Забытые страницы Великой войны
Мэрэшти и Мэрэшешти

В июле-августе 1917 года добрые вести приходили в Петроград преимущественно с Румынского фронта. Там румынская армия,  восстановленная с помощью России, и русские войска успешно противостояли германо-австрийским силам.


Два этих небольших румынских населенных пункта в Валахии любители военной истории нередко путают. И названия похожи, и разделяют их всего 30 километров. Мэрэшешти стоит на левом берегу реки Сирет, текущей из Буковинских Карпат и впадающей в Дунай. Вернее, в 3 километрах от берега. Мэрэшти от реки подальше, уже в карпатских предгорьях на высотах под 400 метров над уровнем моря. Маленькая справка по реке Сирет: ее тоже часто путают с рекой Серет, что течет по землям Тернопольской области Украины и является левым притоком Днестра.

О существовании этих поселений в начале ХХ века мало кто знал даже в пределах Румынии, что уж говорить про всю Европу и Россию. Даже сегодня население Мэрэшешти – чуть более 13 000. То ли маленький город, то ли большое село. Правда, о Мэрэшти, который уж точно не город, в современной Румынии знает подавляющее большинство граждан. Здесь находится Мавзолей, посвященный героям I Мировой войны, место в стране известное и намоленное. 


Генерал Щербачев Дмитрий Григорьевич


И это место выбрано неслучайно. 22 июля 1917 года грянуло сражение при Мэрэшти, которое закончилось 1 августа. А 6 августа началась битва при Мэрэшешти, растянувшаяся на две недели. Этими кровавыми событиями большая война на Румынском фронте и закончилась. Да и сам фронт просуществовал недолго. В ноябре фронтовой комитет отказался признать советскую власть. В декабре фактически командовавший фронтом генерал от инфантерии Дмитрий Щербачев в Фокшанах подписал с представителями германского и австрийского командования договор о перемирии. Впрочем, это уже другая история.

 

Вернемся в июльское Мэрэшти, которое тогда на русских военных картах писалось как Марешты. План наступательной операции фронта разработал генерал Щербачев, и румыны его приняли. Общая численность двух румынских армий достигала 400 000 неплохо подготовленных воинов. Состав трех русских армий – 4-й (генерал от инфантерии Александр Рагоза), 6-й (генерал от кавалерии Афанасий Цуриков) и 9-й (генерал-лейтенант Георгий Ступин, затем – генерал-лейтенант Владимир Черемисов) – чуть более миллиона солдат и офицеров. Формально фронтом командовал король Румынии Фердинанд I. 


План был такой: 1-я румынская армия при поддержке 6-й русской армии должна была наступать на южном фланге и, форсировав в нижнем течении Сирет, вытеснить противника из южной Валахии. 2-я румынская и 4-я русская армии должны были ударить севернее Бухареста, в районе города Фокшаны. В случае благоприятного результата германская 9-я армия получала столь любимые в Берлине «Канны», то есть попадала во фланговые тиски.


Германская мортира в Румынии, 1917 

Итак, после 2-дневной артподготовки 2-я румынская и 4-я русская армии перешли в наступление. Наши войска прорвали оборонительные линии противника и устремились вперед. За десять дней удалось пробить 30-километровую дыру по фронту и углубиться на 20 километров. Причем, в горной местности, перерезанной множеством речушек. Мэрэшты стала конечной точкой наступления, далее начинались Южные Карпаты, где отсутствовали населенные пункты и дороги. По логике событий войска должны были повернуть южнее и двигаться в самое сердце Румынии. Но 1 августа бои завершились, так как в Петрограде решили остановить абсолютно все наступательные действия. По той же причине не состоялось наступление 1-й румынской и 6-й русской армий на нижнем Сирете. Там приказ от «стратега» Александра Керенского о прекращении наступления был получен 25 июля. 


На этот момент стоит обратить особое внимание. Керенский, хоть и был премьером и военным министром, руководить действиями войск на фронтах напрямую права не имел. Это была прерогатива исключительно Главковерха, коим на тот момент последние дни являлся генерал от инфантерии Алексей Брусилов. Однако приказ был подписан, попал в войска, в том числе в солдатские комитеты, что вызвало очередную волну противостояния между офицерами и комитетчиками. Простые солдаты и боевые командиры в очередной раз диву давались: зачем же тогда кровь лили? В Румынии же появился свой герой – командующий 2-й армией генерал Александру Авереску. Считалось, что это его доблестные войска освободили… 500 кв. км румынской территории. Звучит солидно, но если перевести на человеческий язык, то окажется, что это участок земли длиной 25 и шириной 20 км. Впрочем, после катастрофы 1916 года для румын и такой локальный успех выглядел значительным. К слову, прах генерала Авереску покоится в том самом Мавзолее в Мэрэшти. 


Генерал-фельдмаршал Август фон Макензен 


Примерно в те же дни германский и австрийский генеральные штабы разрабатывали план контрнаступления в Румынии. Надо заметить, скромным, то бишь тактическим, его никак не назовешь. Была поставлена глобальная цель – полностью уничтожить Румынский фронт, вывести Румынию из войны, захватить Молдавию и поставить Россию перед угрозой вторжения в ее южные губернии. Это должно было незамедлительно привести Временное правительство к переговорам о сепаратном мире. Планировалось, что удары будут нанесены по всей линии фронта, начиная с Буковины, откуда можно было атаковать правый фланг фронта, на котором находилась 9-я русская армия, и заканчивая районом нижнего Сирета на стыке Валахии и Добруджи. Некоторые источники сообщают, что командующий немецкими войсками в Румынии генерал-фельдмаршал Август фон Макензен приготовил праздничный спич, который намеревался произнести в городе Яссы (западная Молдавия), где размещалось румынское правительство, покинувшее столицу Бухарест в 1916 году.


Контрнаступление началось 6 августа 1917 года. Вот что у немцев получалось всегда, так это быстро и незаметно создавать ударные кулаки. На позиции 34-й пехотной дивизии обрушились сразу 4 дивизии 9-й германской армии. Дивизия организованно отступила, но понесла огромные потери. Только пленными – до 3000 человек. Однако довольно быстро русские войска пришли в себя и уже 9 августа в свою очередь нанесли контратакующий удар. «Качели» набирали все большую амплитуду. Особо тяжко русским войскам 4-й армии генерала Рагозы пришлось 11 августа. Помимо прочих видов вооружений немцы активно использовали отравляющие и удушающие газы. В этот день почти полностью погибла 71-я пехотная дивизия, отлично зарекомендовавшая себя в ходе ПМВ. Даром, что была второочередной и формировалась летом 1914 года из ополченцев и добровольцев.


11 августа казалось, что немцы вот-вот прорвутся у Мэрэшешти. Но как нельзя вовремя подоспел резерв, как наш, так и румынский. Свежие батальоны 5-го румынского корпуса сменили на позициях измученные 5-дневными непрерывными боями русские роты. Немцы, понесшие большие потери, уперлись в новую стену на том же месте. Мэрэшешти удалось отстоять. Параллельно бурные события происходили на других участках фронта, особенно на северном. Там войска под командованием австрийского эрцгерцога Иосифа безуспешно пытались прорваться в Молдавию, атакуя позиции нашей 9-й армии. 


Румынская армия при Мэрэшешти, 1917


Последнюю попытку прорвать русско-румынский фронт под Мэрэшешти генерал Макензен предпринял 19 августа. И, что называется, нарвался. Обе корпусные группы 9-й армии, атаковавшие под Мэрэшешти и Ирешти, были настолько сильно потрепаны, что 22 августа из Берлина пришел приказ остановить наступление в связи с огромными потерями. И на самом деле только в период с 6 по 21 августа германо-австрийская сторона потеряла до 50 000 убитыми, ранеными и пленными. Впрочем, потери русско-румынских войск равноценны.


Пожалуй, отдельной строкой можно выделить тот факт, что в кровопролитных боях на Сирете под Фокшанами отменно проявила себя воссозданная румынская армия. К ее солдатам вернулся потерянный, казалось, навсегда, годом ранее боевой дух, а гражданское население обрело веру в своих защитников. Одно из подтверждений тому – заметка в румынской газете, выходившей в 1917 году в Яссах: «Вчера в Митрополичьем соборе после религиозной службы состоялась панихида в память храброго героя майора Выртежану из 9-го егерского полка, который с беспримерным героизмом сражался при Мэрэшешти… В службе участвовали представители гражданских и военных властей, сенаторы и депутаты, а также члены семьи храброго героя».

 


                                                                                                                                             Михаил БЫКОВ,

                                                                                              специально для «Почты Полевой»

27 июля 2017 14:13 1801
0
0