Забытые страницы Великой войны
В черной жаркой Африке
Германская Новая Гвинея. 
Иллюстрация из книги «Das Buch von unseren Kolonien», 1908

Помимо главных театров военных действий в Европе существовали во время Первой мировой войны и второстепенные ТВД. 

Образно говоря, наряду с императорскими театрами с лучшими режиссерами и актерами играли свои спектакли и труппы провинциальные, порой полулюбительские. Но эти спектакли такой же кровавой реальностью, как и те, что ставились на Восточном и Западном фронтах. Одной из таких «провинциальных площадок» стала «черная» Африка.

Как известно, передел сфер влияния, а стало быть, территорий, - одна из основных причин Первой мировой войны. Накопившая силу Германия, согласно Ульянову (Ленину) опоздала к дележу «отсталых континентов» и решила исправить положение. Однако сказать, что немцы оказались без колоний, было бы ошибкой. Сразу после объединения Германии вокруг королевства Пруссия в 1871 году Бисмарк взял курс на приобретение колоний. Какие-то земли покупались. Какие-то захватывались. Но к началу ХХ века под короной Гогенцоллернов находились: в Азии – китайская прибрежная область Киао-Чао и порт Циндао, в Океании - Новая Гвинея, Микронезия (Науру, Палау, Маршалловы, Каролинские, Марианские острова), Западное Самоа. Наконец, в Африке - Того, Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка. 

Если наложить территории германских колоний на современную карту, то это следующие страны помимо Того и Камеруна: континентальная часть Танзании, Бурунди, Руанда, Намибия. Весьма приличные куски африканской земли. И что весьма существенно, все – на побережьях. В отличии от метрополии немецкие колонии к серьезной войне подготовиться не успели. Профессиональный воинский контингент был незначителен. Основная часть солдат набиралась из местного населения, мало знакомого с современной боевой тактикой, оружием и уставами. Так, в самой маленькой германской колонии – Того, расположенном на западном африканском выступе, гарнизон составлял всего несколько сотен человек. Это при том, что в Того, в городе Камина находилась мощнейшая радиостанция, работавшая непосредственно с Берлином. Эта станция покрывала территорию всей Африки и связывала германский центр с его колониями.

Геринг Герман, 
политический, государственный и
 военный деятель нацистской Германии

Бои в крохотном Того, стиснутым британским Золотым берегом (ныне – Гана) и французской Дагомеей (ныне – Бенин), начались 7 августа 1914 года и спустя 20 дней завершились полной победой англо-французских сил. А силы эти составляли 6 пехотных рот при нескольких орудиях. Немецкий гарнизон сдался, но прежде успел взорвать радиостанцию.

Далее настала очередь Германской Юго-Западной Африки, то бишь, Намибии, громадной пустынной территории. Здесь немецкий контингент из 3 тысяч солдат, которым вполне могли помочь 7 тысяч поселенцев-мужчин. Местное 80-тысячное население из племени гереро помогать хозяев вовсе не стремилось, так как 10 годами ранее вспыхнувшее в селениях восстание было жестоко подавлено немецким губернатором Герингом, отцом будущего создателя «люфтваффе» третьего рейха. 

В этом случае немцы не стали дожидаться английского наступления и поступили хитро. Привлекли на свою сторону часть буров, так и не простивших англичанам поражения в войне за южно-африканские земли. 11 тысяч буров подняли мятеж, но 30 тысяч их соплеменников остались верны британской короне. Любопытно, что командовали отрядами буров с одной стороны герой англо-бурской войны генерал Девет, с другой – герой той же войны генерал Бота. В общей сложности британцам удалось собрать 60 тысяч солдат, и немцы были обречены. Хотя со стойкостью обреченных продолжали сражаться и после падениях их столицы Виндхука, и после захвата англичанами ключевых станций на единственной в стране железной дороге. Помощи из метрополии ждать не приходилось, так как к 1915 году британский флот передавил в океане всех немецких рейдеров, а основную часть флота кайзера запер в Северном море. Немцы капитулировали 7 июля 1915 года. Офицерам вернули личное холодное оружие, колонистам разрешили вернуться на фермы.

Часть немецкого корпуса в Юго-Западной Африке на марше

Параллельно началась операция союзников по захвату Камеруна. Немецкий гарнизон по одним данным составлял до тысячи европейцев, по другим – не более 170 человек. Их поддерживали  солдаты из коренного населения – от 2 до 3 тысяч. Эта «армия» была разбита на небольшие отряды, располагавшиеся в 20 фортах, построенных в ключевых пунктах. Хотя если представить себе территорию Камеруна, равную французской и германской вместе взятым, трудно понять, как такими скромными силами можно было защищаться. Англичане и французы собрали группировку в 25 тысяч человек. Наступлению союзников препятствовали не столько враги, сколько тяжелые природные условия. Тропические леса, реки, сезоны дождей, отсутствие нормальных дорог – все это сказывалось на сроках проведения операции. Колонны солдат втягивались вглубь Камеруна с разных направлений, и только в феврале 1916 года участь колонии оказалась решена. Был сдан последний пункт обороны – Мора. На все про все союзникам понадобилось полтора года.

Последний оплот Германии в «черной» Африке – нынешняя Танзания. Здесь англичанам и французам было оказано самое серьезное сопротивление. Можно сказать больше: окончательно победы им достигнуть так и не удалось. Немецкие войска в Германской Восточной Африке сдались только после того, как их начальник генерал-майор Пауль фон Леттов-Форбек получил известие из Европы о заключенном 11 ноября 1918 года в Компьене перемирии. А до этого в течение долгих месяцев вел войну в стиле современных террористических группировок.

Началось же все не благодаря, а вопреки. Губернаторы соседних германской и британской (Кения) колоний после начала ПМВ договорились отсидеться и друг друга не задирать. Здешние земли – богатые, красивые, заселенные, не чета намибийской пустыне. Так что зря ломать устоявшийся образ жизни. Однако, совершенно иначе воспринимали ситуацию британские поселенцы и подчиненные немецкого генерала. Первые начали объединяться в отряды рейнджеров, вторые – готовиться к вторжению. И в сентябре 1914 года война началась.

Потопленный германский крейсер "Кенигсберг" 
в дельте реки Руфиджи во время отлива

Ее можно было бы назвать игрушечной копией большой войны. Если не пролитая кровь. В этой войне было все. Спрятавшийся в русле реки Руфиджи германский крейсер «Кенигсберг», который британцы не могли достать 9 месяцев, пока из метрополии не пришли два монитора (корабли с низкой осадкой и тяжелым вооружением). Рейды отряда Леттов-Форбека в соседние Уганду и Кению и поднятый им германский флаг на британских землях у горы Килиманджаро. Война английских канонерок и диковинных лодок немецкого генерала на великих африканских озерах: Виктории, Танганьике и Ньясе. Британский морской десант в составе двух пехотных бригад, высадившийся в Танге и тут же разбежавшийся. Вернее, разбежались индийцы, составлявшие большинство личного состава, а англичане едва успели вернуться на корабли, оставив не берегу все снаряжение и припасы. Все это события 1914-1915 годов. Начиная с 1916-го Леттов-Форбек начал партизанскую войну. Он маневрировал по саванне, искусно укрываясь от прямых ударов британских экспедиционных войск под командованием генерала Яна Смэтса. Богатая природа позволяла его солдатам прокормиться, а военный запас пополнялся за счет противника. Уместно сказать, что вся сила немецкого генерала еще вначале событий состояла из… 200 офицеров-европейцев и 2500 местных бойцов.

Похоже, так бы и продолжалось до тех пор, пока смерть не унесла бы этого отважного командира, имевшего серьезный боевой опыт еще со времен Боксерского восстания в Китае в 1900 году и мятежа в Германской Юго-Западной Африке в 1904-м. Но Компьенское перемирие распространялось на все континенты, и фон Леттов-Форбек сдался 14 ноября 1918 года с остатками своего отряда.

Михаил БЫКОВ,
Специально для «Почты Полевой»
21 марта 2016 10:56 1027
0
0