преимуществом России на рынке вооружений Мьянмы был тот факт, что западные страны не продавали ей оружие по политическим соображениям (страна числилась военной диктатурой), практически единственным конкурентом России здесь был Китай. Однако после ухода военных от власти по результатам демократических выборов отношения Запада с Мьянмой могут значительно улучшиться, в т.ч. и в сфере ВТС.

Еще большее количество российской боевой техники приобрела Индонезия – 54 БМП-3, 12 БТР-80А, 5 Су-27, 11 Су-30, 5 Ми-35П, 2 Ми-2, 18 Ми-17. К настоящему времени все эти контракты выполнены, ни одного нового не заключено. Очень активно обсуждается сделка по приобретению этой страной новейших российских истребителей Су-35С. Однако количество машин в этом контракте уже снизилось с 16 до 11, тем не менее, пока он не подписан. Это объясняется нехваткой у Джакарты средств, поэтому судьба сделки на данный момент неясна. По той же причине крайне сложно говорить о закупке ВС Индонезии еще каких-либо российских вооружений. 

БТР-80А

Основным партнером Москвы в сфере ВТС в регионе ЮВА остается Вьетнам, который приобретает у России больше боевой техники, чем все остальные страны АСЕАН вместе взятые и входит в тройку крупнейших покупателей российского оружия в мире вообще. За советский и постсоветский периоды он приобрел у СССР и России огромное количество боевой техники всех классов. Сейчас ВС Вьетнама закупают в России технику ВМС, ВВС и ПВО.

Недавно был завершен крупнейший контракт по постройке для Вьетнама 6 российских ПЛ пр. 636. Для них также были приобретены 50 КРМБ 3М54 и по 80 торпед 53-65 и ТЭСТ-71. Вторым по размерам контрактом является строительство для ВМС Вьетнама 10 ракетных катеров пр. 12418 (в дополнение к ранее поставленным 4 катерам пр. 12411), из которых 8 должны быть построены в самом Вьетнаме (в настоящее время введены в состав ВМС 6 катеров, построенных по этому контракту, из которых 4 – вьетнамской постройки). Кроме того, заключены контракты на постройку для ВМС Вьетнама 4 фрегатов пр. 11661 (в дополнение к двум кораблям этого типа, закупленным ранее). Для фрегатов пр. 11661 и катеров пр. 12418 приобретается 400 ПКР Х-35 «Уран» (в настоящее время поставлено 208). Ранее Вьетнам получил из России 6 сторожевых катеров пр. 10412. 

ПКР Х-35 «Уран»

Кроме поставок техники для ВМС Вьетнама, завершено выполнение очередного (уже четвертого) контракта на поставку для ВВС Вьетнама истребителей-бомбардировщиков Су-30. Всего по ним было заказано суммарно 36 самолетов. Ранее Вьетнам приобрел в России 12 истребителей Су-27 (по 1 Су-27 и Су-30 к настоящему времени потеряно). Также в 2015 г. завершено выполнение Россией контракта на модернизацию 3 дивизионов советского ЗРК С-125 ПВО Вьетнама до варианта С-125ТМ. Ранее Вьетнам получил два дивизиона ЗРС С-300ПМУ1.

Наконец, Вьетнам приобрел в России наиболее современный береговой ракетный комплекс «Бастион» с ПКР «Яхонт» (входят в то же семейство ракет, что и российско-индийские «Брамос»). 

В настоящее время у Ханоя нет никаких политических ограничений в сфере ВТС (кроме, разумеется, отношений с Китаем), тем не менее, он предпочитает по-прежнему приобретать хорошо знакомую и освоенную российскую технику (тем более что и офицерский состав ВС Вьетнама обучен почти исключительно по советским и российским программам). Вполне вероятно, что Вьетнам закупит дополнительное количество Су-30, также он проявляет большой интерес к Су-35. Во Вьетнаме в ближайшее время будет развернуто производство по российским лицензиям ракет различных классов и типов (ПКР, ПТРК, ЗУР). Очевидно, будет приобретаться техника для наземной ПВО, которая требует полного обновления. То же относится к технике сухопутных войск, которую Вьетнам в постсоветский период вообще не закупал. Ожидается закупка этой страной нескольких десятков танков Т-90А. При этом Вьетнам начал весьма активно закупать вооружение и технику в других странах (в США, Испании, Израиле, Австралии, Республике Корея). Пока объемы этих закупок гораздо меньше, чем приобретается вооружений и техники в России, но определенная тенденция налицо. 

Береговой ракетный комплекс «Бастион» 

Таким образом, нет сомнений, что в обозримой перспективе основным и единственным по-настоящему значимым партнером России в сфере ВТС среди стран АСЕАН останется Вьетнам. В гораздо меньших объемах возможны поставки российских вооружений в Индонезию, Мьянму и Малайзию, чисто теоретически – на Филиппины.

В целом, страны ЮВА для Москвы еще достаточно долго будут делиться на «Вьетнам и все остальные», хотя постепенно особая роль Ханоя будет «размываться». В любом случае, ни одна страна АСЕАН заменить Вьетнам в роли «особого» партнера Москвы заведомо не сможет.

Главной же проблемой России в отношениях со странами данного региона является слишком тесное сближение Москвы с Пекином. Для государств-членов АСЕАН Китай – главная угроза. Им очень нужны противовесы Китаю, одним из которых они долгое время считали Россию. Но Россия этих надежд не оправдывает, что плохо как для стран ЮВА, так и для нас самих.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

06 сентября 2017 17:37 1712
0
0