Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
 Неизбежность геноцида

Палестино-израильский конфликт давно уже носит циклический характер. После очередной серии ракетных обстрелов территории Израиля из Сектора Газа его армия (ЦАХАЛ) традиционно отвечает серией ракетно-бомбовых ударов, а затем проводит очередную наземную операцию в Газе. Израильтяне разрушают несколько подземных туннелей и подпольных цехов по производству ракет и уходят. Через некоторое время палестинцы восстанавливают цеха и туннели, ракетные обстрелы Израиля возобновляются и всё повторяется.

В этой «дурной бесконечности» уже практически невозможно определить, кто прав, а кто виноват, особенно учитывая, что этой истории уже 67 лет. С одной стороны, Израиль оккупирует территорию Государства Палестина, которое должно было быть создано в соответствие с резолюцией ООН от 1947 года. С другой стороны, та же самая резолюция определила и существование самого Израиля. Между тем, сразу после его провозглашения коалиция арабских стран совершила агрессию против Израиля с целью его полного уничтожения. Оккупация Палестины стала следствием поражения арабов в войне, которую они сами же развязали. В высшей степени сложно в действиях палестинцев отделить терроризм от национально-освободительного движения, а в действиях Израиля – агрессию от необходимой самообороны.

«Полупризнанная» Палестинская автономия очевидно нежизнеспособна как государство. Она разделена на две не граничащие между собой части, которые, к тому же, управляются сейчас разными политическими силами, враждебными друг другу. В начале этого года группировка ФАТХ, правящая на Западном берегу, и группировка ХАМАС, руководящая Газой, вроде бы, примирились после многолетней вражды, но вряд ли это примирение является реальным. По крайней мере, летом ФАТХ не пришел на помощь ХАМАС во время очередной израильской операции в Газе. 

В Палестине практически нет экономики, зато очень велика численность населения, причем его рост продолжается ударными темпами. В Секторе Газа плотность населения уже самая высокая в мире. Руководство автономии отличается высочайшим уровнем коррупции. И всё это замешано на вековой, к тому же постоянно культивируемой, ненависти к Израилю. Которая, впрочем, является взаимной. 

Бойцы христианской партии "Катаиб"

Арабские режимы, располагающие гигантскими денежными средствами, кормить «братьев»-палестинцев не собираются. Во-первых, из-за вышеупомянутой коррупции, во-вторых, из-за того, что их вполне устраивает именно нынешняя ситуация. Арабы используют Палестину как инструмент постоянного давления на Израиль, заодно подогревая ненависть к нему своей «улицы». Иначе протестные настроения в большинстве арабских стран могут обернуться против собственных режимов, а никто не хочет стать очередной жертвой «арабской весны». Тем более, арабы не собираются звать палестинцев к себе на ПМЖ, печальный опыт Иордании и Ливана, где в 70-е года присутствие палестинцев привело к полной дестабилизации внутренней ситуации (в Ливане дело дошло до многолетней гражданской войны), никто повторять не хочет. Кроме того, в последние годы палестинцы превратились в «разменную монету» в борьбе арабских монархий против Ирана и Сирии. 

США давно отошли от политики односторонней поддержки Израиля и пытаются балансировать между сторонами конфликта. Правда, в Вашингтоне понятия не имеют, как же решить проблему. Предлагая сиюминутные компромиссы, которые никого не устраивают, американцы добились только того, что если раньше их ненавидели только арабы, то теперь начинают ненавидеть и евреи. Европа же во всё большей степени занимает пропалестинскую позицию.

             Памятник "Надежда и мир"                                Герб Государства Палестина

Израильская армия без проблем может занять всю территорию Газы (Западный берег ему сейчас ничем не мешает). Проблема в том, как ее потом контролировать, когда всё ее чрезвычайно многочисленное население настроено крайне враждебно по отношению к оккупантам. Сколько солдатских жизней придется положить в ходе оккупации и когда придется уходить – вопросы без ответов. А через какое-то время после ухода на города юга Израиля вновь начнут падать ракеты. Причем они крайне примитивны, с очень слабой боевой частью и крайне низкой точностью (их система наведения – «куда Аллах пошлет»). Эти ракеты убивают гораздо меньше израильтян, чем их поляжет, если оккупация Газы станет фактом и затянется хоть сколько-нибудь надолго. Поэтому израильтяне опять уйдут и будут ждать новой серии обстрелов. 

Никаких реальных планов примирения сторон просто не существует. «Мирный процесс», начатый в 90-е, существенно ухудшил положение Израиля, при этом практически ничего не дав палестинцам. Более удачных вариантов не просматривается. Но и продолжать вечно такая ситуация не может. Будучи несопоставимо слабее Израиля в военном и экономическом плане, Палестина обладает самым сильным в мире оружием – демографическим. С его помощью ничтожная в военном и экономическом отношении Албания совсем недавно победила несравненно более сильную Сербию. Рано или поздно палестинцев станет настолько больше, чем израильтян, что сдержать их будет просто невозможно.

Улицы Бейрута во время гражданской войны 1976 год

Надо смотреть правде в глаза – итогом нынешнего противостояния Израиля и Палестины может стать только геноцид. Либо в жесткой форме (уничтожение), либо в мягкой (изгнание), либо, скорее всего, в смешанной форме. Израиль может успеть его провести, пока обладает военным превосходством. Если он этого не сделает, то его проведут палестинцы, когда получат решающее численное превосходство. Разумеется, можно надеяться на то, что в Палестине откуда-то возникнут нормальные государственные институты, работающая экономика и гражданское общество, но пока никаких предпосылок к этому не наблюдается (скорее, наоборот). Соответственно, геноцид становится единственным вариантом решения проблемы. Вопрос только в том, кто его проведет и когда.


Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
02 декабря 2014 09:36 1400
0
0