Как и другим странам Центральной Азии, Узбекистану после распада СССР досталась далеко не лучшая часть Советской армии. Страна получила ограниченное количество техники, причем, в основном, устаревшей. ВПК, по сути, состоял из единственного авиазавода в Ташкенте (производил транспортные самолеты Ил-76), который сейчас уже прекратил свое существование.
Из-за крайне закрытости Узбекистана о состоянии его ВС судить достаточно сложно. В частности, нет никаких данных о закупках для них новой техники, при том, что имевшаяся устарела за прошедшие годы еще сильнее, а собственного производства у страны нет. Весьма противоречивы сведения об уровне подготовки личного состава. По-видимому, достаточно высокой она является лишь в спецподразделениях (десантно-штурмовых, СБР и особого назначения бригадах).
Ташкент проводит т.н. «многовекторную внешнюю политику», в результате чего имеет весьма сложные отношения с Россией, США и всеми без исключения остальными странами Центральной Азии. Достаточно успешно развиваются отношения с Китаем, но на военной сфере это пока никак не сказывается.
Сухопутные войска делятся на пять военных округов.
Танковый парк включает до 700 устаревших машин.
На вооружении состоит до 1,3 тыс. БРМ, БМП, БТР.
Артиллерия включает до 1,2 тыс. орудий, минометов и РСЗО.
Войсковая ПВО имеет на вооружении более 200 ЗРК, ПЗРК и ЗСУ. Вся эта техника очень сильно устарела.
ВВС и ПВО формально имеют на вооружении до 150 боевых самолетов. Однако в настоящее время из всех этих машин в строю находятся лишь несколько единиц, все остальные – на хранении, почти все в небоеспособном состоянии.
Имеется до 60 транспортных и учебных самолетов, более 100 вертолетов различного назначения.
Наземная ПВО имеет около 10 дивизионов ЗРК.
С учетом быстрого старения техники и достаточно низкого уровня боевой подготовки личного состава ВС Узбекистана не обеспечивают обороноспособность страны, находящейся в крайне нестабильном регионе и в условиях очень сложной внутренней ситуации в самой стране, где быстро усиливаются позиции радикальных исламистов. В настоящее время по своему потенциалу узбекская армия уступает в Центральной Азии армиям не только Казахстана, но и Туркмении, причем имеется тенденция к дальнейшему ухудшению ситуации для Узбекистана в военной сфере.