Герои России
Главная / Служу Отечеству! / Галерея подвигов / Герои России / Крикалёв Сергей Константинович
Крикалёв Сергей Константинович

Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в городе Ленинграде, СССР. Советский и российский космонавт, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Герой Советского Союза и Герой России (один из 4 человек, удостоенных обоих званий).

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв С.К. был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

Космическая подготовка

Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и 7 июня 1983 года получил допуск к специальным тренировкам. 2 сентября 1985 года решением ГМВК отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе «Буран» в составе группы и в условном экипаже с Александром Щукиным.

22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля «Союз ТМ-7» А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/«Арагац» на ОК «Мир», вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция). Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта (СПК) и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена.

Первый полет

С 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир» по программе 4-й основной экспедиции (ЭО-4) и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция), посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым). Позывной: «Донбас-2».

Продолжительность полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

С июня по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 (и по советско-японской программе) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Р. Кикути (Япония).

С 5 декабря 1990 года по 19 апреля 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-12» по программе ЭО-9 (и советско-британской программе Juno) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Хелен Шарман (Великобритания).

Второй полет

С 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» (старт), ТК «Союз ТМ-13» (посадка), и ОК «Мир» по программе ЭО-9 (9-й основной экспедиции) вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 (10-й основной экспедиции) вместе с Александром Волковым. Решение о продлении работы Крикалева на ЭО-10 было принято уже во время его полета.

Во время полета совершил семь выходов в открытый космос. Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 54 секунды.29 сентября 1992 года был отобран для первого полета российского космонавта на американском шаттле. С 5 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа шаттла Discovery по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота.

Третий полет

С 3 по 11 февраля 1994 года в качестве специалиста полета-4 шаттла Discovery STS-60.

Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд.

С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В. Титова, назначенного специалиста полета-4 в экипаж шаттла Discovery по программе STS-63. Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами.

С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии.

30 января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года. С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и Уильямом Шепердом (США).

Полеты экспедиций на МКС задерживались, и 30 июля 1998 года, по согласованию между РКА и НАСА, он был назначен в экипаж шаттла Endeavour по программе STS-88 (первый полет по сборке станции, ISS-01-2A). В сентябре - ноябре 1998 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в составе экипажа STS-88.

Четвертый полет

С 4 по 16 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4 шаттла Endeavour STS-88.В ходе полета к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС - Функционально-грузовому блоку (ФГБ) «Заря» был пристыкован американский узловой модуль Unity. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалев впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС.Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд.

С 1999 года по октябрь 2000 года продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и Уильямом Шепердом.

Пятый полет

С 31 октября 2000 по 21 марта 2001 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» и МКС по программе 1-й основной экспедиции МКС. Стартовал на корабле «Союз ТМ-31», посадку совершил на шаттле Discovery STS-102 в качестве специалиста полета. На станции работал с 2 ноября 2000 по 19 марта 2001 года.

Продолжительность полета составила 140 дней 23 часа 40 минут 19 секунд.

В октябре 2000 года был назначен командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М. Сураевым и Полом Ричардсом (США). В сентябре 2001 года М. Сураева сменил С.Волков, а в марте 2002 года Пола Ричардса сменил Джон Филлипс.

По этой программе экипаж готовился до февраля 2003 года, когда из-за гибели шаттла Columbia все экипажи были переформированы. Экипаж Крикалева стал основным экипажем по программе сборки МКС со стартом на шаттле (полет ULF-1). Планировалось, что это экипаж отправится на станцию на первом же шаттле (STS-114).

Однако, так как сроки возобновления полетов шаттлов постоянно сдвигались, экипажи и программы полетов вновь поменялись. Крикалев начал подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом. В октябре 2004 года в качестве участника кратковременной экспедиции посещения в экипаж ТК «Союз ТМА-6» был включен итальянский астронавт Роберто Виттори, программа Eneide (Энеида).

Шестой полет

Cтартовал 15 апреля 2005 года (в 04:46:25 мск) на «Союз ТМА-6» (11Ф732 № 216) в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС (МКС-11). Стыковка со станцией произошла 17 апреля 2005 года в 06:20 мск. В 08:46 мск экипаж перешел на борт станции. Во врем полёта осуществил один выход в открытый космос: 18 августа 2005 года - продолжительностью 4 часа 57 минут. Выход начался 18 августа 2005 года в 19:02 UTC (23:02 мск), возвращение на станцию произошло 18 августа в 23:59 UTC (19 августа в 03:59 мск). 9 октября сдал обязанности командира МКС. 10 октября 2005 года в 22.44 мск были закрыты люки спускаемого аппарата космического корабля. Расстыковка корабля и станции была произведена в 1.49 мск, на 9 минут позже запланированного. В 04:19 мск двигатели корабля были включены на торможение. Мягкая посадка произведена в 05:09 мск в 57 км северо-восточнее города Аркалык. Продолжительность полёта составила 179 суток 0 часов 22 минуты 35 секунд.

В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен в командиром ТК в дублирующий экипаж МКС-17д и основной экипаж МКС-19, вместе с Максимом Сураевым. В августе совместным решением Роскосмоса и NASA был в предварительном порядке назначен дублером командира МКС-17д и бортинженера корабля «Союз-ТМА-12», старт которого запланирован на апрель 2008 года. 13 февраля 2007 года назначение было утверждено NASA. Однако уже в марте 2007 года был выведен из дублирующего экипажа, в котором его сменил Геннадий Падалка.

В 2008 году в предварительном порядке был назначен в дублирующий экипаж 21-й экспедиции на МКС (МКС-21А). Согласно этим планам основной экипаж должен стартовать на корабле «Союз ТМА-18» в марте 2010 года. Это должен быть первый полёт новой модификации корабля «Союз-ТМА» (700-я серия). Однако позднее (в июле 2008 года) эти сообщения не были подтверждены при неофициальном объявлении списков будущих экипажей МКС.

Приказом руководителя Роскосмоса от 27 марта 2009 года был освобожден от должности инструктор-космонавт-испытатель.

Почетные звания

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года)

Герой Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 года)

Летчик-космонавт СССР (1989 год)

Спортивные звания

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда в 1989 года)

«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 год)

«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1986 год)

«Заслуженный мастер спорта России» (2007 год)

Спортивные достижения

С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980 - 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

С 1982 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им.В.П. Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.

В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.

Был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту. В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений. В 1986 году стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также чемпионом по упражнению. В 1997 году стал чемпионом мира.

Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39. Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. Получил лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.

В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также серебряным призером в личном зачете.

В 2001 году на Вторых Всемирных воздушных играх в Испании был главным тренером российской сборной.

Награды и звания:

Герой Советского Союза (27 апреля 1989 года)

Орден Ленина (1989 год)

Герой Российской Федерации (11 апреля 1992 года) — за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир» (медаль «Золотая звезда» № 1)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 апреля 2002 года) — за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции

Орден Почёта (15 апреля 1998 года) — за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх

Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) — за успешное осуществление космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм

Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год)

Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1989 год)

Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989 год)

Три медали NASA «За космический полёт» (1996 год, 1998 год, 2001 год)

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год)

Почётный гражданин города Санкт-Петербурга (2007 год)

Заслуженный мастер спорта России

Пожизненный Почетный Член Королевского Фотографического Общества Великобритании

Лауреат Национальной Премии «Золотой Глаз России»

Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2011 год)
31 октября 2013 12:24 2106
0
0

КОММЕНТАРИИ:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи