Забытые страницы Великой войны
Верденская мясорубка
Битва при Вердене

21 февраля 1916 года в 7 часов 15 минут утра началось самое кровопролитное и одновременно самое невразумительное сражение Первой мировой войны – битва за Верден.

Город Верден в провинции Лотарингия на востоке Франции изначально возник как некий придаток укреплению, еще с галльских времен стоявшему на берегах реки Мёз (в бельгийско-голландском варианте – Маас). Крепость, вокруг которой грянули 10-месячные бои в 1916-м, построили в XVII веке по проекту знаменитого французского военного инженера и архитектора, маршала Себастьяна Вобана – для прикрытия от нападения на Париж с востока. Цитадель поднялась над городом еще раньше – в XVI столетии. К началу ХХ века Верденская крепость превратилась в разветвленную систему укреплений в три пояса. 

В скале под цитаделью были прорыты галереи и траншеи общей длиной 4 километра. Здесь разместился целый резервный город на 2 000 человек. С мельницей, колодцами, элеватором для подачи воды, телеграфом, складами, магазинами. Толщина «потолка» составила…16 метров! Такую толщу из земли и скальных пород не мог пробить даже 420-мм снаряд, выпущенный из орудия-монстра «Толстой Берты».

На расстоянии от 2,5 до 6,5 километров от цитадели находился построенный в 1874-1880 годах второй пояс обороны: форты Бельвиль, Сен-Мишель, Сувиль, Таванн, Бельрюпп, Регре, де-ля-Шом. Наружный фортовый пояс находился в 5-8 километрах от центра обороны. Это 10 фортов, построенных в конце XIX века – Дуомон, Во, Муленвиль, Розелье, Годенвиль, Дюньи, Ландрекур, Сартель, Буа-Бур-рю, Марр, а также пост Бель-Эпин и укрепления Шарни. Под занавес столетия все форты были залиты с ног до головы бетоном и превратились в самодостаточные крепости. Чтобы фортам не было скучно, меж ними возвели дополнительную цепь укреплений: Фруад-терр, Тиомон, Ля-Лофэ, Дерамэ, Симфорьен, Буа-де-Тьервиль, Буа-де-Шапитр, Балейкур, Фромервиль, Жермонвиль, де-Брюйер. Уже в ХХ веке вплоть до самой войны вводили в строй промежуточные укрепления Манезель, Брандье, Шатильон, Жольни, Ля-Фалюз, а также передовые – у Безонво и Ардомона. И еще один – самый северный – форт Вашеровиль. Таким образом, термин «Верденская крепость» – это скорее дань привычке, чем точное определение мощного укрепрайона 45 километров в обводе, преграждавшего путь к Парижу по прямой дороге южнее Реймса через провинцию Шампань. 

Французские солдаты идут в атаку. Верден

Стоит добавить, что южнее стояла крепость Туль, созданная по тем же принципам, что и Верденская. Разница была только в масштабах укреплений. Хотя территория, на которой размещался Туль, была тоже не маленькая: 42 километра в поперечнике и 14 – в диаметре. Задача этой крепости – прикрыть дорогу из Эльзаса (Страсбург) в Париж. Расстояние между городами Верден и Туль (с северо-запада на юго-восток) – 65 километров. В северную часть этой бетонной стенки и предстояло упереться германским дивизиям.

Это, кстати, был не первый случай в истории. Французы не зря столько внимания уделяли Вердену – часовому, замершему в 220 километрах от Парижа на востоке. Главная угроза для страны традиционно исходила с этого направления. В 1792 году пруссаки взяли цитадель за одни сутки. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов она продержалась около шести недель. И все-таки пала. В 1916-м это не должно было повториться. Иначе выполненный германский план мог привести к радикальным изменениям на Западном фронте вплоть до выхода Франции из войны. Начальник германского генерального штаба генерал Эрих фон Фалькенхайн по результатам кампании 1915 года пришел к выводу, что идея вывести из игры русских военным путем обречена на провал. Армия Николая II несла огромные потери, отступала, но разгромить ее не удалось. И тогда в Берлине приняли решение: главный удар в 1916 году нанести против Франции, которая казалась Фалькенхайну обескровленной и неспособной на этот раз остановить «немецкую машину». Местом главного удара была выбрана Лотарингия, Верден.

Для решения задачи германский генеральный штаб сосредоточил под Верденом почти 1 000 000 солдат, около 1 000 орудий, причем половину из них составляли тяжелые, в том числе гаубицы «Толстая Берта». Контроль за небом возлагался на 168 аэропланов. На начало битвы французов было не более 500 000. Если учесть, что участок прорыва по плану начальника германского генерального штаба генерала Эрика фон Фалькенхайна был всего лишь 12 километров, трудно представить плотность огня и плотность наступавшей немецкой пехоты. Впрочем, прежде чем 6 свежих полностью укомплектованных дивизий пошли в бой, выстроившись по фронту двумя полками в каждой линии, артиллерия обрабатывала форты и пространство между ними 10 дней. Пушкам помогало 96 мощных огнеметов. Казалось, под Верденом не должно было остаться ничего живого. Не то что человека – травинки! И после первых атак у немцев вполне могло сложиться такое впечатление. Спустя четыре дня пал один из главных фортов внешнего оборонительного кольца – форт Дуомон.

Солдаты спят в траншее. Верден

Историю его падения можно было бы посчитать курьезной, если забыть о сотнях тысяч погибших под Верденом. 25 февраля, когда после артподготовки штурмовые группы должны были атаковать рвы и стены форта, германское начальство внезапно передумало, посчитав, что артиллеристы должны добавить еще. И пушки не заставили себя ждать. Но одна штурмовая группа из 10 человек приказа об отмене атаки не получила. И пошла выполнять приказ. Чудом проникнув внутрь форта под огнем собственной артиллерии, эта группа подняла шум, и французы, ошарашенные после артподготовки, подумавшие, что форт захвачен большими силами, начали сдаваться. Вовремя сообразили прислать подкрепление своим штурмовикам и немецкие начальники. Более каноническая версия гласит, что после отмены высоким начальством приказа о штурме форта в него под покровом метели прорвалась «непослушная» 7-я рота Бранденбургского полка. Добавим для объективности, что перед началом штурма гарнизон Дуомона составлял всего 58 человек.

Германцы настолько поверили в успех, что сам кайзер Вильгельм прибыл под Верден для вручения наград отличившимся солдатам. Но Верден держался. С 27 февраля по 6 марта сюда из тыла, в том числе из Парижа, перебросили около 200 000 солдат подкрепления. Это был тот самый знаменитый автомобильный бросок, когда солдат доставляли по шоссе не только грузовиками, но даже парижскими такси. Позже трассу во Франции назовут «священным путем». Постепенно удалось наладить поступление пополнения – еженедельно по 90 000 солдат. Регулярно подвозили снаряды и патроны, снаряжение и питание. Когда к обороне Вердена присоединилась еще одна французская армия под командованием генерала Анри Петена, преимущество оборонявшихся в живой силе стало 1,5 к 1. Германцы, в свою очередь, выдыхались. За первый месяц боев каждая из сторон потеряла до 90 000 человек. Результат – атакующая сторона продвинулась на несколько километров, захватила форты, но сам Верден оставался неприступным. А значит, дорога на Париж оставалась закрытой.

Брусиловский прорыв

В марте по настоятельной просьбе союзника российские войска провели отвлекающую наступательную операцию в районе белорусского озера Нарочь, что не позволило немцам перебросить силы с Восточного фронта на Западный. В который раз Россия ценой крови своих солдат спасала Францию.

Под Верденом в марте-апреле германские дивизии несколько раз пытались вести штурм, но всякий раз французская оборона держала удар. Последняя атака состоялась 22 июня. После традиционной массированной артподготовки и газовой атаки в бой пошли 30 000 солдат. Они полностью уничтожили державшую этот участок французскую дивизию, захватили форт Тиамон в 3-х километрах от Вердена, но и сами легли почти поголовно. 

В это время на Востоке уже вовсю развернулось наступление русской армии, получившее название Луцкий (Брусиловский) прорыв. Видимо, бесперспективность, даже бессмысленность продолжения бойни стала очевидна для германского командования, и активные действия прекратились. Вторая половина лета и начало осени прошли относительно спокойно, Верденская мясорубка крутилась медленно, так как на севере Франции на реке Сомме 1 июля началась еще одна грандиозная битва. Но 24 октября под Верденом в наступление пошла уже французская армия. Все повторилось с точностью до наоборот. Два месяца упорных боев на пятачке 40х15 километров привели к тому, что все форты были отбиты, а линия фронта пролегла там же, где находилась 21 февраля. Из 2,5 миллионов солдат, принявших участие в 10-месячной битве, выбыло из строя более миллиона, только убитыми – свыше 350 000.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой»
09 марта 2016 00:00 3523
0
0