Русская Императорская армия
Артиллерия русской армии
Маневры Гатчинской артиллерии в Павловске

Ко времени воцарения Павла I в 1796 году артиллерия русской армии делилась на полевую, полковую и осадную. В полевой артиллерии состояли на вооружении 3, 6, 8, 12-фунтовые пушки (фунт – около 400 г.), полупудовые и однопудовые гаубицы (1 пуд равнялся 16 кг 380 г), 3, 8-фунтовые, четверть- и полупудовые единороги и 2-пудовые мортиры. При полках существовала полковая артиллерия, на вооружении которой состояли 3-фунтовые пушки, 3, 8-фунтовые, четвертьпудовые единороги и 6-фунтовые мортиры. Осадная артиллерия имела на вооружении 18, 24-фунтовые пушки.

Будучи наследником престола, Павел Петрович завел у себя в Гатчине собственные войска, как в свое время Петр I завел себе потешные. По современной терминологии это были экспериментальные части, в которых проходили проверку практикой разнообразные военные новшества. Павловские преобразования в нашей стране не пользуются популярностью. Но в отношении артиллерии роль Павла во многом позитивна. В 1792 году в Гатчинские войска был принят А.А. Аракчеев. Дисциплинированность и исполнительность Аракчеева импонировала Павлу, и вскоре Аракчеев был назначен инспектором артиллерии и пехоты Гатчинских войск, так что реформы в артиллерии проводились во многом под руководством Аракчеева.   

Суть преобразований сводилась к следующему. Артиллерийские лошади были переданы в состав рот, что позволяло проводить полноценные ротные учения. Артиллерийская прислуга была расписана по номерам, и каждому номеру предписано определенное место возле орудия и определенные действия по командам. По команде каждый номер расчета исполнял свое, только этому номеру предписанное действие. Это упростило обучение артиллеристов и позволило довести действия до автоматизма, что в свою очередь позволило увеличить скорострельность и уменьшить время развертывания и снятия с позиции. 

В Гатчинских войсках впервые в России появилась конная артиллерия, где все номера расчета были верховыми. Это значительно увеличило подвижность – как на марше, так и на поле боя. Артиллерия могла выдвигаться на позиции на рысях и так же быстро сниматься с позиций. По образцу Гатчинской конной артиллерии Платон Зубов в 1794 году учредил конноартиллерийскую роту, имевшую на вооружении семь 6-фунтовых пушек и семь четверть-пудовых единорогов. Новшество прижилось. Ко времени восшествия Павла I на престол в 1796 году в армии было уже 5 конноартиллерийских рот. Справедливости ради нужно отметить, что подобные попытки предпринимались еще Петром I, но он не создавал специальных конноартиллерийских частей.

Роты тяжелой пешей полевой артиллерии имели четыре 12-фунтовые пушки средней пропорции, четыре 12-фунтовые пушки малой пропорции и четыре полупудовых единорога. На каждое орудие полагалось по три зарядных ящика. Прислуга орудия состояла из 16 человек.

Четвертьпудовый Единорог 

Что касается конноартиллерийских рот, они были вооружены шестью шестифунтовыми пушками и шестью четвертьпудовыми единорогами. На каждое орудие полагалось по два зарядных ящика и 14 человек прислуги. Орудия конной артиллерии запрягались шестеркой лошадей. При пехотных полках состояли команды из четырех 6-фунтовых и двух четвертьпудовых единорогов. Гвардейские полки не имели артиллерии. 

Осадная артиллерия имела на вооружении 18, 24-фунтовые пушки и однопудовые единороги. Всего было 15 рот осадной артиллерии по 10 орудий в каждой. Кроме того, одна осадная рота состояла при гвардейском батальоне. Роты гвардейской артиллерии состояли из 10 орудий. Все хозяйство и лошади были переданы непосредственно в роты, что сделало их самостоятельными частями и упростило обучение.

А в бою они применялись следующим образом: легкая пешая артиллерия сопровождала боевые порядки пехотных полков, как в наступлении, так и в обороне, располагаясь на флангах. Более дальнобойная и тяжелая батарейная артиллерия, как правило, не передавалась пехотным полкам, а действовала самостоятельно в интересах корпуса или в составе артиллерийского резерва армии. Обычно корпусную артиллерию составляли батарейные роты полевых артбригад пехотных дивизий, а в резерве оставались батарейные роты резервных артбригад. В оборонительном бою батарейная артиллерия располагалась, по возможности, в полевых укреплениях. При батареях полагалось иметь прикрытия для защиты артиллерии. Батареи располагались в пределах прямой видимости и, по возможности, они прикрывали огнем подступы друг к другу. Кроме задачи общей поддержки других родов войск своим огнем, батарейная артиллерия имела специальную задачу – действовать против вражеской артиллерии.

В наступлении старались позицию для артиллерии выбирать так, чтобы она могла поразить врага огнем, оставаясь вне зоны ружейного огня. Особую сложность представляло собой прикрытие наступающей артиллерии до того как она займет позицию и изготовится к стрельбе.

Конная артиллерия могла сопровождать кавалерию. Кавалерийские дивизии, в отличие от пехотных, не имели штатной артиллерии. Поэтому часто кавалерийским корпусам придавались конноартиллерийские роты из резервных артбригад. Иногда конная артиллерия придавалась кавалерийским дивизиям или даже полкам, особенно действующим в арьергардах, авангардах или в отдельных отрядах. Будучи самым подвижным родом артиллерии, конная артиллерия позволяла наиболее быстро сосредоточить в нужном месте значительную огневую мощь и потому весьма подходила на роль артиллерийского резерва. Армейская конная артиллерия входила в состав резервных артбригад.

Пешие батарейные роты имели на вооружении восемь 6-фунтовых пушек и четыре четвертьпудовых единорога. Запряжка состояла из четырех лошадей. К орудиям полагалось по два зарядных ящика. Роты делились на 2 полуроты (по 6 орудий), на 3 дивизиона (или отделения, по 4 орудия) или на 6 взводов. Взводом из двух орудий командовал обер-офицер. Командовали полуротами и дивизионами старшие из командиров взводов. На орудие полагалось два фейерверкера, старший из них командовал орудием. 

Габриэль Цобехия
26 февраля 2016 00:00 2129
0
0