Казачья Лейб-гвардия
В русской армии существовали особые части, не причислявшиеся в первой половине XIX в. армии, но участвовавшие во всех войнах, которые вела Россия. Это были казаки — казачьи части. Общего мнения о происхождении казаков как таковых нет. Российское законодательство до 1917 г. рассматривало казачество как особое военное сословие, сложившееся в России исторически и несшее военную службу на особых условиях.
Казаки имели специфическую военную организацию, не регламентированную никакими уставами самобытную тактику и своеобразные приемы ведения боевых действий, унаследованные от степных народов.
Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство рассматривало казачество как воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы.
Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали «русскость» казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества.
Рядовой и Обер-офицер лейб-гвардии Казачьего полка
В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения: на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков.
На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775 г.), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве.
Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века.
Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799 года. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812 года, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».
Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVIII-XIX веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны при столкновениях с армиями европейских государств.
«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка.
Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.
Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения.
В XIX веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону.
Лейб-гвардии сводно-казачий полк в Павловске
Казаки не были крепостными или государственными крестьянами. Они были вольными людьми, но в обмен за свою свободу поставляли стране определенное количество готовых, вооруженных кавалерийских частей. Порядок и способы набора солдат и офицеров казачьи земли определяли сами. Они же за свой счет вооружали и обучали эти части.
Служить казаки должны были все без исключения, и каждый казак являлся военнообязанным до тех пор, пока ему позволяло состояние его здоровья. Устав о воинской повинности для казаков был принят в 1875 году для Донского казачьего войска, и постепенно его основные положения были распространены на все казачьи войска России.
78% казаков были русскими, 17% — украинцами, а оставшиеся 5% приходились на причисленных к казачеству калмыков, осетин, татар, бурят, монголов и якутов.
В мирное время казаки несли пограничную службу в местах своего проживания. Атаманом всех казачьих войск традиционно числился наследник престола.
Казачьи части отличались высокой боеспособностью.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Взаимоотношения казачества и российского самодержавия — это долгая драматичная и, в конечном счете, счастливая история. Издавна существовали на Днепре, Дону, Волге, Тереке и Урале почти независимые казацкие братства.
В 1753 году Елизавета Петровна награждает войскового атамана Д.Е. Ефремова чином генерал-майора и тем самым выборные звания превратились в должность и военный чин.
В 1798 Павел году ввел казачье дворянство. Первым зарегистрировал свое благородное происхождение ординарец А. В. Суворова И.К. Краснов – прадед Донского атамана Краснова П.Н. Знаки военного отличия, знамена, регалий казаки начали получать из рук Императора.
Самое большое войско – Донское, которому в 1812 году впервые был определен войсковой комплект – 80 пятисотенных полков, Лейб-гвардии Казачий полк, Атаманский полк (личная охрана атамана) и две конно - артиллерийские батареи.
Павловск. Офицерское собрание Лейб-гвардии Сводно-казачьего полка
Казачья Лейб-гвардия
В конце XIX века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 миллионов), Кубанское (1,3 миллиона), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тысяч), Уральское (174 тысяч), Оренбургское (533 тысяч), Сибирское (172 тысяч), Семиреченское (45 тысяч), Забайкальское (264 тысяч), Амурское (50 тысяч), Уссурийское (35 тысяч) и два отдельных казачьих полка.
Они занимали 65 миллионов десятин земли с населением 4,4 миллиона человек (2,4 % населения России), в том числе 480 тысяч служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тысяч казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий.
Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика «расказачивания» (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).