Спецназ, десант, ЧВК
Спецназ, десант, ЧВК
Последние воины Европы

История службы гуркхов в британской армии насчитывает уже два века. Она началась с войны между гуркхами и британцами в 1814 году Англичане, вторгшиеся из Индии в Непал, были уверены, что легко и быстро присоединят очередной кусок планеты к Британской империи. Неожиданно они столкнулись с жесточайшим сопротивлением со стороны непальских воинов (они и назывались гуркхами по названию города Горкхи, из которого вышла правящая в тот момент династия). В итоге Непал частью империи так и не стал, зато англичане с исключительным прагматизмом реализовали принцип «если враг не сдается – его покупают». 

Британия в лице Ост-Индской компании начала вербовать гуркхов на службу в свои ВС. Первый гуркхский батальон появился в английской армии в 1815 году. С тех пор гуркхи служат британской короне, ни разу ее не предав. Приобретение это стало для англичан исключительно ценным, причем, как это ни парадоксально, ценность гуркхов для британских ВС со временем лишь растет. 

Поначалу, когда европейцы еще и сами умели вполне нормально воевать, гуркхи были лишь незначительным, хотя и качественным элементом британской армии, выполнявшим задачи почти исключительно «по месту жительства», т.е. в Индии и соседней Бирме. Но постепенно их начали отправлять и на заморские (по отношению к Индии) ТВД. И именно на них больше всего прославились низкорослые воины с винтовкой в одной руке и кривым ножом кукри в другой. Важнейшими свойствами гуркхов были крайняя неприхотливость (формированию это качества способствовала исключительно суровая природа Гималаев), абсолютное бесстрашие и буддистский стоицизм.

Во время Первой мировой с гуркхами познакомились немцы (в то время – прекрасные воины). Знакомство это было крайне неприятным: «азиатские варвары» шли на пулеметы, даже не пригибаясь, не отступали никогда, независимо от потерь, а, ворвавшись таки во вражеские траншеи, поголовно вырезали врагов своими кукри. К сожалению для англичан, гуркхов было ограниченное количество, иначе они могли бы весьма серьезно повлиять на ход войны. 

Та же проблема имела место и во время Второй мировой, но и здесь с гуркхами познакомились армии всех основных стран Оси – Германии (корпус Роммеля в Африке), Италии и Японии. Особенно показательным было противостояние гуркхов с японцами в Бирме. В данном случае противники обладали одинаковыми боевыми качествами – крайней неприхотливостью, стоицизмом, полным презрением к смерти. Тем не менее, практически все схватки в джунглях выигрывали гуркхи. Например, непальцы любили ловить на лету японские гранаты и бросать их обратно в хозяев. 

В ходе бирманской кампании имел место комический, но весьма показательный эпизод. В подразделение гуркхов приехал английский офицер, чтобы набрать добровольцев для воздушного десанта. Его спросили, с какой высоты придется прыгать. Офицер ответил, что примерно 3 тыс. футов (т.е. 1 км). Изъявили желание стать десантниками примерно треть подразделения. Это явно разочаровало офицера, который прекрасно знал о бесстрашии гуркхов. Ему на это сказали, что если бы высота десантирования была хотя бы раза в два меньше, добровольцами стали бы все. Как выяснилось в ходе дальнейшего диалога, непальские парни просто не поняли, что прыгать надо будет с парашютом, а не просто так. 

После того, как в 1947 году Индия получила независимость, гуркхи поделились. Более половины остались служить в ВС Индии. Сегодня в них имеется не менее 40 батальонов гуркхов в составе 6 полков (1 пограничного и 5 пехотных). Разумеется, гуркхи участвовали во всех войнах Индии против Пакистана.

Кроме того, гуркхи служат в Сингапуре в качестве элитных полицейских подразделений страны (общая численность – 1,8 тысяч человек). Тоталитарный, но при этом чрезвычайно эффективный режим этого города-государства начал нанимать их специально для охраны самого себя.

Аналогичным образом поступил и султан Брунея – он также имеет личную гвардию в количестве примерно 2 тыс. гуркхов. Кроме того, в этой стране находится батальон гуркхов из состава ВС Великобритании.

Этой стране гуркхи и сегодня продолжают служить. В 60-х годах они воевали в Малайзии и Брунее. В 1982 году отличились на Фолклендах, в ходе наземной операции по окончательному захвату островов. Аргентинцы, несмотря на свое сильнейшее отставание от англичан в качестве вооружения и техники, воевали очень упорно. Но появление гуркхов производило на них сокрушительное впечатление. Азиатам аргентинцы сдавались немедленно, в т.ч. и элита, т.е. подразделения коммандос. Благодаря этому гуркхи потеряли убитыми всего одного человека.  

В настоящее время в составе британских ВС служит примерно 3,5 тысяч гуркхов в составе двух пехотных батальонов и нескольких подразделений обеспечения. Один из батальонов находится на британской территории (в последние 12 лет, фактически, это означает пребывание в Афганистане), второй, как было сказано выше – в Брунее. Ежегодно в Непале набирается для службы королеве 200 гуркхов, при этом количество претендентов достигает почти 30 тысяч! Соответственно, они проходят жесточайший отбор по интеллектуальным и физическим качествам. Основным физическим тестом является бег в гору на дистанцию 4,2 км с грузом камней 34 кг, причем нужно уложиться в 20 минут. Прошедшие отбор затем проходят годичную подготовку в Великобритании. После этого подписывается контракт, минимальный его срок – 5 лет. Чтобы заработать британскую пенсию, служить надо не менее 15 лет, но большинство гуркхов служат 30 лет. 

В настоящее время подразделения гуркхов приписаны к 16-й воздушно-десантной бригаде (единственное соединение такого типа в резко сократившихся ВС Великобритании). Они являются легкой пехотой, никакой бронетехники не имеют, вместо нее у гуркхов, по-прежнему, есть кукри. Теперь уже не может повториться вышеописанный бирманский эпизод с набором десантников-добровольцев, ибо гуркхи обязательно проходят парашютную подготовку. Традиционно гуркхи имеют собственные воинские звания, не идентичные британским. 

Гуркхи одними из первых в составе западной коалиции вошли в Афганистан в 2001 году и с тех пор находились там постоянно. И только они демонстрировали такое практически полностью забытое на Западе понятие, как героизм. Было несколько случаев, когда боец-гуркх в одиночку вступал в бой с целым отрядом талибов и выходил победителем. Собственные потери гуркхов в Афганистане составили примерно 10 человек убитыми, причем трое из них были застрелены в спину афганским солдатом, вместе с которым они находились в патруле.  

Интересно, что в 2007 году принц Гарри, направленный в Афганистан, был прикомандирован именно к батальону гуркхов. Это в максимальной степени гарантировало его безопасность. Причем принц заслужил уважение непальцев, что достаточно сложно. Ибо эти странные люди до сих пор уважают других людей за их качества, а не за звания и не за объем кошелька.

Афганская практика подтверждает, что сегодня гуркхи остаются чуть ли не единственными в европейских армиях воинами, которых на самом деле можно считать воинами. Т.е. они готовы воевать даже в ситуациях, когда очень высок риск собственной гибели. У коренных европейцев такой вариант поведения изжит практически полностью. Поэтому ценность гуркхов заметно выросла. 

До последнего времени денежное довольствие гуркхов было ниже, чем у всех прочих британских военнослужащих (хотя, разумеется, в разы выше доходов среднего непальца), они не имели права на британское гражданство. Офицеры-гуркхи могли командовать только гуркхами, их звания считались ниже любых собственно британских званий (т.е. гуркхский майор был ниже британского лейтенанта). В последние несколько лет вся эта дискриминация была полностью отменена. Теперь гуркхи во всех аспектах приравнены ко всем остальным британским военнослужащим и могут делать карьеру в ВС Великобритании без ограничений. После 4 лет службы они имеют право получить британское гражданство. 

Кроме того, отставные гуркхи стали ценнейшими кадрами для ЧВК, роль которых в современных войнах стремительно растет. В частности, США создали специальную ЧВК для охраны своей важнейшей ВМБ в Бахрейне, куда берут только гуркхов. Служащие в ЧВК белые (европейцы, американцы и очень многочисленные славяне), как правило, гораздо лучше психологически готовы к реальным боевым действиям, чем солдаты и офицеры регулярных армий НАТО. Тем не менее, им всё равно далеко до гуркхов, остающихся всё теми же бесстрашными стоиками, для которых всегда лучше умереть, чем отступить. Когда-то благодаря этим качествам они были одними из лучших. А теперь остались просто единственными.


Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
30 марта 2015 11:02 2214
0
0