Юго-Восточная Азия и Австралия
Юго-Восточная Азия и Австралия
Братья по оружию

Отношения между Россией и Вьетнамом носят «особый» характер еще с 50-х гг. ХХ в. В советский период эта страна была ближайшим союзником СССР за пределами Европы. Особую роль в этих отношениях сыграла война Вьетнама против главного геополитического противника СССР – США.

В начальный период этой войны (в 60-е гг.) Вьетнам получал помощь и от СССР, и от КНР, хотя отношения между самими СССР и КНР быстро ухудшались. При этом в политическом плане Ханой поначалу склонялся на сторону Пекина. Однако в тот момент Китай из-за своей технологической отсталости не мог обеспечить Вьетнам техникой и вооружением в необходимых количествах и приемлемого качества. Поэтому большую часть вооружения Вьетнам приобретал в СССР, который, благодаря этому, испытал в бою истребитель МиГ-21, ЗРК С-75, РСЗО БМ-21 и другие новейшие на тот момент вооружения. В свою очередь, через Вьетнам СССР получил значительное количество трофейной американской техники, которую изучил с большой пользой для себя. По некоторым данным, установленный на бомбардировщике Су-24, на штурмовике Су-17 и бомбардировщике МиГ-23БН двигатель АЛ-21Ф был создан на базе американского General Electric J-79, который советские специалисты сняли во Вьетнаме со сбитого истребителя-бомбардировщика F-4 «Фантом». Более того, есть сведения о том, что советской разведке удалось добыть во Вьетнаме целый и невредимый бомбардировщик F-111, который затем был скопирован как Су-24. Советскому спецназу удалось захватить также целый боевой вертолет АН-1 «Кобра».

Кроме того, вьетнамская война принесла огромную пользу СССР тем, что США вынуждены были на протяжении 10 лет вкладывать большую часть своего военного бюджета в производство обычных вооружений, которые, в основном, отправлялись во Вьетнам, где значительная их часть безвозвратно терялась. Особенно велики были потери США в авиации (8,6 тыс. самолетов и вертолетов). Благодаря этому СССР смог за период Вьетнамской войны догнать США по стратегическим ядерным вооружениям и значительно обойти по обычным.      

Бомбардировщик F-111

В результате сближения Пекина с Вашингтоном китайско-вьетнамские отношения резко ухудшились. В начале 1979 г. дело дошло до войны между двумя странами и полного разрыва отношений, при этом СССР активно поддержал Вьетнам, напрямую угрожая Китаю войной, если тот не прекратит агрессию. После этого Москва и Ханой стали рассматривать друг друга как важнейших стратегических союзников. Сразу после окончания войны с Китаем Вьетнам передал в аренду СССР бухту Камрань с сооружениями ВМБ, уже построенной американцами (США до своего ухода из Вьетнама рассматривали Камрань как замену Субик-Бэя на Филиппинах). ВМБ Камрань (официальное название – 922-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР) стал крупнейшим советским военным объектом за пределами СССР. В Камрани на постоянной основе находилась крупная группировка ВМФ и ВВС СССР.

Общий объем поставок советских вооружений Вьетнаму за период 1953-1991 гг. составил 15,7 млрд. долларов. Были поставлены 2056 танков, 349 БМП, 1708 БТР, 7 тыс. орудий и минометов, свыше 5 тыс. зенитных орудий, 158 ЗРК, свыше 700 боевых самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей, введено в строй 117 военных объектов. Сотрудничество осуществлялось в основном на безвозмездной основе.

После распада СССР внешняя политика России на протяжении нескольких лет была попыткой «отрицания» советской внешней политики. Из-за этого заметно охладились отношения со странами, которые были ближайшими союзниками СССР и продолжали позиционировать себя, как социалистические. Кроме того, Россия полностью отказалась от практики безвозмездных поставок вооружений, а платежеспособность Вьетнама была достаточно низкой. Это привело к тому, что в первой половине 90-х военно-техническое сотрудничество между Россией и Вьетнамом прекратилось. В результате Вьетнам стал испытывать значительные проблемы с оснащением своих ВС боевой техникой.  

Однако с 1994 г. Вьетнам, благодаря улучшению экономических показателей, начал увеличивать свой военный бюджет, а внешняя политика Москвы постепенно становилась более сбалансированной и прагматичной. В 1995 г. Вьетнам приобрел в России первую партию из 6 истребителей Су-27 (5 Су-27СК и 1 Су-27УБК). В начале 1997 г. Ханоем была закуплена вторая партия из 6 Су-27 (2 Су-27СК и 4 Су-27УБК). В 1996-98 гг. российскими компаниями была проведена модернизация 32 одноместных штурмовиков Су-22М4 и 2 двухместных учебно-боевых Су-22УМ3. 

Противокорабельная ракета «Яхонт»

При этом в 2002 г. по инициативе Вьетнама была прекращена аренда Россией ВМБ Камрань. Ханой традиционно рассматривал эту базу на своей территории в плане сдерживания Китая. Утрата Ханоем интереса к сохранению этого объекта произошла не только и не столько из-за сокращения российского военного присутствия на нем, сколько из-за сближения Москвы и Пекина, т.е. утратой в глазах вьетнамского руководства Россией роли противовеса Китаю.

Тем не менее, военно-техническое сотрудничество России и Вьетнама постепенно расширялось. В 2003 г. Вьетнам приобрел 4 истребителя-бомбардировщика Су-30МК, в 2009 – еще 8. В 2010 г. было объявлено о приобретении Вьетнамом еще 12 самолетов этого типа, сейчас их количество в ВВС Вьетнама достигло 33. Были также закуплены современные авиационные ракеты Х-31 и Х-59, новейшие ПЗРК «Игла-С». В 2002 г. Вьетнам приобрел в России ЗРС С-300ПМУ-1 (2 дивизиона, 12 ПУ, 62 ЗУР).  

Кроме того, возобновилось приобретение Вьетнамом в России военно-морской техники. Во второй половине 90-х Вьетнам купил 4 ракетных катера пр. 12411. В 2005 г. было закуплено 12 ракетных катеров пр. 12418, из которых 2 было построено в России, а остальные 10 строятся в самом Вьетнаме (на данный момент сданы ВМС 4, остальные 6 находятся на различных стадиях строительства). Эти катера являются наиболее современной модификацией катеров пр. 1241, они вооружены ПКР «Уран» (4 ПУ по 4 ПКР на каждом катере). Кроме того, в ходе ремонта ПКР «Уран» устанавливаются и на первых катерах пр. 12411. В 2006 г. был заключен контракт на постройку в России для ВМС Вьетнама 2 фрегатов пр. 11661 (в 2012 г. – еще на два аналогичных корабля), в 2009 – 4 сторожевых катеров пр. 10412 и 6 ПЛ пр. 636. Последняя сделка, оценивающаяся в 2 млрд. долларов, является крупнейшей в истории российско-вьетнамского военно-технического сотрудничества. Сейчас этот контракт близок к завершению, в составе ВМС Вьетнама уже имеется 5 ПЛ этого типа, причем они вооружены крылатыми ракетами «Калибр», которые ВМФ РФ столь успешно применял в Сирии. Наконец, Вьетнам приобрел в России наиболее современный береговой ракетный комплекс «Бастион» с ПКР «Яхонт» (входят в то же семейство ракет, что и российско-индийские «Брамос»).  

Подобный объем сделок вывел Вьетнам на 2-3-е место (вместе с Алжиром, после Индии) среди импортеров вооружений из России, что, соответственно, резко повысило его политическую и экономическую значимость для Москвы. Со своей стороны, Вьетнам с помощью этих сделок кардинально обновил состав своих ВВС, ПВО и ВМС. Можно отметить, что военно-техническая политика Ханоя в данном случае с отставанием по времени и в меньших объемах повторяет политику Пекина. Тот в 90-е гг. также приобретал в России, в первую очередь, технику для ПВО и ВВС НОАК, а также для ВМС НОАК. Причем сначала Китай, а затем Вьетнам приобретают, в значительной степени, одну и ту же технику: истребители Су-27 и Су-30, ЗРС С-300П, ПЛ пр. 636.   

Переносной зенитный ракетный комплекс «Игла-С»

Благодаря закупкам вооружений в России, а также с учетом высокого уровня боевой, морально-психологической и технической подготовки личного состава, ВС Вьетнама в ближайшие годы еще более укрепят свой статус сильнейших в АСЕАН и одних из наиболее сильных в АТР (при том, что сейчас именно здесь сосредоточена основная военная мощь в мире в целом).

Хотя в настоящее время вьетнамско-китайские отношения формально считаются нормализованными, нет ни малейших сомнений в том, что укрепление боевой мощи ВС Вьетнама направлено, в первую очередь, на сдерживание Китая. Разумеется, экономические возможности Вьетнама значительно ниже, чем у Китая. Военная промышленность Вьетнама находится в зачаточном состоянии и сводится, в основном, к производству боеприпасов, хотя в последнее время начало развиваться военное кораблестроение, а также производство ракетного вооружения по российским и израильским лицензиям. Неразвитость военной промышленности обеспечивает высокую заинтересованность Вьетнама в военно-техническом сотрудничестве с Россией и невозможность отказа от него. Правда, даже с помощью России Вьетнам не сможет по мощи своих ВС сравняться с Китаем хотя бы в отдельных компонентах. Однако Вьетнаму этого и не требуется, поскольку он заведомо не собирается совершать агрессию против КНР. Задача же сдерживания агрессии со стороны Китая путем нанесения ему неприемлемого ущерба представляется достижимой, усилия Ханоя явно направлены на ее решение.

«Воздушно-морской» характер закупок боевой техники свидетельствует о том, что Ханой, в первую очередь, стремится не допустить полного контроля Китая над акваторией, островами и шельфом Южно-Китайского моря. Кроме того, из-за своей сложности и наукоемкости военно-морская и авиационная техника, приобретенная в советское время, устарели гораздо сильнее и вопрос их обновления был для Вьетнама более актуальным. Никакой техники сухопутных войск за последние 20 лет Вьетнам не покупал ни в России, ни в каких-либо других странах. Это может означать, что в Ханое угрозу войны с Китаем на суше считают неактуальной, либо рассматривают имеющиеся силы, как достаточные для сдерживания Китая, поскольку южные военные округа являются наиболее слабыми из всех округов НОАК. Впрочем, в Южное командование сухопутных войск НОАК, противостоящее ВС Вьетнама, в последние годы поступали танки Туре 96, БМП ZBD-97. 1-я артиллерийская дивизия этого округа считается наиболее современным в НОАК соединением такого типа, на ее вооружении состоят РСЗО А-100, PHL-03, САУ PLZ-05, PTL-02. Вряд ли это может остаться во Вьетнаме без внимания.  

БМП ZBD-97

В настоящее время происходит укрепление отношений между Ханоем и Дели с целью совместного сдерживания Китая. С той же целью началось сближение Ханоя с Вашингтоном (несмотря на взаимную память о войне) вплоть до проведения совместных военно-морских учений. Это вызвало крайнее негодование в Пекине, дело дошло до прямых угроз, что «Ханой пожалеет об этом в будущем». При этом, однако, ни Индия, ни США не могут в обозримом будущем заменить Вьетнаму Россию в качестве главного поставщика вооружений. Индия – из-за недостаточной мощи своего ВПК, США – из-за того, что ВС Вьетнама полностью укомплектованы советской и российской техникой и тотальная перестройка на американскую технику практически невозможна. Вполне вероятно, что Вьетнам закупит дополнительное количество Су-30, также он проявляет большой интерес к истребителю Су-35С. По-видимому, во Вьетнаме в ближайшее время будет развернуто производство по российским лицензиям ракет различных классов и типов (ПКР, ПТРК, ЗУР). Очевидно, будет приобретаться техника для наземной ПВО, которая требует полного обновления, обсуждается возможность закупки танков Т-90.

Если закупки Вьетнамом современных вооружений в России будут нарастать, начнется приобретение техники сухопутных войск, данный вопрос неизбежно перейдет в политическую плоскость. Пекин начнет выражать недовольство происходящим и вряд ли примет во внимание аргументацию Москвы о том, что она имеет в данном вопросе чисто коммерческий интерес. Тогда Россия, фактически, придется делать прямой выбор между Китаем и Вьетнамом. До сих пор этого выбора Москва тщательно избегала, в частности, не занимая никакой определенной позиции по вопросу разграничения акватории Южно-Китайского моря.

Таким образом, российско-вьетнамское военно-техническое сотрудничество с высокой долей вероятности окажет очень большое влияние на внешнюю политику обоих государств, на их отношения с Китаем и на геополитическую ситуацию в АТР в целом. На сегодняшний день главным ограничителем являются экономические возможности Вьетнама и его готовность к наращиванию военных расходов. При сохранении нынешнего уровня сотрудничества оно хотя и будет раздражать Пекин, но всё же китайское руководство вряд ли будет выражать недовольство открыто. Если объем закупок сократится из-за недостаточной платежеспособности Ханоя, для Пекина данная проблема будет снята, а Москва также утратит интерес к Вьетнаму. При наращивании объемов закупок рано или поздно возникнет ситуация, описанная в предыдущем абзаце. И если Москва не пойдет на условия Пекина, то Вьетнам (наряду с Индией) может стать важнейшим стратегическим партнером России не только в АТР, но и в мире в целом.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа 

06 сентября 2016 15:09 1410
0
0