Забытые страницы Великой войны
Антон Иванович и его команда
Это название 4-я стрелковая бригада (с июля 1915 года – дивизия) носила совершенно официально. Еще во время последней русско-турецкой войны 1877-1878 годов после того, как стрелки пришли на помощь гарнизону Шипки и совместными усилиями отбили нападение врага,  генерал Иосиф Гурко обратился к императору Александру II с просьбой дать бригаде имя «Железной». Просьбу уважили.

Еще один любопытный момент из истории этой воинской части. Будучи сформированной в 1870 году, она за 47 лет существования умудрилась участвовать во всех войнах, которые вела в этот период Российская империя. Помимо упомянутых русско-турецкой и Первой мировой – в Боксерском восстании в Китае в 1900-м и в русско-японской 1904-1905 годов. Если что и пропустили, так это боевые действия в Средней Азии, которые велись в процессе присоединения ее разрозненных ханств к России. Короче говоря, воинскую часть с такой короткой и одновременно богатой военной историей еще поискать!

Командир 4-й стрелковой бригады генерал-майор Деникин (в центре) со своим штабом, город Осек, 21 декабря 1914 года.

Стрелковые части Русской армии в лучшую сторону отличались от армейских пехотных полков и соединений. Дело в том, что еще на заре их возникновения – 30-е годы XIX века – особое внимание уделялось вопросу комплектации. Стрелки в качестве легкой пехоты должны были сменить егерей. Строго говоря, по сути, это одно и тоже. Менялось название, а боевая задача оставалась: завязывание боя и его ведение в рассыпном строю, поражение противника огнем, в том числе, снайперским, рейды, обходы, разведка боем… Понятно, что в стрелки отбирались те, кто с мишенью был на «ты», отличался физической выносливостью и особым складом характера. Опыт императорских стрелков позже весьма широко использовался в Красной армии в Великую Отечественную войну, когда создавались целые снайперские подразделения до роты, не забыт этот опыт и сегодня.  

К Первой мировой войне 4-я стрелковая «Железная» бригада была абсолютно готова. Бригада состояла из четырех полков 2-батальонного состава: 13-го  Генерал-Фельдмаршала Великого Князя Николая Николаевича, 14-го генерал-фельдмаршала Гурко, 15-го  Его Величества Короля Черногорского Николая I, 16-го Императора Александра III. В ходе войны бригаде был придан 4-й  стрелковый  артиллерийский дивизион.

Бригада, в мирное время дислоцированная в Одессе, естественным образом оказалась среди частей 8-й армии под командованием генерала Алексея Брусилова, входившую в Юго-Западный фронт. А так, как именно 8-я армия превратилась в одну из ударных с первых дней войны, то и «железные стрелки» без боевой работы не остались. В первые дни сентября 1914 года бригаду покинул ее начальник, генерал Бауфал, служивший в ней еще со времен героической обороны Шипки, и на освободившееся место в буквальном смысле напросился генерал-майор Антон Деникин. Антон Иванович имел военный опыт на манчьжурском ТВД, но, будучи офицером генерального штаба, несколько лет пребывал исключительно на штабных должностях. Вот и ПМВ он начал в качестве в.и.о. дежурного генерала Киевского военного округа, вскоре - генерал-квартирмейстера 8-й армии. Но едва узнал о том, что в «Железной» бригаде освобождается вакансия, написал рапорт с просьбой определить его именно туда. Брусилов возражать не стал.

Генерал Деникин принял бригаду и чуть ли не в первый день оказался вместе с ней в серьезном бою – Городокском сражении I Галицийской операции (в 30 километрах западнее города Львов, Украина).  Сражение продолжалось 6 дней, в результате русские армии переломили ситуацию, и австрийцы начали массовое отступление. 

Генерал Деникин. Фото на позициях. 1915 год

Интересно, что в трудах советских военных историков, в том числе и знаменитой работе бывшего царского генерала, а впоследствии, профессора академии имени Фрунзе Андрея Зайончковского о боевых делах «железных» стрелков практически не упоминается. Долгие годы на подвиги бригады было наложено информационное вето, так как в 1914-1916 годах ею командовал один из лидеров Белого движения Деникин. Генерал, который за Городокское сражение получил золотое Георгиевское оружие «За храбрость» и письменную благодарность императора Николая II. О забывчивости советских историков писал в эмиграции и сам Антон Иванович: «В течение двух лет шла она (бригада/дивизия) со мной по полям кровавых сражений, вписав немало славных страниц в летопись Великой войны. Увы, их нет в официальной истории. Ибо большевистская цензура, получившая доступ ко всем архивам и историческим материалам, препарировала их по-своему и тщательно вытравила все эпизоды боевой деятельности бригады, связанные с моим именем».  

В следующий раз стрелки отличились в конце октября 1914-го. Шли тяжелые позиционные бои в Галиции. «Железная» бригада находилась на передовой. От австрийских окопов ее отделяло всего полкилометра. Наступил момент, когда австрийцы снизили активность, и командование бригады решилось на лихую атаку. Без артподготовки полки двинулись на позиции противника. Удар был настолько ошеломительным, что австрийцы побежали, а стрелки сходу взяли поселок Горный Лужек, где базировался штаб австрийского эрцгерцога Иосифа Августа. Утренний кофе, приготовленный поварами эрцгерцога и еще не остывший, офицеры бригады пили в резиденции Иосифа из его именного сервиза. В штабах армии и фронта не сразу поверили в то, что случилось. А после того, как удостоверились в происшедшем, Деникин получил еще одну награду – орден св. Георгия IV степени (Крест III степени Антон Иванович получил уже весной 1915 года за бои под Ужгородом). За бригадой же утвердилось еще одно неформальное прозвище – «пожарная команда». Высшее командование уже стало привыкать к мысли, что «железных» можно отправлять на самые горячие участки фронта для исправления «аховых» ситуаций.

В ноябре 1914 года бригада вместе с другими частями 8-й армии сражалась в Бескидах (северо-западные Карпаты) и вышла через перевалы на территорию Венгрии.

Передышка на фронте, 1916 год. Деникин — в центре

В тяжелом для русской армии 1915 году «Железную» бригаду развернули в дивизию. Полки из 2-батальонных превратились в 4-батальонные. Сделано это было не случайно. Весной 1915-го Деникину предложили покинуть бригаду и возглавить одну из дивизий. Он отказался, не желая оставить своих солдат и офицеров. Тогда в верхах нашли компромиссный выход из положения. И Деникин остался «железным», и под рукой у него оказалась целая дивизия.

Пожалуй, самый яркий боевой эпизод из жизни «железных» в этом году – неожиданное взятие Луцка в то время, как вся русская армия откатывалась под ударами превосходящих сил германцев и австрийцев. В сентябре 8-я армия оказалась под угрозой окружения, и «Железную» дивизию бросили «тушить пожар». Вместо того, чтобы терять людей в оборонительных боях с риском не выполнить задачу по спасению армии, Деникин приказал… взять Луцк. Неожиданный маневр, столь типичный для «железных» вновь застал противника врасплох. При операции стрелки взяли в плен около 10  тысяч австрийских солдат и офицеров. Примерно столько, сколько насчитывала в своих рядах сама «Железная» дивизия перед атакой.

В боях отличалась и вся дивизия целиком, и отдельные ее части. Так в октябре 1915 года. Дивизии было приказано обеспечить прорыв фронта на участке длиной 20 километров. Что она и сделала. И оказалась в одиночестве перед 15 полками противника!.. 13-й стрелковый полк под командой полковника Сергея Маркова сначала держал участок прорыва, ведя бой на все четыре стороны света, а потом… взял в плен целую австрийскую бригаду. Солдаты противника так и не поняли, что произошло, когда ранним утром в местах их расположения появились русские походные колонны, идущие под развернутыми знаменами и с грохочущим полковым оркестром. После чего был взят город Чарторыйск (ныне – село Старый Чартрыйск,Волынская область, Украина).

Командир дивизии после ранения в марте 1916 года
Позже, во время Гражданской войны в белых армиях нередко использовался этот тактический прием, основанный на психологии и апробированный «железными» стрелками в годы Первой мировой. Та самая знаменитая «психическая атака», когда роты идут в бой без выстрелов, в полный рост и под барабанный бой. Эпизод с такой атакой – один из самых ярких в знаменитом фильме «Чапаев». Нечто похожее есть и фильме «Служили два товарища», когда красным командирам понадобилось поднять полк в атаку в замерзших водах Сиваша в Крыму. 
Сам полковник Марков, ведя тот бой в окружении, сообщал в штаб дивизии: «Очень оригинальное положение. Веду бой на все четыре стороны света. Так трудно, что даже весело!»…  Под таким девизом воевали стрелки всю Первую мировую. Так они 11 дней стояли насмерть под Перемышлем в мае 1915-го. Так повторно брали Луцк в июне 1916-го, во время грандиозного Брусиловского прорыва, который правильнее было бы называть все-таки Луцким. Первыми в город вошли «железные» стрелки. Но прежде они разобрались в открытом бою у деревни Затурцы на подступах к Луцку с не менее известной германской «Стальной» дивизией. После 42 атак «стальные», как воинское соединение, перестали существовать. А «железные» двинулись на Луцк. 
Это далеко не полный перечень побед славного соединения в годы Первой мировой войны. Закончим на том, что стрелки «Железной» дивизии взяли в плен более 70 тысяч солдат противника и 49 его орудий…
             Михаил БЫКОВ,
специальной для «Почты полевой.

28 декабря 2014 00:00 2103
0
0