Забытые страницы Великой войны
Бунт на «Гангуте»
Линкор «Гангут»

Одна из самых «раскрученных» историй, связанных с революционными настроениями на Балтийском флоте во время Первой мировой войны, – так называемый бунт на линкоре «Гангут», случившийся 1 ноября 1915 года. Что же на самом деле произошло на одном из мощнейших кораблей русского флота?

Для начала – информация о самом корабле. Линкор «Гангут» (ударение на первом слоге) был заложен на стапелях Нового адмиралтейства в Петербурге в 1909 году, спущен на воду в 1911-м, в строй Балтийского флота вступил в 1914-м. Это был один из четырех линкоров проекта «Севастополь» (собственно «Севастополь», а также «Полтава», «Петропавловск», «Гангут»). Точнее сказать, линкоры серии являлись первыми русскими дредноутами. То есть, представителями типа тяжелых кораблей, чьей особенностью было однотипное артиллерийское вооружение крупных калибров.

Так, «Гангут» имел четыре 3-орудийные башни. Калибр орудий – 305 мм. Звучит несколько академично, но если перевести миллиметры в более привычные в быту сантиметры, то станет ясно: сухощавого человека в ствол запихнуть можно. Остается только догадываться, к чему мог привести залп главного калибра, когда в цель одновременно летят 12 снарядов каждый весом чуть менее полутонны! На дистанции 27 километров такой снаряд пробивал бортовую броню толщиной 13 сантиметров. Помимо главного калибра «Гангут» нес 16 орудий 120 мм и четыре торпедных аппарата. Длина корабля составляла 185 метров, ширина – 27. Водоизмещение (полное) – 26 900 тонн, осадка – 9 метров. Мощность двигателей – 42 000 лошадиных сил. Максимальная скорость – 24,6 узла, то есть 45, 6 км/час. Экипаж «Гангута» состоял из 1220 матросов и офицеров. На момент конфликта экипаж состоял из 1000 матросов и 34 офицеров.

Спуск на воду линейного корабля «Гангут» 

Настроения и взаимоотношения этой самой тысячи с лишним человек и стали причиной скандала, разразившегося на «Гангуте» осенью 1915 года. Как обычно, при исследовании конфликта надо различать поводы и причины. Повод оказался весьма прозаический. Линкор стоял на рейде Гельсингфорса (ныне – Хельсинки, Финляндия). 1 ноября команда занималась погрузкой угля в трюмы. Надо сказать, дело это трудоемкое и противное. Корзины с углем весили по 50 кило, угольная пыль забивала глаза и нос. По старой флотской традиции после тяжелой работы экипаж кормили макаронами с мясом. Теми самыми «макаронами по-флотски». Но в этот раз на камбузах раздали ячневую кашу, которую варят из дробленной ячменной крупы. Примечательно, что приказ о варке каши ввиду отсутствия на камбузах запаса макарон отдал, как показало расследование, всего-навсего баталер Подкопаев. То есть, нестроевой унтер-офицер, отвечавший за продовольственное снабжение. Очевидно, что никакого умысла господ офицеров «Гангута» обидеть свой экипаж в помине не было.

Каша, да еще плохого качества, вызвала прогнозируемое недовольство среди уставших и голодных матросов. Далее последовал коллективный отказ от приема пищи. Старший офицер корабля лейтенант Фитингоф доложил о случившемся командиру капитану 1-го ранга Кедрову. Особо надо отметить, что Михаил Александрович Кедров пользовался расположением двора и на такие мелочи, как каша вместо макарон привык внимания не обращать. Также командир «Гангута» поступил и на этот раз. Съехал с корабля на берег, не оставив никаких распоряжений. Наставления великого флотоводца Федора Ушакова о том, что первейшая забота командиров – жизнь матросов, Кедровым были забыты.

В это время «буза» из пассивной фазы перешла в активную. Матросы уже не сидели за столами, колотя ложками в котелки, а двинулись на палубы с явным желанием очно объясниться с господами офицерами. В толпе слышались крики, связанные не только с питанием, а именно: «Долой немцев», «Даешь оружие». А когда по распоряжению Фитингофа офицеры разошлись по командам чтобы успокоить подчиненных, те уже были готовы к прямой агрессии, крича: «Бей его в рожу», «Что с ними разговаривать», «Все наверх».

Снаряды орудий главного калибра на палубе линкора “Гангут”

Взломать арсенал с винтовками матросам не удалось. В ход пошел подручный материал. В нижних палубах одному из офицеров досталось по ноге поленом. А наверху перед двумя сотнями матросов появился старший офицер Фитингоф с револьвером в руке. К счастью, до стрельбы не дошло, другие офицеры во главе со вторым штурманом Ильиным уговорили барона спрятать наган и скрыться в каюте. А сами продолжали увещевать экипаж. Кончилось тем, что прибывший на борт к 23 часам каперанг Кедров приказал выдать матросам чай и мясные консервы. Если верить воспоминаниям одного из старых гангутцев, то и макароны тоже.

На следующий день на корабле начала работу следственная комиссия, которую возглавил контр-адмирал Небольсин. Экипаж был выстроен на нижних палубах. Матросов, проявивших себя наиболее рьяно, вызывали на допрос в командирскую каюту, после чего в сопровождении вооруженных матросов крейсера «Аврора» сопровождали на берег. Таким образом, было задержано около ста человек. Военно-морской суд в Кронштадте оказался скорым. Спустя два месяца после событий на «Гангуте» он вынес решение: двух матросов приговорил к смертной казни, 24 человека – к каторжным работам от 4 до 15 лет. На практике сложилось иначе. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Канин заменил смертную казнь 8-летней каторгой, остальным осужденным сроки были значительно снижены.

Небольсин 
Аркадий Константинович

В советское время беспорядкам на «Гангуте» некоторые исследователи пытались придать революционный характер, доказать, что это было выступление, контролируемое матросами-большевиками. Один из историков написал, что после восстания линкор был окружен другими боевыми кораблями и сдался. Таким вот образом восстание было подавлено. На самом деле никто никого не давил. И не окружал. Корабли, что стояли на якорях вместе с «Гангутом», так и остались на своих местах. А вот причины волнений в экипажах на Балтике в 1915 году – это на самом деле разговор интересный и поучительный.

Надо учесть, что сильной психологической усталости от войны, длившейся к тому времени 15 месяцев, на флоте не испытывали. Да, великое отступление русской армии 1915 года действовало удручающе. Но Балтийский флот горечь поражений не испытал и боевой работой перегружен не был. Тут-то и кроется одна из причин матросского недовольства. Тот же «Гангут» стоял на рейде несколько месяцев, рутинная служба выматывала, а драки даже не предвиделось. Экипаж устал не от войны, а от безделья и неопределенности. Так что сухому хворосту недоставало лишь спички.

Вторая причина – состав и отношения с офицерским составом. Большевики, как известно, выступали против продолжения войны. Стало быть, никакие проявления патриотизма не приветствовали. Но как тогда это увязывается со стойким неприятием экипажами офицеров немецкого или, как тогда выражались, остзейского происхождения? А их на Балтике на самом деле было в избытке, так уж повелось еще со времен Петра Великого. Очевидно, что выступление против офицеров-немцев типа барона Фитингофа – это пусть и своеобразное, но явное проявление патриотизма. К слову, и сами бароны – молодцы. Балтийское офицерство отличала приверженность к жестким формам отношений с нижними чинами. Вероятно, поэтому так много офицеров пострадало от рук матросов во время революционных событий февраля-марта 1917 года и позже. Во время следствия по делу «Гангута» было выявлено, что офицеры линкора крайне прохладно относились к воспитательному процессу, ограничиваясь исключительно выполнением профессиональных обязанностей. Суд предъявил взыскание командиру корабля Кедрову, и только личное вмешательство императора позволило каперангу избежать наказания. 

“Гангут” в боевом походе

Определенные выводы из гангутской истории сделало и командование флотом. Спустя считанные дни «Гангут» вместе братом-близнецом «Петропавловском», крейсерами «Рюрик», «Баян», «Адмирал Макаров» и «Олег», а также с эскадренным миноносцем «Новик» вышел на постановку минного заграждения на путях германских боевых кораблей и транспортных судов около острова Готланд, что в 100 километрах южнее шведских берегов. 11 ноября было выставлено 560 мин. Через две недели на одной из этих мин подорвался немецкий легкий крейсер «Данциг» и выбыл из строя до 1917 года. 

Сам «Гангут» прожил долгую жизнь. Правда, начиная с 1925 года уже под другим именем – «Октябрьская революция». Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов. Несмотря на повреждения от немецких бомб и снарядов, дрался при обороне Ленинграда, сбив 13 вражеских самолетов. Из состава флота списан в 1956 году.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
30 ноября 2015 00:00 6224
0
0