Русская Императорская армия
Дагестанский конный полк
Офицеры (вверху) и нижние чины - старослужащие и Георгиевские кавалеры Дагестанского конного полка в 1907 г. В центре командир полка в 1905-1907 гг. полковник А.П. Фурдуев

Дагестанский конный полк берет свое начало от особой иррегулярной части – «Дагестанских всадников» (две сотни), сформированной в 1842 году. Назначение её было в том, чтобы состоять при командующем войсками Северного и Нагорного Дагестана. В 1850 году число всадников было увеличено до 400 (сведённых в 4 сотни); в следующем году была сформирована 5-я сотня, а в феврале 1852 года – и 6-я, причём Дагестанские всадники образовали Дагестанский конно-иррегулярный полк. Положение о полку было Высочайше утверждено 16 декабря 1851 года, с какового времени полк и получил свое старшинство, хотя окончательное сформирование его было произведено 1 мая 1852 года.

Со дня сформирования и до окончательного замирения Кавказа Дагестанский полк принимал выдающееся участие в Кавказской войне. Уже через месяц после формирования полк выступил на позицию у Кутишинских высот; 23 июля того же, 1852, года три сотни принимают участие в набеге на аул Кудух, а 27 июля 2-я сотня отличается в деле у Аркаса, где отбила яростные атаки горцев. Затем полк входит в состав Дагестанского отряда и несёт сторожевую службу.

В августе следующего года полк в составе того же отряда совершает «исторический и почти беспримерный» переход через Главный Кавказский хребет в Джаро-Белоканский округ, на выручку отряда князя Орбелиани, и своим появлением предотвращает разгром Кахетии Шамилем. В 1854 году полк отличается при взятии приступом горного селения Уркарах, где двум сотням полка пришлось в пешем строю брать штурмом сакли, 8 июля – в деле у Буртуная, затем – в ряде мелких стычек, набегов, передвижений; наконец, 26 октября 1855 года 5-я сотня выдерживает бой у Аркаса. Здесь сотня наткнулась на 5-тысячный отряд горцев под началом сына Шамиля, Кази-Магомы. Благодаря неустрашимости и хладнокровию командира сотни, сотника Абдурахмана, все яростные атаки, общим числом до 10, были отбиты, по прибытии же подкрепления (рота пехоты) сотня перешла в наступление и принудила Кази-Магому отступить. Сотник Абдурахман был ранен пулей, но скрыл это. Чтобы сохранить в 5-й сотне память о блистательном деле 26 октября, командующий войсками в Прикаспийском крае князь Орбелиани подарил ей значок из белой материи с золотой бахромой и золотой надписью по обеим сторонам по-русски и арабски «Аркас. 26 октября 1855 г.».

Юнкера Дагестанского конного полка. 1900 год

После этого следует вновь ряд набегов, в которых полк отличает себя «чрезвычайною неутомимостью, храбростью и быстротой». 16 июня 1857 года полк выступает в составе Салатавского отряда для занятия Салатавии и храбро дерется с горцами Шамиля. У Нового Буртуная 6 ноября полк, под командованием князя Багратиона, лихой атакой рассеял многочисленного неприятеля во главе с Кази-Магомою; поражение его было полное и совершено исключительно одним Дагестанским полком.

25 декабря 1860 года Высочайше утверждено новое положение о полку, которое несколько сгладило особенности комплектования полка, хотя полк по-прежнему имел милиционный характер. Вторую половину 1861 года полк провёл в экспедициях в Ункратль и в Аргунский округ, а 12 июля 1863 года выступил на усмирение восставших лезгин в Закатальском округе. С 1 июня 1865 года на полк была возложена постовая служба в Дагестанской области. Высочайшим приказом 19 февраля 1868 года, в ознаменование особого Монаршего благоволения, полку пожаловано семь Георгиевских серебряных труб.

В 1870 году полк принимает участие в Мангышлакском походе, а с 8 января 1873 года 3-я и 4-я сотни находились в Хивинском походе (в составе Мангышлакского отряда Ломакина). Высочайшим приказом 17 апреля 1875 года этим сотням полка пожалованы знаки на головные уборы с надписью «За отличие в Хивинском походе 1873 г.».

С началом русско-турецкой войны коренной Дагестанский полк был двинут в Салатавию на усмирение восстания горцев, а с 9 сентября того же года принимал участие в подавлении вооружённого восстания в Дагестане. Наибольшую известность получило дело у селения Леваши, где две сотни опрокинули около 6 тысяч мятежников. 20 октября другие три сотни отличились при взятии Худасара.

Обер-офицер и всадник Дагестанского Конно-иррегулярного полка, 1851 — 1855 годов

В 1879 году полк был отправлен в Ахал-Текинскую экспедицию, выделив кадр для сформирования 2-го Дагестанского конно-иррегулярного полка.
16 августа 1879 года полку Высочайше пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За подавление восстания в Дагестане в 1877 г.».

9 апреля 1904 года Высочайше утверждено новое положение о полку: он был приравнен к драгунским полкам и вошёл в число регулярной кавалерии.
В русско-японской войне полку не пришлось принять прямого участия, но части полка, как и в русско-турецкую войну, послужили кадром для формирования 2-го Дагестанского конного полка, бывшего на театре военных действий.

31 января 1904 года император Николай II повелел вызвать желающих идти на войну с Японией из Кавказских горцев, не несущих воинской повинности, и из Дагестанского конного полка и из этих охотников сформировать 12 сотен по народностям, которые свести в бригаду из 2 полков. 24 марта 1904 года Кавказская конная бригада была сформирована в составе 2-го Дагестанского и Терско-Кубанского конных полков; по окончании войны эта бригада была расформирована в 1906 году. Полковой праздник отмечался  26 ноября.

© Габриэль Цобехия
08 октября 2015 00:00 2302
0
0