Великая Отечественная Война
Великая Отечественная Война
Сила морального духа
Пограничники на Западном острове Брестской крепости, 1941
Уже первые часы войны характеризовались исключительной ожесточенностью боев и поистине массовым героизмом бойцов и командиров, грудью встретивших фашистских захватчиков. Для гитлеровцев это было полной неожиданностью: ведь в их планах Красная Армия рассматривалась как абсолютно пассивный объект действий вермахта. Привыкнув к легким победам над другими европейскими странами, они считали, что и по советской земле пройдут триумфальным маршем, а условия, в которых из-за внезапности нападения окажется Красная Армия, вообще исключат всякое сопротивление с ее стороны.
Безусловно, в трудных условиях пришлось советским войскам отражать мощный удар гитлеровской военной машины. Но воины Красной Армии, воспитанные в духе преданности своему Отечеству, защищали родину самоотверженно, стойко и умело.
Первыми вступили в бой советские пограничники. Всего полчаса отводили фашисты в своих планах на уничтожение пограничных комендатур, однако пограничники сорвали эти планы. На всем протяжении западной границы Советского Союза не оказалось ни одной заставы, которая бы дрогнула перед врагом, имевшим подавляющее численное превосходство. До 2 июля сражались с врагом пограничники 13-й заставы 90-го Владимир-Волынского отряда, которыми командовал лейтенант А. В. Лопатин. Только после подкопа под здание комендатуры и взрыва его вместе с гарнизоном советских бойцов гитлеровцам удалось овладеть заставой.
9-ю пограничную заставу Брестского пограничного отряда атаковали части 45-й пехотной дивизии противника, имевшей задачу с ходу захватить Брестскую крепость. Но пограничники, возглавляемые лейтенантом А. М. Кижеватовым, держались исключительно стойко, отразили несколько атак гитлеровцев и не дали им беспрепятственно ворваться в крепость.
До последнего патрона вели бой пограничники 17-й заставы Рава-Русского пограничного отряда; когда боеприпасы кончились, воины заставы во главе с лейтенантом Ф. М. Мориным с пением «Интернационала» бросились в последнюю штыковую атаку.
Так было и на других заставах. Проявив высокий моральный дух, беззаветную преданность родине, советские пограничники до конца выполнили свой воинский и патриотический долг.
Столь же упорно сражались с врагом и соединения Красной Армии, находившиеся у границы или недалеко от нее. В течение месяца вел неравную борьбу с гитлеровцами немногочисленный гарнизон Брестской крепости. Продемонстрировав удивительную стойкость, мужество и беспримерный героизм, защитники крепости (среди них были представители более чем 30 национальностей) отбивали атаки целой дивизии противника, поддержанной авиацией и тяжелой артиллерией. Фронт находился уже под Смоленском, а в тылу фашистов в Брестской крепости еще продолжался бой. Нельзя без волнения читать написанные на стене крепости слова одного из последних ее героических защитников: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.VII.41». Имена героев Бреста – П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина, С. С. Скрыпника и многих других навсегда останутся в памяти советского народа.
Летчик Николай Гастелло
Замечательным примером мужества и героизма стала также оборона Лиепаи. С 22 по 27 июня отражали атаки превосходящих сил противника героические защитники города: части 67-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Н. А. Дадаева, пограничники и моряки военно-морской базы, рабочие отряды.
Гитлеровцы смогли овладеть Лиепаей лишь после того, как советские войска исчерпали все возможности для ее обороны.
Героические страницы в летопись первых недель Великой Отечественной войны вписали защитники Ханко, Перемышля, Могилева, Таллина и других городов.
Сражаясь с превосходящими силами противника, советские воины предпочитали погибнуть, но не сдать врагу обороняемых позиций. 22 июня в неравный бой с захватчиками смело вступили три батальона 188-й стрелковой дивизии на вильнюсском направлении. Целый армейский корпус гитлеровцев наносил удар по их позициям, однако воины этих батальонов не отступили и сражались до последнего человека. Они, как и многие тысячи других известных и безвестных героев первых дней войны, внесли свой вклад в будущую победу.
Даже врага поразила сила сопротивления советских войск. В донесениях о боях на вильнюсском направлении говорится о том, что «противник… оказывал ожесточенное и храброе сопротивление, стоя насмерть. Донесений о перебежчиках и о сдавшихся в плен ниоткуда не поступало. Поэтому бои отличались большой ожесточенностью, чем во время Польской кампании или Западного похода».
И так было везде. «Сведения с фронта подтверждают, – записал 29 июня в своем дневнике начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер, – что русские всюду сражаются до последнего человека…».
Великая сила морального духа советских людей проявилась в сражениях не только на земле, но и в воздухе. 26 июня совершил героический подвиг экипаж бомбардировщика во главе с капитаном Н. Ф. Гастелло: загоревшийся от вражеского снаряда самолет советские патриоты направили на колонну танков и автомашин противника. Многие летчики, израсходовав в воздушных боях боеприпасы, своими машинами таранили вражеские самолеты; только за первый день войны было совершено несколько воздушных таранов. Летчики-истребители С. И. Здоровцев, П. Т. Харитонов и М. П. Жуков, сбив в результате тарана бомбардировщики врага, благополучно посадили свои машины на землю. Именно они стали первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Габриэль Цобехия
25 июля 2017 10:56
14840