Забытые страницы Великой войны
Тарас, но не Бульба
Кавказская туземная конная дивизия

Масштаб сражений на Кавказском театре военных действий не идет ни в какое сравнение с тем, который существовал на фронте Восточном: от Балтики до Молдавии. Но война – это такая штука, когда простой арифметикой результаты не оценить.

Да, на главных фронтах в сражения вступали миллионы солдат и офицеров. На Кавказе русская и турецкая армия были на порядок меньше. Русская Кавказская армия насчитывала 325 тысяч солдат и офицеров при 375 орудиях: 1-й Кавказский армейский корпус ( 2 пехотные дивизии, 2 артиллерийские бригады, 2 Кубанские пластунские бригады, 1-я Кавказская казачья дивизия), 2-й Туркестанский армейский корпус ( 2 стрелковые бригады, 2 стрелковых артиллерийских дивизиона, 1-я Закаспийская казачья бригада). К этому числу можно приплюсовать примерно 25 тысяч армян, входивших в различные добровольческие формирования. Состав 3-й турецкой армии, воевавшей на Кавказе – 220 тысяч при 520 орудиях. Плюс – курдские боевые отряды, численность которых в связи с их партизанской сущностью подсчитать весьма затруднительно. 

В первой крупной битве – под Сарыкамышем, случившейся в период с 22 декабря 1914 –го по 17 января 1915-го, – столкнулись около 200 тысяч человек. Причем со стороны турок в бои вступило свыше 130 тысяч, с русской стороны 63 тысячи. Казалось бы, разве можно сравнивать с Лодзинской операцией или с грянувшей чуть позже битвой за Карпаты, в которой общие потери сторон достигли почти 2 миллионов человек? Но степень важности сражений в Армении и Турции в 1914-1916 годах переоценить трудно. Уж больно важно было, кто пересилит в борьбе за этот крайне важный регион.

Турки и рады были бы выставить тут большее количество войска. Но и так разрушающаяся Османская империя вынуждена была воевать на несколько фронтов: держать рубежи на европейской части своей территории, осуществлять операции в своих дальних пределах: Египте, Месопотамии, на границах с Персией. Русская армия тоже не могла позволить себе иметь на Кавказе большой контингент войск. Германский и австрийский фронты требовали все большее количество живой силы. Состав Кавказской армии и так был прилично ослаблен тем, что часть войск была переброшена на западный (для России) ТВД в самом начале войны.

Сарыкамышское сражение

Сарыкамышское сражение – это довольно авантюрная акция, затеянная турецкой стороной по инициативе Энвер-паши, формально, заместителя главнокомандующего Турецкой армии (главкомом считался султан), а в реальности – руководителя вооруженных сил империи. В 1914 году пограничный город Сарыкамыш (2100 метров над уровнем моря) находился на территории России и служил главной базой для Кавказской армии, так как географически располагался крайне выгодно, а кроме того был конечной станцией железной дороги в восточной Анатолии со стороны российского Закавказья. Поэтому Энвер-паша и решился нанести мощный и скрытно подготовленный удар по этому стратегически важному пункту. Главная цель: отрезать русскую армию от коммуникаций (Карс, Тбилиси, Баку), выйти в пределы русского Закавказья, поднять там восстание под исламскими лозунгами. А заодно – лишить Россию мощного экономического плацдарма.

В первые дни туркам удалось провести несколько успешных тактических операций. Но неподготовленность всей кампании, а также сложнейшие природные условия привели к тому, что стремительного флангового наступления не получилось, армия несла колоссальные небоевые потери из-за морозов и голода, а сильно уступавшие в численности русские части на оборонительных рубежах бились более чем достойно.
Всего через неделю после начала турецкого наступления на Сарыкамыш, стало ясно, что оно захлебнулось, и русская армия под общим командованием генерала Николая Юденича перешла в контрнаступление. Вот что писал по этому поводу в своих распоряжениях сам Николай Николаевич, один из лучших военачальников Русской армии в Первую мировую войну: «Нам мало отбросить турок от Сарыкамыша. Мы можем и должны их совершенно уничтожить. Настоящим случаем должно воспользоваться, другой раз он не повторится».

Турки бились изрядно. С другой стороны, их мужество подкреплялось не столько убежденностью в правоте, сколько обыкновенными инстинктами. Любой турецкий аскер понимал, что обратный путь к исходным рубежам по заметенному снегами высокогорью – это верная смерть. И выжить можно только в одном случае – если уцепиться за стены Сарыкамыша.

Уцепиться не получилось. Несмотря на то, что в последних атаках на русские позиции турецких солдат вел лично Энвер-паша.

Началось преследование бегущих турок. Надо отдать должное русским солдатам, проходило оно в нечеловеческих условиях. Известно, что 18-й Туркестанский стрелковый полк прошел за пять суток не более 10 километров. Причина? Мороз более 20 градусов и сугробы высотой в человеческий рост!

В эти славные дни совершил фантастический подвиг капитан 154-го пехотного Дербентского полка Тарас Вашакидзе. С солдатами своей роты он вывалился из горного перелеска на отходящую турецкую колонну, ставшую на бивак. О каком-либо бое против нескольких тысяч солдат противника и говорить глупо. Надо спасать положение. Тогда капитан, приблизившись к туркам, объявил себя парламентером и потребовал на переговоры их начальника. Турецкий генерал высулушал русского офицера, объяснившего, что в лесу находятся три пехотных полка и артиллерийские батареи, уже взявшие на прицел турецких солдат. А потому – сопротивление бесполезно.

Дело кончилось тем, что турки в количестве 1306 солдат и 107 офицеров сдались. А еще – 3 генерала. Отдал саблю и главный переговорщик с турецкой стороны, тот самый генерал, с которым побеседовал о перспективах капитан Вашакидзе. Оказалось, что этот генерал, ни много, ни мало – командующий 9-м турецким пехотным корпусом Исхан-паша. Помимо живой силы «в плен попали» 8 орудий, 24 пулемета, большой запас снарядов и патронов.

Случившемуся сначала не поверил командующий Отдельной Кавказской армией генерал Юденич. Потом – не поверил император Николай II. Потом – президент французской республики Раймон Пуанкаре, которому рассказали о подвиге русского капитана. Не верил «своему счастью» и генерал-лейтенант Исхан-паша, когда ему сообщили, при каких обстоятельствах он сдал в плен остатки своего корпуса. 
Кончилось тем, что поверили все, так как не было оснований не верить. Уж больно много оказалось свидетелей. Капитан Вашакидзе был награжден орденом св. Георгия IV степени – в России. А во Франции – Военной медалью. Простой русский офицер, рожденный в 1873 году в маленьком грузинском селе, окончивший Тифлисское юнкерское училище, с 1895 года служивший в Дербентском полку стал кавалером французской награды - Воинской медали -  которая вручалась либо рядовым за выдающийся героизм, либо генералам в должности главкома. Офицерам такая награда не полагалась, но для Вашакидзе было сделано исключение! К слову, войну «Шайтан-капитан» (по мнению Исхан-паши) закончил в чине полковника. Не сказать, что искренне принял советскую власть, но покинуть родную Грузию не захотел. В 1937 году 64-летний Тарас Давидович попал под каток репрессий, но умер еще во время следствия. Не выдержало сердце.

Кавказский фронт Первой мировой войны

Итоги Сарыкамшского сражения. 3-я турецкая армия была полностью разгромлена. Турки потеряли убитыми, раненными, пленными и обмороженными более 90 тысяч солдат и офицеров. Общие потери Кавказской армии убитыми, ранеными и обмороженными – 26 тысяч (по другим данным – чуть более 30 тысяч).

На Кавказском ТВД положение стабилизировалось. Русская армия получила стратегическое преимущество и взяла под контроль ситуацию в восточной Турции. Османская империя поставила крест на стратегических планах по захвату русского Закавказья и с января 1915 года разрабатывала только планы оборонительного характера. Изменилась ситуация и на других азиатских фронтах. Турции стало куда сложнее противостоять союзникам России на ближнем Востоке.

Михаил БЫКОВ, 
                                                                            Специально для «Почты Полевой».

28 января 2015 00:00 1919
0
0