Герои Великой Отечественной Войны
Бондаренко Михаил Захарович

Михаил Захарович Бондаренко (7 октября 1913 года — 27 июля 1947 года) — дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (4-я ударная авиационная группа Ставки Верховного Главнокомандования, Западный фронт); штурман 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, Западный фронт). 

Михаил Захарович родился 7 октября 1913 года в селе Богдановка, Полтавской губернии Российской империи (ныне в Яготинском районе Киевской области Украины. В 1927 году окончил 7 классов сельской школы. 

С августа 1936 года в Советской армии . В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков, а в 1939 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов, за время которой, будучи младшим лётчиком 148-го истребительного авиационного полка, совершил 17 боевых вылетов на истребителе И-153 «Чайка». После войны продолжил службу в ВВС Прибалтийского военного округа.

Когда началась Великая Отечественная битва, М. 3. Бондаренко уже был опытным летчиком-штурмовиком. На фронте стал командиром авиаэскадрильи, а позже ш турманом полка. В годы войны М. 3. Бондаренко совершил возле 230 боевых вылетов, во время которых только на аэродромах сокрушил 20 самолетов противника.

Службу Михаил Бондаренко начал в 198-м штурмовом авиационном полку Ударной авиационной группы № 4 Ставки Верховного командования. То было суровое время. Немецко-фашистские полчища вышли на подступ ы к Москве. Нашим наземным войскам сильно важна была подмога с воздуха. Наша штурмовая авиация делала все от нее зависящее.

                                                                       Истребитель И-153 «Чайка» 

В конце сентября 1941 года наши разведчики в районе Сафоново — Дубовицы — Амшара обнаружили большое скопление войск противника. Необходимо было разгромить эту вражескую группировку, на уничтожение которой вылетели наши самолеты, в том числе штурмовое звено Михаила Бондаренко.

Под сильным огнем зенитных установок врага в этом огненном аду, когда, казалось, не было возможности и птице пролететь, над головами гитлеровцев неожиданно появилась пара наших штурмовиков. Бомбы и пулеметные очереди обрушились на головы фашистов. Несколькими заходами они штурмовали вражескую автоколонну, зловещей змеей вытянувшуюся вдоль дороги, рассеяли фашистские танки, пехоту. Уничтожив семь автомашин с пехотой, штурмовики удачно вернулись на свой аэропорт. Через три дня, 30 сентября, пара самолетов под командованием Бондаренко в районе Яковцево — Зубцы при атаке резервов пехоты, танков и автомашин прямыми попаданиями уничтожила и вывела из строя три фашистских танка, возле 10 автомашин и цистерн с горючим.

Неделю спустя двумя вылетами штурмовики Бондаренко в районе Батурина уничтожили и вывели из строя 8 вражеских танков, заправлявшихся у автоцистерн, подожгли 6 автоцистерн с горючим и 15 автомашин. Самоотвержен, но и храбро разили гитлеровскую технику летчики звена Бондаренко на дорогах под Белым и Демехой, у Батурина и Шаховской. Сам Михаил Бондаренко только за отрезок времени с сентября по 20 ноября 1941 года и с 15 февраля по 15 апреля 1942 года совершил 49 боевых вылетов, лично уничтожил и вывел из строя более 30 танков, до 80 автомашин с грузами и пехотой, 15 автоцистерн, 4 самолета Хе-126 при атаке аэродрома Мичково. Командование приподнято оценило ратный работа М. Бондаренко. Он был награжден орденом Красного Знамен и ценным подарком командования Западного фронта. Тогда же его приняли в члены партии.

При выполнении боевых заданий самолет Михаила Бондаренко был 11 раз подбит прямым попаданием снарядов. Но Бондаренко неизменно, проявляя мужество и не теряя самообладания, приводил авиалайнер на свой аэровокзал. К весне 1942 года ему доверили руководить авиаэскадрильей штурмовиков. Слава о мужественном и смелом истребителе вражеской техники распространилась по всему фронту.

С сентября 1941 года по декабрь 1942 года был командиром звена, авиаэскадрильи, штурманом 198-го штурмового авиационного полка, а с декабря 1942 года по ноябрь 1943 года инспектором по технике пилотирования 3-го штурмового авиационного корпуса. Принимал участие в боях по обороне Москвы и в Курской битве

За мужество и героизм, проявленные при выполнении 112 боевых вылетов, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года лейтенанту Бондаренко Михаилу Захаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 581).

Летом 1942 года гитлеровцы начали усиленно концентрировать крупные силы для нанесения ударов по нашим войскам на юго-западном участке фронта. Шла переброска войск с других участков. Перед советскими штурмовиками была поставлена проблема расстраивать скопления войск противника, наносить штурмовые удары по танковым и механизированным колоннам врага, громить его аэродромы.

В августе 1942 года разведка сообщила, что в районе севернее Орла находится вражеский аэродром, на котором базируется рядом 100 самолетов. Уничтожение этого вражеского гнезда было поручено летчикам во главе с Михаилом Бондаренко. Девятка штурмовиков вышла на поручение под прикрытием истребителей. Когда до вражеского аэродрома оставалось не больше 20 километров, на горизонте показались немецкие «фокке-вульфы ». Когда «фокке-вульфы» начали приближаться к группе Бондаренко, командир ИЛ-2 Виктор Малинкин принял решение отвлечь фашистских истребителей от главный группы. Бондаренко же сразу принимает решение остальным прорваться через заградительный огонь. Объект охраняли не меньше сотни различных зенитных орудий.

Через минуту поле аэродрома покрылось вспышками взрывов. Затем в небосклон взметнулось огромное полымя. Это взорвался фашистский ангар с самолетами. Одновременно одна за иной были подбиты немного зенитных огневых точек. Взрывы, полымя, опять взрывы — горели бензозаправщики, самолеты, постройки. Результат штурмового удара группы Бондаренко — рядом 20 подбитых вражеских самолетов. Задание командования выполнено. Но истребители врага повредили самолет ведущего. Пробит задний бензобак, поврежден и остановился двигатель.

Самолет загорелся. Летчик не теряя самообладания, принимает решение спасти самолет. Сделав ряд виражей, Михаил сумел сшибить полымя и вывел свой самолет на свою территорию. К счастью, раны оказались легкими, и Михаил вскоре еще раз стал в боевой строй.

В одном из боев Михаил Захарович спас лейтенанта от верной гибели. Сергей Шитиков был сбит над вражеской территорией. Поврежденный самолет пришлось усадить на поле недалече от линии обороны противника. Увидев это, М. Бондаренко тут же направил свою машину на помощь товарищу. Уже под огнем, бежавших к самолету гитлеровцев Михаил посадил Сергея к себе в машину и удачно вернулся с раненым товарищем домой. В июне 1943 года по нашим тылам на центральном участке фронта начали наносить удары фашистские бомбардировщики, выводя из строя предприятия и железнодорожные станции, разрушая аэродромы и склады. Командование поручило штурмовой авиации ликвидировать вражеские аэродром ы, с которых поднимались фашистские ночные бомбардировщики.

После обнаружения одного из таких аэродромов в районе Сещи группе штурмовиков в составе 12 самолетов ИЛ-2 под командованием майора М. Бондаренко было приказано истребить боевую технику на этом вражеском аэродроме. На задание вылетели с наступлением темноты. На пути к цели штурмовики были встречены сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и огромной группой вражеских истребителей. «Оказавшись в огневом мешке, — вспоминал Бондаренко, — наши штурмовики не потеряли боевого порядка». Пришлось отступиться от раньше принятого плана и делать в соответствии обстановке. Умелым маневром Бондаренко поднял свою группу вверх и оттуда нанес потрясение по аэродрому.

Раздался взрыв огромной силы, загорелся ангар, взлетел в воздух склад боеприпасов, вспыхнули цистерны с горючим. Но в это время в воздух вдогонку уходившим советским штурмовикам взвилось ещё больше десятка истребителей «фокке-вульф». Машина Бондаренко была повреждена, пострадал киль, отбит единственный элерон, заклинило руль глубины. Более 20 минут вел поврежденную машину Бондаренко, продолжая стоять во главе своих летчиков. Наконец, все самолеты группы перевалили сквозь линию фронта и без серьезных потерь приземлились на ближайшем аэродроме в прифронтовой полосе.

В результате этой ночной операции штурмовая группа Бондаренко вывела из строя возле 20 фашистских самолетов, взорвала ангар и склад с боеприпасами, подожгла больше 10 цистерн с горючим. К этому времени Герой Советского Союза майор Михаил Бондаренко совершил 230 боевых вылетов, лично уничтожил примерно 20 самолетов противника на аэродромах и два — в воздушных боях.

За истребление аэродрома, за летное мастерство, героизм и самоотверженность в боях с фашистскими захватчиками за 106 последующих боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года майор Бондаренко Михаил Захарович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 7/II). До глубокой осени 1943 года громил врага майор Михаил Бондаренко. А в ноябре того же года пришел распоряжение о зачислении его слушателем Краснознаменной Военно-воздушной академии. Через три года, благополучно окончив академию, он продолжал службу в Военно-Воздушных Силах в должности командира авиационного полка. 

27 июля 1947 года утонул во время купания в реке Одра (Одер) в районе города Олава Нижнесилезского воеводства Польской Народной Республики.

Награды:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 581 (6.06.1942 г.)
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 7 (24.08.1943 г.)
Орден Ленина (5.12.1941 г.)
Орден Ленина (6.06.1942 г.)
Орден Красного Знамени (6.11.1941 г.)
Орден Красного Знамени (23.09.1942 г.)
Медали

22 ноября 2013 11:13 2540
0
0