Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Фактор неопределенности

Вывод большей части российской авиационной группировки из Сирии становится поводом для подведения итогов. Итоги эти неоднозначны.

В военном плане операция получилась в высшей степени успешной. Можно только поражаться, насколько возросли возможности ВС РФ за последние 8 лет. Впервые испытаны в боевых условиях фронтовые бомбардировщики Су-34, истребители-бомбардировщики Су-30СМ, истребители Су-35С, КРМБ «Калибр», различные типы авиационного вооружения. Проверена в Сирии и самая современная наземная техника, в т.ч. танки Т-90, РСЗО «Смерч» и «Солнцепек» и др. ВС РФ потеряли 5 человек убитыми (включая одного контрактника, покончившего с собой по личным обстоятельствам) и 1 бомбардировщик Су-24М, вероломно сбитый турецким истребителем над сирийской территорией. Таким образом, потери непосредственно в ходе действий против сирийской оппозиции во всех ее разновидностях составили всего 2 чел., что можно считать совершенно выдающимся результатом (особенно учитывая наши невеселые в этом плане исторические традиции). 

Тем более выдающимися результаты являются потому, что весьма ограниченными силами удалось достичь вполне серьезных успехов. ВС Сирии перед началом российской операции находились на пределе своих возможностей, измотанные тяжелейшей 4-летней войной. Благодаря действиям российской авиации удалось не только добиться прекращения отступления сирийской армии на всех направлениях, но и обеспечить ее переход в контрнаступление. Результаты его оказались разными на разных участках фронта, но на северо-западе страны (в провинции Латакия и в районе Алеппо) удалось достичь очень существенных успехов. Кроме того, по-видимому, удалось нанести серьезные потери тем группировкам исламистов, которые были укомплектованы, в основном, выходцами из РФ. Это само по себе заметно снижает угрозу терроризма внутри России.

Тем обиднее, что операция прервана «на середине», т.е. до достижения окончательной победы (тут просто не могут не напрашиваться печальные аналогии с первой чеченской войной: как только российские войска начинали побеждать, их останавливали «перемирием»). В связи с этим политические итоги операции оценить гораздо сложнее. По сути, в Сирии сейчас заморожена ситуация «лоскутного одеяла», что делает невозможным хотя бы частичное восстановление страны, но порождает условия для возобновления войны в любую секунду (хотя полностью война и так не прекратилась). Кроме того, как разномастная сирийская оппозиция, так и ее внешние покровители (США, Турция, Саудовская Аравия, Катар) сделают всё для того, чтобы путем разнообразных провокаций представить правительственные войска нарушителями перемирия, т.е. «агрессором» на собственной территории. А без российской авиации война возобновится в гораздо худших для сил Асада условиях. Заодно «виноватой» окажется и Россия, которая, не исключено, получит еще какие-нибудь санкции. Здесь напрашивается другая аналогия – с Минскими соглашениями по Донбассу. Непонятно, зачем Москва вообще их подписывала. Теперь складывается совершенно абсурдная ситуация – не выполняет соглашения Киев, а виноватой в этом оказывается Москва. К сожалению, аналогичная ситуация может сложиться и в Сирии.

Кроме того, есть еще один «тонкий момент» политического характера. За последние 8 лет неизменно складывалась ситуация, подтверждающая, что дружить нужно с Россией, а не с НАТО, поскольку в критической ситуации помощь со стороны России гарантирована, а со стороны НАТО гарантировано отсутствие таковой (не только для близких союзников альянса, но и для его непосредственных членов). Если российская помощь Сирии будет прервана без обеспечения этой стране безопасности, репутация России как самого надежного потенциального союзника будет мгновенно разрушена.

Вывод большей части российской авиационной группировки может развязать руки внешним покровителям сирийской оппозиции. Значительная часть ВС Турции уже сосредоточена вблизи сирийской границы, туда же перебрасывается контингент ВС Саудовской Аравии (истребители F-15 и спецназ). Анкара и Эр-Рияд почти не скрывают, что хотели бы свергнуть Асада военным путем и теперь могут решиться на прямое вторжение.

Впрочем, российская база Хмеймим не будет ликвидирована полностью. Там останется контингент, прикрывающий ее с земли, а также вся ПВО – как наземная, так и истребители Су-30СМ и Су-35С. Подобная ситуация в каком-то смысле даже осложняет действия турок и саудитов. До этого существовала определенная опасность, что они нанесут по российской базе массированный авиационный удар, рассчитывая задавить ее ПВО массой, пусть и ценой потери большого количества самолетов, уничтожив всю российскую авиацию на земле. Теперь в этом не будет никакого смысла, поскольку исчез главный объект такого удара – российские бомбардировщики и штурмовики. Таким образом, нанеся удар по аэродрому Хмеймим, ВВС Турции и Саудовской Аравии понесут очень большие потери, ничего при этом не добившись. Но и игнорировать существование базы они не могут из-за ее ПВО, из-за возможности быстрого возвращения туда ударной авиации, да и вообще из-за самого факта ее существования. 

Таким образом, «урезанная» российская база становится фактором неопределенности, причем гораздо большим, чем та же база в «полноценном» варианте. Столь же неопределенным становится будущее Сирии и всех участников конфликта в этой стране. Если бы российская операция не была проведена, определенности было бы гораздо больше, правда, она была бы очень печальной. И с этой точки зрения действия Москвы всё же следует признать на данный момент успешными. 



Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
16 марта 2016 09:46 1305
0
0