Забытые страницы Великой войны
Подвиг русских летчиков

В нескольких километрах от трассы Минск – Вильнюс находится белорусская деревня Боруны. В этой деревне имеется воинское кладбище германских солдат и офицеров павших в Первой мировой войне. Среди других захоронении внимание привлекает один из могильных крестов. Надпись на нем по-польски гласит: «4 NIEZNANYCHROS. LOTN.» 4 неизвестных русских летчика.

В первую мировую войну Российская империя вступила, обладая уникальным военным самолетом. Он был разработан под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского и являлся лучшим бомбардировщиком начала XX столетия. Речь идет о легендарном «Илья Муромце». Самолеты такого класса появились у Германии только в 1917-м, а у Великобритании – в 1918 году. Всего было построено 88 самолетов четырех типов, отличавшихся размерами, типами двигателей и вооружением. В августе 1914 года были установлены штаты для экипажа «Ильи Муромца»: четыре офицера – командир, его помощник, артиллерийский и младший офицер. Основным оружием «Муромцев» были фугасные бомбы, самые мелкие из которых весили 5 фунтов (2,45 килограмма), а самые большие 25 пудов (410 килограммов). Бомбы весом до пяти пудов сбрасывали с самолета вручную, а десятипудовые и больше подвешивались под фюзеляжем. Использовались также стальные стрелы длиной 118 мм и диаметром 8,3 мм, которые сбрасывались в бомболюк на пехоту и кавалерию противника и наносили при попадании тяжелые увечья. Эскадра тяжелых дальних бомбардировщиков под командованием генерала Шидловского свой фронтовой путь начинала на аэродроме города Лиды в июне1915 года. С аэродрома Лиды шесть тяжелых бомбардировщиков  улетали на боевые задания в тыл противника – бомбили цели на территории Восточной Пруссии, атаковали и Кенигсберг. В начале сентября 1915 года, отступая вместе с армейскими частями, эскадра перебазировалась под Псков. Самолеты группами были приданы командованию фронтов. Авиаотряд из двух бомбардировщиков был расквартирован у имения Станьково в Белоруссии.

Самолет "Илья Муромец"

Наш рассказ о подвиге одного из экипажей эскадрилии тяжелых дальних бомбардировщиков «Илья Муромец» под №16. В его состав входили Офицеры – поручики Макшеев Д.Д., Рахлин М.А., Гаибов Ф. А. и Карпов О.С. Боевым крещением для экипажа стал бой, который произошел 21 августа 1916 года. В этот день, возвращаясь с задания, бомбардировщик недалеко от базы был атакован германским истребителем. Но русские летчики, вооруженными тремя ручными пулеметами открыли огонь по вражескому самолету, выпустив за 15 минут по нему 450 пуль. В своем докладе командир экипажа Д.Д. Макшеев писал: «Вражеский истребитель, получив повреждение, пошел на снижение и скрылся». 11 сентября 1916 года из Станьково все «Муромцы» 3-го боевого отряда перелетели в деревню Мясота. Командир отряда Башко поставил перед экипажами своего отряда задачу – атаковать находившуюся за линией фронта деревню Боруны Виленской губерний. По данным разведки, в Борунах размещались штаб 89-й германской резервной дивизий, узел узкоколейной железной дороги, аэродром и многочисленные склады. Утром 12 сентября на задание должны были вылететь четыре экипажа, но в организации полета сразу, же начались накладки: у одного экипажа загорелись двигатели и он не смог взлететь. Второй экипаж так и не смог пересечь линию фронта по техническим причинам.

    3-ий боевой отряд воздушных кораблей «Илья Муромец». Д.Д. Макшеев сидит 4-ый слева.

Таким образом, два бомбардировщика из четырех, набрав высоту два с половиной километра, на скорости примерно 60 километров в час приближались к расположению противника. Внезапно мерный гул моторов «Муромца» экипажа Макшеева изменил звучание. Вышел из строя крайний двигатель. Продолжать полет было рискованно, командир корабля принял решение повернуть на базу. Но Карпов, проявив настойчивость и решительность, выйдя на крыло прямо во время полета, отремонтировал двигатель. Самолет полетел догонять экипаж скрывшегося из виду Башко. Неожиданно из облаков показался фюзеляж летевшего навстречу «Муромца». Это был самолет капитана Башко, который летел обратно после успешного выполнения боевой задачи. Прикрыть коллег Башко не мог -  горючее было на исходе. Оставалось лишь прощально покачать сослуживцам крыльями и надеяться на лучшее. Тем более что вдогонку нашему «Муромцу» проследовал русский истребитель «Моран-парасоль» для прикрытия бомбардировщика. Намеченной цели экипаж Макшеева достиг около семи утра. На земле горели артиллерийские склады, пораженные сброшенными Башко бомбами. Заметив еще один русский самолет, немецкие зенитки открыли огонь по нему. Но это не помогло, «Илья Муромец-XVI» спокойно, как на учениях, начал бомбить отмеченные на карте цели.

Экипаж воздушного корабля «Илья Муромец-XVI. На лавочке сидят слева направо: артиллерийский офицер поручик Ф. Гаибов, помощник командира поручик М.А.Рахмин, командир корабля Дмитрий Дмитриевич Макшеев и механик-пулеметчик корнет О.С.Карпов. Сзади – группа наземного обслуживания.

На перехват русского самолета с аэродрома Боруны поднялись четыре германских истребителя – два «Фоккера» и два «Альбатроса». Но случилась беда, у русского «Морана» вскоре заклинило пулемет и он был сбит, летчик погиб. Немцы позволили нашему бомбардировщику углубиться на несколько километров за линией фронта и когда сблизились на дистанцию атаки, открыли огонь. Пулеметная очередь самолету попала в крайний правый двигатель, бомбардировщик задымил и снизил скорость. Подробности дальнейшего хода боя над Борунами содержатся в рапорте одного из немецких летчиков по фамилии Вольф: «Неожиданно в середине верхнего крыла открылся люк, в нем появился пулеметчик и открыл по нам огонь. Тем временем я приблизился на расстояние 100 метров и мой наблюдатель начал стрелять вперед. Я расположил самолет таким образом, чтобы наблюдатель мог вести огонь по главной кабине между крыльями. Мой самолет бросало из стороны в строну сильной воздушной струей от его винта, и мне несколько раз приходилось стабилизировать машину и держаться той же скорости, чтобы не обогнать его, потому, что он мог затем атаковать меня с зади. К этому времени я находился в 50 метрах в стороне и мог ясно видеть каждое движение членов экипажа. Стрелок исчез с верхнего крыла, неожиданно открылся другой люк с задней части кабины, и в нас стали стрелять из двух или трех пулеметов. Пули с грохотом били о мой самолет, как будто кто-то сыпал горошины на крышку стола». По свидетельству очевидцев беспримерного боя, стрелками «Муромца» буквально за несколько минут были сбиты три из четырех немецких истребителей. Бой продолжался девять минут. Последний уцелевший немецкий самолет вцепился «Муромца», огонь уже охватил два двигателя бомбардировщика. Смолкли пулеметные очереди – вражеские пули настигли на боевом посту Гаибова, Рахмина, и Карпова. Командир  Дмитрий Макшеев, раненный, последним усилием положил бомбардировщик на обратный курс, но германский истребитель открыл огонь по кабине «Муромца» командир корабля погиб. При падении русского аэроплана взорвались от удара о землю бомбы, которые наши летчики, не успели сбросить на цели.

Члены 3-его отряда Эскадры воздушных кораблей на ступенях усадьбы графини Ганской . В первом ряду слева: 2-ой - Владимир Дмитриевич Макшеев, 5-ый - Дмитрий Дмитриевич Макшеев. Во втором ряду третий слева – командир 3-его отряда И.С. Башко.

Между тем на аэродроме Станьково стали переживать за экипаж «Муромца», но никаких известии не было. Только во второй половине дня германский аэроплан сбросил над русским аэродромом записку, в которой говорилось: «Сегодня в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецкими аэропланами с большой высоты Боруны «Илья Муромец», летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями». Германские летчики выполнили свое обещание, 13 сентября 1916 года останки павших русских летчиков были торжественно погребены на немецкой воинской кладбище в Борунах. Имен наших летчиков немцы не знали и поэтому на кресте сделали надпись здесь похоронены четыре русских летчика.

За свой подвиг все члены экипажа «Ильи Муромца-XVI» поручики Дмитрий Макшеев, Фаррух Гаибов, Митрофан Рахмин и Олег Карпов – были посмертно удостоены высшей воинской награды России, ордена Святого Георгия 4-й степени.

Место погребения русских летчиков

Следует сказать, что деревня Боруны с 1920 по сентябрь 1939 года находилась на территории Польши. А власти к захоронениям Первой мировой видимо относились уважительно. В 30-е годы прошлого века, проводилось упорядочение немецких военных погребений. Этим занимались польские власти при участии германской стороны. Отсюда и надпись на могильном кресте по-польски.

В апреле 2009 года в центре агрогородка Боруны, рядом с автодорогой и местной школой был торжественно открыт памятник экипажу «Ильи Муромца». На нем изображены барельефы летящего самолёта «Илья Муромец», 4-х погибших русских лётчиков в военной форме периода Первой Мировой войны и  ордена святого Георгия 4-й степени, которым они были награждены посмертно.

26 мая 2014 11:19 2175
0
0