Герой Российской Федерации
"Почему я пошел в Армию"
Я родился в Башкирии, регионе, где нет воинских частей, но тогда все служили в рядах Вооруженных Сил, и, наверное, каждый второй, а, может, и каждая семья участвовала в Великой Отечественной войне. В детстве примером для меня были солдаты, которые приходили из армии. Они давали мне, мальчишке, поносит ремень, пилотку… Первые воспоминания у меня остались именно от формы одежды. Вторым ярким воспоминанием был просмотр фильма «Офицеры», после которого я твердо решил стать военным. Семья наша была большой, восемь человек, поэтому родители отдали меня в интернат. А после я поступил в Казанское Суворовское училище. Именно это стало точкой отсчета, первым этапом моей новой жизни. Дисциплина, форма одежды, зарядка, спорт, учеба, – все это мне дало училище. Дальше я хотел поступать в Казанское танковое училище, так как родился в сентябре, в день танкиста, но однажды к нам в СВУ приехали курсанты РВВДКУ (прим. – Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище), и их рассказы так потрясли меня, что я решил стать десантником. К тому же у меня уже было за плечами три прыжка с парашютом, которые мне помогла совершить моя сестра, мастер парашютного спорта.
После я закончил Академию им. Фрунзе и служил первым заместителем командира воздушно-десантной бригады. Когда началась война между хорватами и сербами в Югославии, я был направлен туда начальником штаба 554 отдельного пехотного батальона в звании подполковника. Конечно, условия там были жуткие: на войне как на войне, между двумя огнями. За пределами своей страны было неясно, где враг, а где свой. Это очень тяжело, но даже в таких условиях подготовка десантников, их отношение к службе, были примером для местных, не только для сербов, которые были нам ближе, но и для хорватской стороны. Эта война стала хорошей школой жизни для нас.
Потом жизнь повернула так, что я стал командиром Гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии. Здесь вспоминаются слова командующего ВДВ Е.Н. Подколзина: «Полком командуют только один раз». За четыре года командования многое пришлось пережить, было очень тяжело, но это были годы становления во мне настоящего офицера. Тогда началась чеченская кампания, я оказался на северном Кавказе, потом Беслан…Контузия, ранения… Много всего было, но могу про войну сказать только одно: я горжусь мужеством, героизмом, стойкостью солдата, именно, солдата. За все время не видел ни одного, который бы струсил. На войне люди становятся совершенно другими. Я их любил, старался, чтобы не было потерь, но, наверное, войны не бывает без этого.
«Что мне дала служба в Армии»
Армия дала мне все. Мне очень повезло, что я себя нашел, и на сегодняшний день я прошел эту армейскую школу. Мне не стыдно за себя, за своих товарищей, за сына. Служба в армии – это необходимо. Она дает человеку лучшие качества: самодисциплину, требовательность. Неправильно, когда говорят, что два года, а сейчас уже год в армии – это зря потраченное время. Наоборот, это прибавка ко всему, на будущее, на перспективу. Те качества, которые я назвал, армия дала мне и всем их дает. Если сегодня вернуться в прошлое, даже без моих настоящих знаний и опыта, я бы повторил тот же путь. Конечно, желательно, чтобы обошлось без войн, просто заниматься любимым делом, снова воспитывать солдат. Действительно, армия – это лучшие годы моей жизни. Своего сына я не стал подталкивать к тому, чтобы он связал свою жизнь с армией. Он учился в технологическом лицее, а когда пришло время поступать в СВУ, он сказал мне: «Папа, если прикажешь, пойду». Тогда я понял, что он не хочет. Но когда он окончил Академию Управления, я для себя поставил задачу: сын должен отслужить в армии, ради меня, ради родителей, моей звезды, воинского звания и, в первую очередь, ради себя. Я лично дал команду военному комиссару, чтобы его призвали в ВДВ. Во время службы к сыну я приезжал дважды: на первый прыжок и на присягу.
Первый прыжок мы совершали вместе, я этого очень хотел, у нас и фото было и телевидение снимало. Когда выпрыгнули, парашюты раскрылись, все стали петь песни, радоваться, кричать. Вот что значит, человек впервые переборол себя: совершил прыжок с парашютом, пробежал кросс, речку переплыл, это всегда победа, всегда радость! После сын ко мне подошел и попросил еще прыжок, но я отказал, ведь остальные скажут: «почему сыну генерала можно на второй прыжок идти, а нам нет». Это неправильно.
Напутствие для призывной молодежи:
Дорогие ребята, самое главное – не жалеть себя, тогда будет успех. Надо пройти один год, чтобы потом с гордостью открывать свой дембельский альбом, показывать жене, невесте своих товарищей, свой взвод, свою роту. Я бы сказал: удачи вам, ребята! Отечество у нас одно. Деды защищали Родину, отцы наши защищали, братья защищали, так почему мы не должны? Надо говорить «Почему я не должен?», тогда будет успех. А дальше надо идти вперед, кем бы ты ни был, – военным, врачом, рабочим, – плохих профессий нет. А от людей, кто служил в армии, ни сейчас, ни 50 лет тому назад, я плохого слова не слышал, только самое лучшее, самое интересное рассказывают они про службу в армии. Поэтому я бы очень хотел, чтобы вы тоже через несколько лет, уже придя из армии и будучи семейными людьми, или даже имея внуков, сказали: «Это я, и я служил Отечеству!»