Спецназ, десант, ЧВК
Спецназ, десант, ЧВК
И за десант, и за спецназ

Многочисленные мятежевойны показали, что бороться против партизан лучше всего способны формирования, использующие партизанские же тактику и организацию. Кроме того, само по себе доминирование мятежевойн над классическими войнами способствовали "облегчению" ВС, т.е. приоритету мобильности по сравнению с огневой мощью и защищенностью. Это привело к резкому росту популярности десантных и специальных формирований в составе практически всех хоть сколько-нибудь дееспособных армий мира. Тем более что для некоторых малых стран проще создать небольшое элитное подразделение, чем большую регулярную армию, хорошо подготовленную во всех компонентах. Наконец, спецназ, благодаря своей компактности, высокому уровню подготовки и отсутствию тяжелой техники, может вести секретные боевые операции в мирное время. Тем более, сейчас "крышей" для спецназа могут иногда выступать ЧВК.

Десантные войска (морские и воздушные) обладают несколько более низким уровнем боевой подготовки, чем спецназ, они практически не используются для секретных операций. Однако они очень хорошо подходят для всё более популярных ограниченных экспедиционных операций и всё тех же мятежевойн. Они могут воевать против партизанских формирований в их стиле, при этом пользуясь поддержкой авиации и артиллерии, что обеспечивает им заметное преимущество. Поэтому доля таких войск почти везде быстро растет. При этом, разумеется, в разных странах соотношение между различными компонентами таких сил очень сильно отличается. Так, в Израиле имеется один из лучших в мире спецназов при очень небольших ВДВ и полном отсутствии морской пехоты. В Австрии также очень сильный спецназ, хотя десантных частей вообще нет. На Филиппинах и в ряде стран Латинской Америки (например, в Бразилии или Мексике) морская пехота почти не уступает по численности личного состава сухопутным войскам (часто будучи не обеспеченной десантными кораблями). В США, КНР и РФ существуют огромные "десантные армии" (в США и КНР доминирует морская пехота, в России – ВДВ) и очень сильные спецназы во всех компонентах ВС.

Так, в США имеются воздушно-десантная и десантно-штурмовая дивизии в сухопутных войсках, 4 дивизии морской пехоты (из них одна резервная) в ВМС и Командование специальных операций, объединяющее спецназы всех видов ВС (сухопутных войск, ВВС, ВМС, морской пехоты). Численность личного состава только КСО достигает почти 50 тыс. чел. (включая резервистов и гражданский персонал). Имеется 99 самолетов С-130 различных модификаций (ЕС-130, МС-130, АС-130) и значительное количество специальных плавсредств.

ВС РФ имеют в своем составе по 2 воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии, 3 десантно-штурмовые бригады, 7 бригад спецназа, 4 бригады морской пехоты. При этом если в США и десантные части, и спецназ многократно испытаны в войнах всех типов, в России ВДВ и спецназ использовались почти исключительно в многочисленных мятежевойнах, впрочем, приобретя в них очень значительный боевой опыт. Правда, части ВДВ составили основу группировки ВС РФ и во время классической войны против Грузии в августе 2008 г., продемонстрировав полное превосходство над грузинской армией. В целом, именно эти войска оказались лучшим инструментом для ведения жестких контактных войн.

В Китае воздушно-десантные войска включены в состав ВВС. На сегодняшний день они состоят из единственного 15-го воздушно-десантного корпуса. Он дислоцирован на территории Пекинского ВО и включает три воздушно-десантные дивизии (43-я, 44-я, 45-я). Дивизия состоит из четырех полков (трех парашютно-десантных и одного артиллерийского). Общая численность ВДВ составляет от 24 до 30 тыс. чел. Каждый военнослужащий ВДВ, от командира корпуса до специалистов обеспечивающих и тыловых подразделений, обязан совершать прыжки с парашютом из самолетов нескольких типов на различную местность. Слабой стороной ВДВ является малое количество десантно-транспортных самолетов и вертолетов, что заметно ограничивает оперативные возможности войск. Данную ситуацию призвано изменить принятие на вооружение российских Ил-76 и, главное, собственных Y-20 (это первый тяжелый транспортный самолет, созданный в Китае).

Морская пехота ВМС НОАК сегодня имеет численность примерно 10 тыс. чел. Она включает две бригады, обе подчинены Южному флоту. Морские пехотинцы выполняют функции гарнизона Парасельских островов, которые Китай захватил у Вьетнама в начале 70-х. При этом в сухопутных войсках есть своя морская пехота, гораздо более мощная, чем в ВМС. В Нанкинском ВО дислоцированы две амфибийные механизированные дивизии, единственная амфибийная танковая бригада и единственная десантная бригада спецназа. Общая численность этих соединений составляет 25 тыс. чел. С учетом морской пехоты ВМС Китай обладает вторым в мире после США контингентом морской пехоты.

Про китайский спецназ сведений очень мало, известно лишь то, что он развивается чрезвычайно активно.
По численности личного состава специальных войск с тремя крупнейшими армиями достойно соперничает КНДР – около 90 тыс. чел. Здесь есть такой уникальный тип соединений, как бригады снайперов, коих насчитывается 10. Также имеется 3 воздушно-десантные бригады и 9 бригад "просто спецназа". Противостоящая КНДР Республика Корея имеет "всего лишь" 7 воздушно-десантных бригад, которые, впрочем, дополняются двумя дивизиями и одной бригадой морской пехоты.

Спецназы Индии и Пакистана меньше по размерам, чем в пяти описываемых странах, но прекрасно подготовлены. В частности, им приходится вести реальные боевые действия между собой на самом тяжелом в природно-климатическом плане ТВД в мире – леднике Сиачен, на высоте более 6 тыс. м над уровнем моря. "Обычных" десантных сил у сторон, как ни странно, почти нет, ни морских, ни воздушных.

Нет их, как было сказано выше, и у Израиля, но есть различные спецподразделения, обладающие высочайшим уровнем подготовки (достаточно вспомнить операцию в Энтеббе). Они постоянно воюют в мирное время, причем по всему миру, уничтожая руководителей различных исламских группировок. Во время войны спецназ может действовать как "суперпехота". Так, во время войны в Ливане летом 1982 г. большую часть потерь в танках сирийцы понесли не от израильских танков и авиации, а от действий израильского спецназа на джипах с ПТРК "Тоу".

Очень значительные специальные силы имеют противостоящие Израилю страны. У Сирии – 1 дивизия спецназа, у Ирана – воздушно-десантная дивизия, дивизия спецназа, воздушно-десантная и 2 десантно-штурмовые бригады. У других арабских стран, как правило, подобные войска включают не более 1 бригады. При этом они обладают гораздо более высоким уровнем подготовки, чем все остальные компоненты ВС этих стран. Самый яркий пример – спецназ Катара, который, формально, включает одну роту. При этом, однако, именно он внес решающий вклад в падение Триполи в августе 2011 г. Впрочем, по некоторым данным, катарский спецназ – это, по сути, ЧВК, в которой служат наемники из западных стран.

Необходимо отметить и ряд стран АСЕАН. Таиланд имеет 2 дивизии спецназа и 1 дивизию морской пехоты. Вьетнам – 1 бригаду ВДВ, не менее 1 дивизии морской пехоты. Филиппины – 2 бригады морской пехоты. Индонезия – Командование специальных сил сухопутных войск (5 тыс. чел.) и до 20 тыс. чел. в морской пехоте. Малайзия – по 1 бригаде спецназа и ВДВ.

Что касается Тропической Африки, то более или менее приличные спецназы со времен войны между собой имеют лишь ЮАР и Ангола.

В Латинской Америке, как это не парадоксально, "десантно-спецназовский уклон" в ВС является, скорее, признаком архаичности, традиционной ориентации армий на борьбу с партизанами. Наиболее европеизированные ВС этой части света, чилийские, имеют в своем составе лишь 1 бригаду спецназа. В то же время, огромные по численности личного состава, при этом имеющие очень мало техники (причем, в основном, крайне устаревшей) ВС Бразилии, Перу, Колумбии, Мексики состоят, в основном, из разнообразных дивизий и бригад спецназа для действий в джунглях и из морской пехоты почти без десантных кораблей.

В Европе происходит организационное слияние вертолетных и десантных частей в единые структуры и рост доли таких частей в ВС (не за счет дополнительного формирования подобных частей, а из-за сокращения остальных).
Самые большие специальные силы в Европе – у Германии: 1 аэромобильная дивизия и 1 дивизия специальных операций (их предполагается слить в дивизию быстрого реагирования). Они суммарно включают 1 воздушно-механизированную и 2 воздушно-десантные бригады, а также 3 вертолетных полка. За ней идет Турция с 4 бригадами спецназа и 1 полком морской пехоты.

Великобритания имеет Объединенное вертолетное командование, в которое вошли все вертолетные части и подразделения, а также 16-я воздушно-штурмовая бригада, и Командование морской пехоты, эквивалентное двум бригадам. У Франции и Италии – по 1 бригаде ВДВ и спецназа и 1 полку морской пехоты. У Греции – 2 бригады морской пехоты и 1 ВДВ. У Польши – 2 бригады ВДВ. У Испании – 1 аэромобильная бригада и 1 бригада морской пехоты. У Болгарии – 1 бригада спецназа. Специальные силы остальных европейских стран упоминания не заслуживают.

Не исключено, что в обозримом будущем ВС многих европейских, африканских и латиноамериканских стран станут своеобразным синтезом десанта, спецназа и ЧВК. В Азии этим компонентам также будет уделяться значительное внимание, но лишь как одному из элементов "больших" ВС.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
26 ноября 2013 14:09 3110
2
0