Забытые страницы Великой войны
Расстрел агента Н-21
В октябре 1917 года на военном полигоне в парижском пригороде Венсен состоялась казнь женщины, известной миру по псевдониму Мата Хари.

Мата Хари – не единственное имя, под которым прожила довольно короткую жизнь – 41 год – уроженка Нидерландов Маргарета Гертруда Зелле. В 1905 году Париж узнал ее как «леди Греша Мак-Леод». Под этим псевдонимом Мата выступала наездницей в местном цирке. Правда, недолго. Под фамилией Мак-Леод она была известна в узких кругах голландского гарнизона на острове Ява, который с середины XVIII века являлся колонией Нидерландов. Никакой загадки тут нет. В 18 лет Маргарета вышла замуж за капитана голландской армии Рудольфа Мак-Леода и отправилась с ним по месту его службы. Стоит сказать, что уже в этом возрасте будущий агент немецкой разведки Н-21 проявляла склонность к риску и авантюрам. Капитана она нашла по брачному объявлению.

Маргарета происходила из весьма зажиточной семьи, но когда ее отец разорился, жизнь 13-летней девочки радикально изменилась. Бедствовать она не бедствовала, но жила в семье крестного, являясь фактически сиротой при живом отце. Мать уже ушла в мир иной. Маргарета получила приличное образование и устроилась на работу воспитательницей в детском саду. Спокойная жизнь продолжалась недолго, до того момента, как разразилась первая в жизни будущего «Солнца» (таков смысловой перевод словосочетания «Мата Хари» с малайского языка) скандальная история на любовной почве. 

С капитаном Мак-Леодом тоже не заладилось. Сильно пьющий и часто ее бьющий офицер не отличался верностью. Вскоре ушла во грех и его молодая жена. Детали взаимоотношений этой пары не столь интересны. Важно, что в этих взаимоотношениях продолжал коваться характер нашей «героини». Кончилась брачная «идиллия» тем, что Маргарета сбежала от мужа во Францию. Ее не прельщали цирковые опилки, и вскоре в 1905 году она дебютировала в качестве восточной танцовщицы. По одним данным, сразу как Мата Хари. По другим – псевдоним появился спустя два года. По признаниям самой Маргареты она никогда не занималась танцами профессионально. Да и собственные внешние данные она оценивала весьма скептически. Но случилось то, что сегодня называется «попасть в тренд». Европа начала ХХ века была увлечена Востоком. От Парижа до Петербурга. Довольно вспомнить Петра Бадмаева, доктора тибетской медицины, лечившего членов императорской семьи. Кроме того, Мата Хари использовала трюк, который в парижских кабаре, кафешантанах и уж тем более салонах и театрах еще не видели. 

«Я никогда не умела танцевать хорошо, люди приходили смотреть на меня толпами лишь потому, что я стала первой, кто осмелился показаться перед публикой в обнаженном виде», – так объясняла свой феноменальный успех сама стриптизерша. Очевидно, что Мата Хари обладала некоторой харизмой, что вкупе с «оригинальностью» ее танцев, восточной романтикой, свободным поведением привлекало к ней внимание многих мужчин. В том числе, обладавших статусом или богатством. Этот интерес танцовщица использовала мастерски, в результате чего ее мечты о роскошной жизни сбылись быстро. Какими только историями не баловала она своих поклонников и газетчиков. Внебрачная дочь английского короля Эдуарда VII, воспитанница индуистского монастыря, ученица хранителей древних секретов восточного искусства…

Однако деньги тратились также быстро, как и появлялись. Думается, что психологически Маргарета была готова к любой авантюре, лишь бы она обеспечивала ее значительными средствами, связями и славой. Пути назад – в родной городок Леуварден на севере Голландии – уже не было. Пути лежали в миланский театр «Ла Скала», в парижский «Фоли Бержер», в берлинский «Метрополь». Даже великий русский продюсер Сергей Дягилев обратил внимание на Мату Хари, но вовремя опомнился. Уж он-то в танцах разбирался, как мало кто другой. Разглядел в «звезде» талантливую… авантюристку и куртизанку и от контракта отказался.

Грянула I Мировая война. Мата Хари для любой разведки была лакомым кусочком. Во-первых, связи с высокопоставленными людьми, обладающими секретной информацией. Во-вторых, подданная нейтральной страны, что позволяло ей перемещаться по всей Европе. Но имелись и серьезные минусы. Женщина не блистала умом, не имела никакой специальной подготовки и была исключительно болтлива и тщеславна. Короче говоря, не Штирлиц. 

Сказать, в каком году именно Маргарету завербовала германская разведслужба, невозможно. Источники не сохранились. Поэтому утверждения некоторых публицистов, что это случилось до войны, и что Мата Хари проходила специальную подготовку в берлинской разведшколе еще в 1910 году, больше похожи на фантазии. Точно известно другое: осенью 1914 года в Амстердаме она познакомилась с неким Карлом Крамером, германским резидентом, работавшим под крышей информационного агентства своей страны в Нидерландах. В этот период Маргарета была крайне стеснена в средствах, гастролей не было, богатым любовникам стало не до развлечений. Иными словами, танцовщица была заинтересована в любых предложениях, а вот была ли в ней так сильно заинтересована германская разведка? Результаты шпионской деятельности Маты Хари в пользу Германии ошеломляющие! Она передала в немецкий генштаб так называемый план «XVII» – стратегический план французского генштаба на случай начала войны, по ее наводке погибло несколько транспортов и броненосный красавец-крейсер «Хэмпшир» с фельдмаршалом лордом Горацио Китченером на борту. Наконец, благодаря полученной информации от агента Н-21 немцы «обнулили» весеннее французское наступление в 1917 году, в итоге потери составили 1 к 2. Французская армия лишилась 250 000 человек. И еще кое-что по мелочи, вроде информации об испытаниях французского танка. 

Да, ошеломляюще! Если б все это было правдой. План «XVII» не был секретом для немцев, равно как германский стратегический «план Шлиффена» не был секретом для Парижа. Окончательный вариант французское командование утвердило еще в 1911 году, когда Мата Хари не шпионила, а вовсю продавала свой сценический дар. Крейсер «Хэмпшир» погиб в результате случайного столкновения с миной по пути в Петроград. Так называемое наступление генерала Робера Нивеля в апреле-мае 1917 года захлебнулось по другим причинам («Почта полевая», «Единственная битва главкома Нивеля», 11 мая 1917 года). На публичные испытания французского танка собрались тысячи парижан. И так далее. На допросах в тюрьме Сен-Лазар и судебных заседаниях сама Мата Хари утверждала, что все секретные сведения черпала из французских и британских газет. Может, и кривила душой, скрыв, что узнавала кое-что во время приватных встреч с сановными французами, но вряд ли это была информация стратегического уровня. Разве мог обладать такой информацией ротный командир 1-го Особого полка Русского экспедиционного корпуса во Франции штабс-капитан Вадим Маслов, которого в подавляющем большинстве биографий танцовщицы упорно именуют капитаном? Да, у них была короткая связь во время отпуска Маслова в Париже. Да, существует версия, что Мата Хари пыталась получить разрешение на поездку в госпиталь на курорте Витель (рядом находился военный аэродром Контрексевиль), где лечился Маслов после ранения. Но вот незадача: ранение штабс-капитан получил в апреле 1917-го, а Мату Хари арестовали 13 или 14 февраля того же года… То есть, даже попытка приписать ей задание по сбору информации о военно-воздушной базе выглядит неубедительно.

Глава французской контрразведки капитан Жорж Ладу оставил мемуары, из которых следует, что желание сотрудничать с его ведомством Мата Хари изъявила сама, в 1916 году, запросив при этом колоссальный гонорар в миллион франков. Первая же ее попытка проникнуть на оккупированную немцами территорию Бельгии завершилась неудачей. Британцы задержали ее в порту Фалмут, куда зашел пароход, подозревая в ней германскую шпионку. Тут «выдающаяся» разведчица окончательно запуталась, признавшись англичанам в том, что она шпионка французская, а потом признавшись в том же германскому куратору. И оказалась обузой для всех. К тому же обузой, наполненной самой разнообразной информацией о личной жизни многих влиятельных людей как в Германии, так и во Франции. Каким-то образом именно в этот момент французская контрразведка расшифровала несколько радиотелеграмм, в которых фигурировал агент Н-21. Ряд косвенных улик указывал на Мату Хари. И ее арестовали. Четыре месяца искали доказательства, а 24 июля 1917 года начался суд, который спустя три дня приговорил танцовщицу, авантюристку и куртизанку к смерти. Вот и вся легенда.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой».

07 ноября 2017 11:38 921
0
0