Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
Сахарский тупик
Западная Сахара с конца XIX в. была колонией Испании. В середине 60-х годов ХХ века ООН выдвинула требование о деколонизации данной территории. В мае 1973 года в Западной Сахаре был создан «Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-О́ро», более известный по своей испанской аббревиатуре ПОЛИСАРИО. Он начал вооруженную борьбу против колонизаторов, причем сначала – под лозунгом «Мы солдаты короля Марокко и сражаемся за свободу Сахары».
В 1973 году Марокко и Мавритания подписали секретное соглашение о разделе Западной Сахары после ухода оттуда испанцев. Марокко доставалось две трети территории, Мавритании – одна треть. Страны были заинтересованы в полезных ископаемых Западной Сахары (особенно фосфатах, 25% мировых запасов) и в рыбных ресурсах в ее водах.
6 ноября 1975 года около 350 тысяч марокканцев, включая женщин и детей, по призыву короля Хасана II пересекли границу Западной Сахары с национальными флагами и Кораном в руках (данная акция получила название «Зеленый марш»). Испания, где недавно умер Франко, мгновенно капитулировала, передав Западную Сахару Марокко и Мавритании в соответствии с их соглашением. Большую часть Западной Сахары немедленно заняла 125-тысячная группировка марокканских войск. Про ПОЛИСАРИО никто не вспомнил. «На всякий случай» его лидера убили в Нуакшоте (столица Мавритании). Однако организация избрала нового лидера и 28 февраля 1976 года провозгласила Сахарскую Арабскую демократическую республику (САДР). Ее сразу признал Алжир – главный конкурент Марокко и главный союзник СССР в регионе. Собственно, Алжир начал воевать еще до провозглашения САДР: 21 января 1976 года со своей территории алжирский ЗРК «Квадрат» сбил марокканский истребитель F-5, оказывавший поддержку мавританской пехоте. Затем, однако, Алжир предпочитал действовать чужими руками. От него ПОЛИСАРИО стал получать значительное количество достаточно современного советского оружия. В качестве первой цели в борьбе за освобождение Западной Сахары была избрана гораздо более слабая в военном и экономическом отношении Мавритания.
Мавританские войска противостоять сахарцам оказались не способны (до такой степени, что бойцы ПОЛИСАРИО начали совершать набеги на Нуакшот, беспрепятственно проходя по пустыне 1,5 тысяч км. по территории самой Мавритании), поэтому им на помощь пришла бывшая метрополия, то есть Франция. Она перебросила в эту страну несколько штурмовиков «Ягуар» и в декабре 1977 года начала налеты на позиции ПОЛИСАРИО. Однако даже помощь великой державы ничего не дала. Уже к маю 1978 года французы потеряли 3 «Ягуара», а Мавритания – 2 патрульных самолета BN-2 (полноценных боевых самолетов у страны не было и нет до сих пор). На войну уходило две трети мавританского бюджета. В июле 1978 года в Нуакшоте произошел военный переворот. Новые власти сразу подписали с ПОЛИСАРИО соглашение о прекращении огня, а в августе 1979 года официально отказались от своей части Западной Сахары и полностью вывели оттуда свои войска (дипломатически Мавритания признала САДР в 1984 году). На их место немедленно пришли марокканцы, которые теперь претендовали на всю Западную Сахару.
Против них ПОЛИСАРИО уже имел практически полноценную армию за счет вооружений и техники, полученных из Алжира, а также Ливии, КНДР и Югославии. В ней было до 150 танков (Т-55 и Т-62), а также БМП-1, полевая артиллерия, ПТРК «Малютка», ЗРК «Оса» и «Стрела-10», ПЗРК «Стрела-2». Впрочем, и марокканская армия была, как минимум, на порядок сильнее мавританской.
В августе 1978 года сахарцы разгромили крупную марокканскую военную базу в г. Бир Энзаран на бывшей разделительной линии между оккупационными зонами Марокко и Мавритании, погибло 125 марокканских военнослужащих. В октябре марокканцы с трудом смогли удержать важнейший город Смара на севере Западной Сахары. Более того, сахарцы сумели совершить несколько успешных набегов на город Тан-Тан на юге самого Марокко, причем один раз удерживали его 4 дня. Бойцы ПОЛИСАРИО практически парализовали добычу и вывоз марокканцами фосфатов. Серьезные потери несли ВВС Марокко. В 1977 году были сбиты 2, в 1978 году – 3 F-5, в 1979 году – 2 «Мираж-F1». Большинство из этих самолетов пали жертвами ПЗРК «Стрела-2». В 1980 году сахарцы совершили рейд вглубь территории собственно Марокко аж на 240 км. В 1981 году велись жестокие бои с применением бронетехники с обеих сторон за город Гельтат Земмур в центре Западной Сахары. Во время этих боев с помощью ЗРК «Оса», полученного из Ливии, сахарцы за два дня сбили «Мираж-F1» (на высоте более 9 км) и транспортный С-130, выполнявший роль воздушного командного пункта, а несколько позже – вертолет «Пума».
Уже в июле 1981 года король Марокко Хасан II высказался за проведение референдума о статусе Западной Сахары, но предложенные условия не устроили ПОЛИСАРИО. Одновременно марокканцы начали на деньги Саудовской Аравии и, по некоторым данным, по подсказке Израиля, строить «Великую марокканскую стену», которая должна была отгородить их от сахарских боевиков. В 1980-1987 годах было построено 6 валов общей длиной 2,7 тысячи км., то есть длиннее Великой китайской стены. Валы из камня и песка имеют высоту до трех метров, укреплены заграждениями из колючей проволоки, минными полями, РЛС, наблюдательными постами и гарнизонами. Эти валы, постепенно двигаясь на юг, отгородили до 90% территории Западной Сахары, чрезвычайно затруднив действия ПОЛИСАРИО. Их набеги на стену результатов не дали. Стена четко разделила Западную Сахару на территорию, контролируемую Марокко (внутри стены, то есть к северу и западу от нее), и ПОЛИСАРИО (вне стены).
В итоге стороны с военной точки зрения оказались в тупике (впрочем, с явным преимуществом Марокко, которое контролирует гораздо большую территорию). При этом только строительство стены, а затем ее содержание и оборона потребовали от Рабата огромных средств. Кроме того, в 1984 году Организация Африканского единства (ныне – Африканский союз) приняла в свой состав САДР, после чего Марокко оттуда вышла (и не вернулась до сих пор).
В сентябре 1991 года при посредничестве ООН стороны заключили перемирие. Установить их потери в людях и наземной технике не представляется возможным. Более или менее достоверно известны лишь потери ВВС Марокко: по 8 «Миражей» и F-5, 2 учебно-боевых «Мажистера» и 1 Т-6G, 1 С-130, 1 вертолет SA330 «Пума». Последний из «Миражей» был сбит за месяц до заключения перемирия, в августе 1991 года. Из этих самолетов 1 F-5 в 1976 году (об этом было сказано выше) и 1 «Мираж» в 1985 году были сбиты алжирскими «Квадратами» с территории этой страны, остальные – ПВО ПОЛИСАРИО. Кроме того, они сбили 2 вышеупомянутых мавританских BN-2, 3 французских «Ягуара» и три иностранных гражданских самолета (по ошибке). Некоторые марокканские летчики провели в плену по 10-15 лет, а один – 25 лет!
После заключения перемирия в Западной Сахаре появились традиционно бесполезные войска ООН, а также было достигнуто соглашение о проведении в начале 1992 года референдума о статусе данной территории (предполагался выбор между независимостью и вхождением в состав Марокко). Но этот референдум стал «камнем преткновения», ибо стороны так и не смогли договориться, кто в нем должен участвовать. ООН и ПОЛИСАРИО считали, что это только те жители Западной Сахары, кто был учтен в испанской переписи населения 1974 года, а также доказавшие свое родство с ними (всего это около 90 тысяч человек). Но Марокко потребовало включить в списки еще более 100 тысяч переселенцев из Марокко, якобы, не учтенных переписью. С тех пор идет бесконечный спор о списках избирателей, из-за чего референдум еще так и не состоялся. При этом Марокко продолжает переселять на подконтрольную территорию Западной Сахары своих граждан и вкладывать огромные деньги в ее развитие. Из-за этого уровень жизни «внутри стены» гораздо выше, чем «за стеной». Правительство САДР по-прежнему базируется в Алжире, там же в лагерях беженцев живет значительная часть коренных сахарцев. Здесь также ведут борьбу за увеличение численности населения, обязывая девушек выходить замуж в 14 лет. С другой стороны, значительная часть молодежи стремится покинуть лагеря беженцев и уехать в Европу, не видя перспектив в бесконечном сидении в пустыне в ожидании референдума или новой войны.
Количество государств, признающих САДР, постоянно меняется, поскольку некоторые «отпризнавали» ее обратно, причем иногда – не по разу. В настоящий момент безоговорочно признают ее 47 стран, самыми «солидными» из которых являются Алжир, Венесуэла, Вьетнам, КНДР, Мексика, Нигерия, ЮАР. Большинство крупнейших государств мира признают право народа Западной Сахары на самоопределение, но не САДР в ее нынешнем виде. В их числе – большинство стран ЕС и Россия. Группа стран не признает суверенитет Марокко над Западной Сахарой, но поддерживает план по созданию ее широкой автономии в составе Марокко. Среди них – США, Франция, Турция, Голландия, Польша, Белоруссия. Всего 16 стран однозначно признают принадлежность Западной Сахары Марокко, в их числе – Китай, Аргентина, Колумбия, Индонезия.
Дальнейшие перспективы развития данного конфликта совершенно неясны. По-видимому, Марокко, в конце концов, добьется своего «явочным порядком», окончательно закрепив за собой территорию «внутри стены».
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
30 сентября 2014 00:00
26820