Забытые страницы Великой войны
Итальянский театр
Немецкие солдаты атакуют французские укрепления под Верденом

Весной 1916 года выстоять французам в Верденской битве помогали не только русские дивизии в районе озера Нарочь в северо-западной Белоруссии. Старались как могли и итальянцы в Альпах и на реке Изонцо.
11 марта на итало-австрийском фронте началась 5-я битва при Изонцо. Она продолжалась до 29 марта. В сражениях приняли участие до 400 батальонов с обеих сторон. Причем преимущество итальянцев в живой силе составляло 3 к 1. Наступление итальянских дивизий было неважно организовано, артиллерийская подготовка желанных результатов не принесла. К тому же переменчивая мартовская погода была не на стороне атакующих. В целом, 5-я битва закончилась «нулевой ничьей». И даже потери сторон – около 4 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести (1882 итальянца, 1985 австрийцев) – говорят о том, что все свелось к локальным и кратковременным стычкам. В большинстве из 12-ти битв на Изонцо потери были в разы больше. 

Единственный положительный результат был косвенным. Давление на итало-австрийском фронте несколько сузило стратегические возможности Германии и Австро-Венгрии во время битвы за Верден. Иными словами, частично цель была достигнута. Пусть не в итальянской провинции Венеция, пусть во французском регионе Лотарингия, но достигнут. А теперь самое время разобраться, почему это сражение получило нумерацию «5». И что вообще творилось на этом театре военных действий.

Италия, несмотря на то, что к началу Первой мировой войны она была членом Тройственного союза, решила держать нейтралитет. За этим строгим дипломатическим термином скрывалось банальное желание погреть руки над костром Первой мировой. А чтобы их погреть, требовалось, во-первых, понять, чей костер пылает жарче, во-вторых, договориться о будущих дивидендах. Итальянский король Виктор Эммануил III и правительство определились после подписания 26 апреля 1915 года Лондонского договора со странами Антанты. Договор предусматривал, что после победного окончания войны Италия получит Тироль (современные провинции Тренто и Больцано), крупный порт в северной Адриатике Триест, хорватские земли Истрии и Далмации, значительную часть Словакии и даже довольно далекие острова Додеканес, расположенные между Грецией и Турцией. Кроме того, Италия получала протекторат над Албанией. Столь дивные перспективы сподвигли «Сапожок» на выход из Тройственного союза и на объявление войны Австро-Венгрии в мае 1915-го. Что интересно, Германии война объявлена не была. Это вполне устраивало кайзера, так как сохранялись надежды на негласное сотрудничество. Впрочем, состояние мира не помешало Вильгельму отправить на итало-австрийский фронт усиленную дивизию баварских альпийских стрелков. 

Гориция и река Изонцо

Сам этот фронт протянулся на 600 км, причем 450 км из них – горные массивы (Кадорские, Карнийские и Юлийские Альпы). Высоты – до 3 000 метров. Левый итальянский фланг упирался в границу со Швейцарией, далее линия фронта синусоидой уходила на юг к озеру Гарда, затем на север в горы и вновь спускалась на юг уже к Венецианскому заливу по границе с нынешней Словенией. То есть как раз там, где течет приграничная река Изонцо (в Словакии – Соча). Сама география диктовала игравшей первым номером Италии стратегию войны. От Изонцо до Вены по прямой – менее 300 км. Поэтому основное направление удара могло быть только тут – на город Гориция (ныне – Горица, Словения). При этом довольно серьезные силы надо было держать на левом фланге, где австрийский выступ в районе Тренто уж больно близко подступал к долинам Ломбардии и Милану. Всего-то 130 верст. А до Брешии и Вероны – от силы 50. Правда, вести наступательные бои в этом направлении для австрийцев радости было мало. Меж гор вела единственная большая дорога. Австрийский генштаб в принципе не рассматривал этот театр военных действий как активное направление. Итальянцы напротив, изначально решили наступать.

Для этого было сосредоточено 35 дивизий. Из них 14 должны были атаковать на Изонцо. Еще 14 – наступать на Тренто, чтобы срезать нависающий над Ломбардией выступ и далее выйти в тирольские горы, то есть Кадорские Альпы, откуда путь лежал на австрийский Инсбрук. Австрийцы смогли к лету 1915 года противопоставить только 12 дивизий, к которым вскоре подошло подкрепление в количестве 8 дивизий. Каждая битва при Изонцо укрепляла в австрийском генштабе понимание того, что пресловутая второстепенность альпийского фронта на самом деле требует значительных сил и средств. Спустя некоторое время австрийцы довели состав армий на этом театре военных действий до 25 дивизий. Численное преимущество итальянцев компенсировали 155 артбатареями. Превосходство в артиллерии, в том числе тяжелой, было очевидно. Австрийские войска в целом были оснащены более современным вооружением и техникой. Кроме того, с самого начала Первой мировой войны Австрия, заметив колебания Италии, стала интенсивно укреплять рубежи по реке Изонцо и в Тироле. 

К началу войны в Альпах она располагала мощнейшей системой укреплений самого разного типа. Использовались естественные пещеры, строились бункеры, ДОТы, дороги, в том числе железнодорожная ветка на высоте до 1500 метров над долиной Вал Гардена. При ее строительстве использовался труд русских военнопленных, переброшенных в Альпы из лагерей центральной Австрии. Установлено, что в Доломитах на непосильных работах, под лавинами, от голода и мороза погибло более 10 тысяч наших солдат. 

Наступление австро-венгерских войск в ходе битвы при Изонцо

Наличие такого укрепрайона позволило австрийцам держать на данном участке фронта всего 5 дивизий против 14 итальянских. Разумеется, в Альпах не было фронтальных атак. Горная война, или «белая война», как называли ее тирольские стрелки австрийской армии, велась не на «ура», а на истощение. В некоторых случаях перестрелки и артиллерийские дуэли шли на высотах свыше 3000 метров, за чертой вечных льдов. Отдельный рассказ – о работе горных минеров. Уже в самом конце ПМВ австрийцы взорвали штольню, в который был заложен заряд весом в 55 тонн! Одним словом, меняли горный ландшафт в буквальном смысле слова. Точной статистки по потерям не велось. По самым скромным оценкам в «белой войне» с обеих сторон погибло не менее 150 000 человек, в большинстве итальянцев. Некоторые историки склонны исчислять количество жертв в 180 000. До половины погибших – это замерзшие, сорвавшиеся со скал, погребенные под лавинами. Фронт в этих местах по большому счету за три с половиной года войны своей линии не изменил.

Основные события на итало-австрийском фронте разворачивались в долине Изонцо. Плохо подготовленная, не имевшая достаточного количества орудий, аэропланов, даже лошадей и мулов, итальянская армия к тому же не располагала квалифицированными офицерскими кадрами. Австрийцы же, почувствовавшие опасность, перебросили вполне боеспособные части, в том числе из Галиции и с Балканского фронта, у которых был опыт войны с русскими войсками и упрямой сербской армией в условиях среднегорья. А ведь бои на Изонцо шли не только в долинах, но и в предгорьях. Некоторые вершины Юлийских Альп, которые предстояло брать итальянским солдатам, достигали высоты в 2000 метров. Так, ключевая вершина Монте Неро возвышалась на 2246 метров.

1-я битва при Изонцо (24 мая – 5 июля 1915) ощутимых успехов наступавшим итальянцам не принесла. Были заняты несколько укрепленных точек на вершинах да пара крохотных городов. Переправиться через Изонцо им так и не удалось. Подсчитывать потери к этому времени то ли еще не собирались, то ли еще не научились.

Австро-венгерские солдаты на позициях в районе Изонцо

Вскоре грянула 2-я битва (18 июля – 3 августа 1915). Несмотря на троекратное превосходство в живой силе итальянцы вновь не достигли успеха. Неумелое управление войсками привело к тому, что удары наносились в разных местах и без всякого общего плана. Потери с каждой стороны составили до 50 тысяч убитыми, ранеными и пленными.

Форсировать реку, прорвать фронт и выбить австрийцев из укрепленного района не удалось и во время 3-й битвы на Изонцо (18 октября – 2 ноября 1915). Итальянцы совершали все те же тактические ошибки и все так же проигрывали австрийцам в артиллерийской мощи. Потери первых составили около 70 000, вторых – 40 000.
Грянула 4-я битва при Изонцо (9 ноября – 11 декабря). Все с тем же для итальянцев результатом. Вот только потери оказались запредельными. Убыль в армии короля Виктора Эммануила составила 113 000 человек. Был практически выбит кадровый офицерский состав. Австрийцам удержание позиций также далось большой кровью – 70 000 убитых, раненых, пленных. В этом наступлении итальянцы смогли, наконец, применить появившуюся у них в должном количестве авиацию. Но проку было немного, так как австрийцев подстраховали германские асы-истребители.

Первый большой успех итальянцы праздновали в 6-й битве при Изонцо (6-17 августа 1916). Уже дали себя почувствовать и реорганизация армии, проведенная в ходе войны главкомом Луиджи Кадорна, и, главное, страшное поражение австро-венгров на Восточном фронте во время Луцкого прорыва. Были захвачены главный город региона Горица (ныне – Гориция, Италия) и ключевая высота – гора святого Михаила. Итальянцы закрепились на берегах реки. Однако потери были по-прежнему велики – 74 000 человек. Впрочем, на сей раз австрийцы потеряли еще больше: 61 000 убитыми и ранеными, 20 000 пленными.

Наблюдательный пост австрийцев на горе Монте-Саботино, усиленный пулеметами “Шварцлозе” во время третьей битвы про Изонцо

Следующее наступление – 7-я битва при Изонцо продолжалась всего три дня (14-16 сентября 1916). Столь же краткосрочными были 8-я битва (11-12 октября 1916) и 9-я (1-4 ноября 1916). Эти сражения, получившие название «осенние неудачи», были столь короткими по причине уже привычных просчетов итальянского командования. 9 дней бестолковых боев выбили из строя 111 000 итальянских солдат. Австрийцы потеряли на 3 000 больше. Правда, стоит заметить, что в 9-й битве сдалось в плен более 20 000 человек. Одна из причин – мобилизованные словенцы драться на стороне Австрии не хотели.

Две недели продолжалась 10-я битва при Изонцо (14-29 мая 1917). На этот раз итальянцы праздновали тактическую победу. Им удалось вклиниться на 4-5 километров на австрийскую территорию, закрепиться на левом берегу Изонцо и создать угрозу наступления на стратегически важный порт Триест. Потери составили до 160 000 у итальянцев и до 125 000 у австрийцев.

11-я битва при Изонцо (18 августа – 5 октября 1917) принесла итальянцам новый успех. Они продвинулись на 10 км, но что важнее – выбили из строя огромное количество австрийцев, только пленными захватив более 30 000. Правда, и сами потеряли достаточно: до 170 000, из них 18 000 – пленными.

Следующей по счету битвой при Изонцо называют сражение под Капоретто, одно из самых масштабных в Первой мировой войне. В октябре-декабре 1917 года на поле боя сошлось около 800 000 солдат и офицеров. Об этой битве – отдельный рассказ в свое время. Равно как и о двух последних сражениях 1918 года на итало-австрийском фронте в провинции Венеция: на реке Пьява и при Витторио-Венетто.

            Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой»
31 марта 2016 00:00 1441
0
0