
Более чем полувековая история Уральского автозавода началась
с решения Государственного Комитета обороны от 30 ноября 1941 года об
организации в городе Миассе автомоторного и литейного производств,
эвакуированных с Московского автомобильного завода («1-й государственный
автомобильный завод имени И.В. Сталина» (ЗИС)).
Страна нуждалась в автомобилях, и провинциальный город
купцов, ремесленников и золотоискателей стал уральской столицей грузовых
автомобилей. Первый уральский автомобиль «ЗИС-5В» сошёл с конвейера завода в
Миассе 8 июля 1944 года. Он являлся упрощённым вариантом советского грузовика
«ЗИС-5» и был изготовлен в военной модификации (индекс «В» обозначал
«военный»). Автомобиль «ЗИС-5В» («трёхтонка») представлял собой двухосную
бортовую машину с колёсной формулой 4x2 грузоподъемностью 3 тонны – один из
основных советских автомобилей времён Великой Отечественной войны.
«ЗИС-5В», выпускаемый в условиях военного времени, когда все
материалы были дефицитны, а жизнь автомобиля коротка, стал значительно проще
базовой модели. Деревянный каркас кабины вместо жести обшивался деревянными рейками
(«вагонка»); красивой формы круглые крылья уступили место плоским, сваренным из
стального листа; рулевое колесо получило деревянную обкладку, вместо двух фар
осталась лишь левая, а механические тормоза теперь действовали только на задние
колёса. Кузов стали делать лишь с одним — задним — откидным бортом. Принятые
меры позволили сэкономить на каждой машине почти 124 кг металла, что с учётом
многотысячного производства грузовиков имело огромное значение в трудное
военное время.
Но все эти упрощения не означали ухудшения параметров
автомобиля. Напротив, он сохранил все те качества, за которые его любили
шофёры, хоть и особым комфортом «ЗИС-5В» не отличался — был без амортизаторов в
подвеске, без обогрева кабины, да и вентиляция осуществлялась через приоткрытое
ветровое или опущенные боковые стёкла. Поэтому зимой в кабине было холодно,
летом — жарко и пыльно. Механические тормоза требовали больших усилий, а
эффективность их оставляла желать лучшего. Зато очень важным качеством
конструкции являлось то, что большинство из 4,5 тысячи его деталей имели такие
пропорции, что сломать их было можно только при очень грубом и неумелом
обращении. Более того, конструкция «трёхтонки» позволяла разобрать машину с
минимальным количеством инструмента.
На счету фронтового ЗИСа — тысячи спасённых жизней, который солдаты и водители любовно прозвали «Захаром».