Забытые страницы Великой войны
Подводная война без границ
Немецкая подводная лодка топит торговое судно союзников

1 февраля 1917 года германский император Вильгельм II согласился с точкой зрения своих адмиралов и принял решение о возобновлении подводной неограниченной войны.
Правила войны на море регламентировались в годы I Мировой войны восемью документами (конвенциями), принятыми на 2-й Гаагской мирной конференции 1907 года. Все они – существенны. Но два документа – «Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий», в которой говорится о защите торговых судов воюющих стран, и «Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны», которая брала под защиту суда нейтральных держав, – были особенно важны. Ведь речь шла о тысячах гражданских судов, десятках тысяч мирных моряков и миллионных торговых оборотах.
К слову, из-за того, что многие Гаагские конвенции с первого дня войны германская и австро-венгерская армия и не думали исполнять (например, запрет на использование разрывных пуль), намеченная на 1915 год 3-я Гаагская конференция так и не состоялась. Говорить было не о чем.

При переводе с дипломатического языка на человеческий главное правило гласило: «Подводные лодки приравнены в соблюдении международного права к надводными кораблям. При встрече с ними торговые суда по команде военного корабля должны остановиться. В случае отказа и оказании сопротивления торговое судно может быть потоплено». 
К очередному тотальному нарушению «Правил войны» на море (первое состоялось в 1915 году, когда немецкие субмарины без предупреждения потопили 89 нейтральных судов) германцы начали готовиться загодя. Еще 9 января командованию флота Германии поступила телеграмма, в которой начало новой подводной кампании было намечено на 1 февраля 1917 года: «Приказываю начать с 1 февраля со всей энергией неограниченную подводную войну. Вам надлежит немедленно сделать все необходимые приготовления, однако так, чтобы это намерение не стало раньше времени известным неприятелю и нейтральным странам. Основные планы операций доложить мне». Это – распоряжение кайзера Германской империи Вильгельма II начальнику Морского Генерального штаба. Не очень понятно, как это распоряжение соотносилось с тем, что в январе правительство в Вашингтоне было официально уведомлено из Берлина специальной нотой. В ней говорилось, что вскоре все встреченные на морских путях пароходы Антанты и нейтральных стран будут потоплены. Не исключено, что на «утечку» для американцев немцы пошли по той причине, что рассчитывали испугать торговые корабли США, предупредить их выход в море и тем самым отсрочить грядущий конфликт с этой страной.

Подводная лодка U-38 

Отсрочка составила два месяца. В феврале германские подводные лодки потопили два первых американских судна – «Хьюсатоник» в Бискайском заливе и «Калифорния» в Ирландском море. 6 апреля США вступили в войну на стороне Антанты. 
К февралю 1917 года германский подводный флот располагал 111 (по британским данным – 120) субмаринами. 49 (60) лодок базировались в немецких портах Северного моря Вильгельмсхафен и Эмс, 33 (35) — в Зеебрюгге и Остенде (крупнейшие порты оккупированной Бельгии) и 24 (25)— в портах Адриатического моря. Изначально было ясно, что главным ударам подвергнется северная Атлантика, подходы к проливу Ла-Манш и сам пролив. На этих направлениях проводились самые интенсивные морские перевозки. Адриатику германцы не собирались оставлять без внимания потому, что все снабжение французских, сербских, русских войск на Балканах велось через Средиземное море. Этим же путем много грузов шло британской армии в Египет и Месопотамию.
Как ни пытались корабли союзников, прежде всего, Великобритании с первого же дня возобновления неограниченной подводной войны противопоставить германским субмаринам мощную оборону, это получилось далеко не сразу. Более 3 000 миноносцев и вспомогательных кораблей бороздили море вокруг Европы. На каждую находившуюся в рейде немецкую лодку приходилось в среднем около 80 кораблей противника. Но итоги первых месяцев были для Антанты и нейтральных стран печальны. За первый месяц было потоплено 87 пароходов, общий тоннаж - 540 000 брутто тонн. Нейтральные торговые корабли прекратили плавание в Северном море. Потери германского флота составили… 4 субмарины. В следующем месяце торговый флот Антанты лишился 147 кораблей, тоннаж — 574 000 брутто тонн. Апрель унес на дно еще 881 тысяч брутто тонн. Потери немцев в марте-апреле составили 6 лодок.
Как же работали лодки-пираты на коммуникациях? Германские лодки ПМВ делились на три типа: U – большие лодки, способные к плаванию в открытом океане, имевшие автономность до 28 суток; UB и UC – малые лодки с тоннажем от 125 (ранней постройки) до 500 тонн. Они были способны плавать на малых глубинах и «окучивать» такие места, как Ла-Манш. Отличие UC от UB в том, что они помимо 4 торпед несли на борту мины.
В первый день неограниченной подводной войны (или как ее еще называли – битвы за Атлантику) подходы к Англии со стороны океана патрулировали всего 5 больших лодок. Но они умудрялись закрывать пространство от юго-западной оконечности Ирландии и до входа в Ла-Манш. В самом проливе и Северном море действовали малые лодки – 34 штуки, в Средиземном море – 10. Таким образом, немцы сразу взялись за дело серьезно. Треть их подводного флота одновременно находилась в море. Все строго по плану. Вторая треть стояла в портах на текущем ремонте, третья треть – у причальных стенок без отдыхающего от походов экипажа. Впоследствии германцам так удалось наладить график выходов и возвращений с дежурств, что он стал напоминать конвейер.

Заградитель UC-95 (серия II)

К концу апреля сложилось ощущение, что избавиться от подводной угрозы попросту невозможно. В Англии, в том числе и в Адмиралтействе, были близки к панике. Ситуация, само собой, сказывалась и на настроениях во Франции, Италии и России. Для нашей страны удары по морской торговой системе были чреваты дефицитом поставок оружия, боеприпасов, снаряжения и товаров мирного назначения, так как в наличии имелся только один незамерзающий порт в европейской части – только что построенный Романов на Мурмане (Мурманск). Воды Белого моря в Двинской губе у Архангельска замерзали вплоть до марта-апреля. И хотя уже в 1915 году там появилась ледокольная флотилия в составе 13 кораблей, проводка судов была крайне затруднительна.
Специалисты по транспортной логистике уже весной 1917 года утверждали, что если дело так пойдет и дальше, к концу года Великобритания будет вынуждена выйти из войны. Во-первых, на страну обрушится голод, во-вторых, она не сможет снабжать свои и союзнические войска военной продукцией, в-третьих, встанет на прикол значительная часть самого сильного военно-морского флота в мире. Значительная часть британских боевых кораблей уже перешла на мазут, а где же его взять на острове, заключенном в блокаду?
Сохранившие холодную голову понимали, что единственный путь – срочно наладить современную противолодочную оборону. Прежних методов было явно недостаточно. А все прежние методы сводились, собственно, к установке минных заграждений в зонах наибольшей активности субмарин. В Ла-Манше у порта Дувр (само узкое место – 32 км) установили сеть. Вот и все.

 Гальваноударная морская мина

Среди новых мер борьбы были следующие: только что изобретенные глубинные бомбы, применение которых похоронило надежду германских корсаров на то, что на глубине они недосягаемы; изобретение гидрофонов, позволивших определять место нахождения лодок под водой. К работе также привлекли авиацию (налеты на базы базирования), суда-ловушки и прочее. Дуврскую сеть, которую ранее лодки умудрялись миновать, усилили. Кроме того, приступили к установке гигантского минного заграждения в Северном море между Норвегией и Оркнейскими островами. Оно должно было состоять из 24 минных линий. Но ключевую роль сыграла другая новинка: система конвоев. Любой «купец» для субмарины – лакомая добыча. Даже в том случае, если у него на палубе установлены одна-две малокалиберные пушки. Иное дело группа судов, охраняемых боевыми кораблями, представлявшими для лодок 100-летней давности огромную опасность. Скорость хода, глубина и скорость погружения, необходимость вести стрельбу из надводного положения – все это никак не способствовало успеху в противостоянии с боевыми кораблями. Первый конвой в составе 12 пароходов вышел в море 24 мая. К концу сентября из портов Северной и Южной Америки и через Гибралтар прошло 83 конвоя из 1306 судов. Потери – 18 судов, причем, 8 – после выхода из конвоя. В обратном направлении за этот период проследовало 55 конвоев общей численностью в 789 пароходов, из них было потоплено только 2. 

И последнее, что помогло союзникам справиться с подводной угрозой, – вступление в войну США. Американцы оказали внушительную помощь кораблями-истребителями, новыми торговыми судами, спецтехникой. К концу 1917 года стало очевидным, что стратегия «удушения» Англии, а значит, создание проблем для ее союзников с помощью неограниченной подводной войны, себя не оправдала. Торговые суда стали тонуть все реже, а немецкие субмарины – гибнуть все чаще. В 1917 году в пучине исчезло 63 лодки. И, несмотря на то, что Германия старалась строить как можно больше новых, разрыв между количеством действующих лодок и количеством потерянных все сокращался. К концу ПМВ  баланс был таков: из 372 лодок были исключены из списков флота 203.

Потери торгового флота за 1915, 1917-1918 года в процентах таковы: Великобритания – 69, «нейтралы» – 17, Франция – 8, США – 4, Россия – 2.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой»
22 февраля 2017 00:00 820
0
0