1 февраля 1918 года в бухтах
черногорского города-порта Котор вспыхнул бунт на кораблях военно-морского
императорского флота Австро-Венгрии.
Сами черногорцы шутят так. Когда
Господь распределял земли между народами, они – черногорцы – это процесс
проспали. А когда проснулись, выяснилось, что свободной земли больше нет. И
обратили они мольбы Богу в надежде на то, что им выделят хоть какой-то клочок
суши. Не мог Господь оставить детей своих без земли. И отдал им то, что
приберег для себя – небольшую, но невероятно красивую частичку земли среди гор
на берегу Адриатического моря. Между будущей Хорватией и будущей Албанией. Надо
признать, что эту легенду культивируют и другие народы, которым достались
исключительные по красоте места с благословенным климатом. Но черногорцам
верится больше. Достаточно один раз увидеть Которскую бухту, которую еще
называют самым южным фьордом планеты.
Три узких залива, сменяющие друг
друга под прямым углом, с изрезанными берегами, прячущиеся между гор – это не
только красота природы. Это еще и идеальное место для расположения военного
флота. Кого Бока-Которский залив только не интересовал с этой точки зрения! От
пиратов до адмиралов Австро-Венгерской империи, которой эти земли отошли в 1815
году. Любопытно, что во время Второй Архипелагской экспедиции эскадры
вице-адмирала Дмитрия Синявина бухта была под контролем русских кораблей в
1805-1807 годах.
Но обратимся ко времени I Мировой войны. Нечасто обращают
внимание не то, что Австро-Венгрия была не только сухопутной державой, но и
морской. Ей принадлежала львиная часть восточного побережья Адриатического
моря. Казалось бы, перед габсбургским флотом должны стоять только тактические
задачи на средиземноморском театре военных действий. Но при этом в 1914 году
флот располагал тремя относительно свежими дредноутами: флагманом "Вирибус
унитис", "Тегетгофф" и "Принц Ойген". Имелись также в распоряжении только 9
линкоров, 3 броненосца береговой обороны, 3 броненосных крейсера, 4 современных
легких крейсера, 5 устаревших броненосных крейсеров, 18 контрминоносцев, 71
миноносец, 6 подводных лодок и 9 канонерских лодок. Все
они были объединены в две морские эскадры. Дунайская речная флотилия – это
отдельная история: 6 мониторов и 6 миноносок. Не стоит забывать, какой участок
главной реки центральной Европы контролировала Австро-Венгрия.
Если перед войной у
морских сил империи было две главные базы – в хорватских Пуле и Сплите, то уже в
1914 году многие корабли перебазировались в Которский залив для контроля
черногорского побережья. Маленькая, но гордая Черногория втянулась в ПМВ на
стороне Антанты. Что не удивительно. Издавно и до недавнего времени повелось:
где Россия и Сербия, там и Монтенегро. Первый военно-морской бой неподалеку от
Которской бухты произошел уже 16 августа между австрийскими кораблями и
французской эскадрой адмирала Буэ де Лаперьера. Австрийцы потеряли один крейсер
и оказались запертыми в Адриатике. В чем-то их положение дублировало ситуацию,
в которой оказался наш Балтийский флот имевший базирование на Либаву (Лиепая),
Ревель (Таллин), Гельсингфорс (Хельсинки) и Кронштадт. Не оперативный простор
вырваться не давали германские корабли, блокировавшие Балтику. Собственно, и
черноморцы могли работать только в пределах Черного моря, Босфор и Дарданеллы
для них были наглухо закрыты.
Поэтому и степень
активности на морских коммуникациях Адриатики была схожа с активностью на
Балтике и Черном море. Небольшие стычки, диверсии торпедных катеров, редкие
атаки подводных лодок, работа по береговым целям… Австрийские матросы дурели от
безделья так же, как и наши балтийцы. А политическая обстановка в двуединой
империи накалялась, что особенно явственно стало проявляться после кошмарных
потерь во время Луцкого (Брусиловского) прорыва лета 1916-го.
Вот сведения только
за январь 1918 года. 14-го числа – забастовка на военных заводах в
Винер-Нейштадте. 15-го – забастовка на военных заводах в столичной Вене. Основные требования бастующих далеко
не только экономические: немедленное подписания перемирия с Россией без
аннексий и контрибуций, улучшение снабжения продовольствием, свобода печати и
собраний, демократизация избирательного права и освобождение политзаключенных.
Хотя по хлебным карточкам отпускалось только по 100 граммов хлеба в сутки.
Выдавали и другие продукты, что-то можно было приобрести за деньги, но хлебная
норма – это всегда показатель. 16-го – в империи бастует 700 000 человек.
18-го – начало общегородской забастовки в Будапеште. Не избежали подобных
настроений и военно-морские базы.
22 января грохнуло в морском
арсенале базы Пула на севере Адриатики. Забастовали рабочие. Волнения
постепенно спускались на юг и 1 февраля достигли Котора. Тут в авангарде
оказались вовсе не докеры и ремонтники, а сами военные моряки. Члены
коммунистических партий занимались разложением армии и флота не только в
России, но и в Германии, и в Австро-Венгрии. Другое дело, что у них там хуже
получалось. Однако в Которе вышло на славу. Пусть и ненадолго. Мятеж охватил
всю 5-ю дивизию австро-венгерского императорского флота, а это экипажи 40
кораблей. Тут необходимо подчеркнуть, что личный состав флота был весьма неплох,
так как в значительной мере на флот призывали жителей приморских и придунайских
селений, имевших определенные навыки и специфическую закалку. Проблема была в
другом. С ней имперские генералы сталкивались на суше. Многонациональная
империя Габсбургов была что называется банкой с пауками. На флоте служили плохо
ладившие друг с другом хорваты, словенцы, чехи, венгры… Во многих экипажах
приходилось использовать три-четыре языка, чтобы все матросы поняли поставленную
задачу. Так что всяческие агитаторы били не только по политическим, но и по
национальным болевым точкам.
Основные причины, по которым
вспыхнул мятеж – это тотальное недовольство затянувшейся войной, проблемы со
снабжением базы, находившейся в полублокаде и полное непонимание перспективы
после смерти императора Франца-Иосифа I в ноябре 1916 года. Его личность и
статус являлись некой живой скрепой, объединявшей задыхающуюся от невзгод и
поражений страну. Тут можно провести параллель с отстранением от власти
российского императора Николая II, в результате чего значительная часть армии оказалась в
моральном и идеологическом нокдауне.
Моряки в Которе действовали быстро и
слаженно. Первым делом подняли на матчах красные флаги. Создали управляющий орган
– Центральный матросский совет, который разместился на броненосном крейсере
«Санкт Георг», самом быстром из тяжелых кораблей флота. Тут же арестовали
многих офицеров. Сформулировали требования: немедленные переговоры о заключении мира без аннексий, политическая
независимость различных внутренних территорий и признание права народов
Монархии на самоопределение, немедленная демобилизация и отказ от
профессиональной армии, введение демократического правления. Не забыли и об
экономических и социальных вопросах.
Но мятежники допустили несколько
роковых ошибок. И главные из них – предоставили возможность командующему
дивизией контр-адмиралу Александру Ганзе связаться с главной базой в Пуле и
забыли нейтрализовать командиров германских подводных лодок, базировавшихся на
Котор. Результат ошибок не заставил себя ждать. Из Пулы немедленно выдвинулась
3-я дивизия кораблей, на Котор направились сухопутные части, немецкие командиры
субмарин предъявили ультиматум. Пришел в себя командир порта и также пригрозил
обстрелом береговыми батареями, что вкупе с германскими торпедами выглядело
очень весомым аргументом.
На следующий день восстание как-то
незаметно сошло на нет. Количество восставших кораблей стало сокращаться.
Первыми отказались от затеи экипажи миноносцев, вслед за ними дали отбой на
двух крейсерах. А когда 3 февраля в бухту зашли корабли 3-й дивизии, мятежники
сдались. Для большей убедительности во время переговоров восставшие корабли
аккуратно обстреляли береговые орудия. 800 матросов из 4000 служивших в 5-й
дивизии было арестовано, военно-полевому суду предано только 40. Расстреляли
четверых.