Даты военной истории
Главная / Служу Отечеству! / Календарь памятных дат / Даты военной истории / В 1939 году с самолетов-истребителей И-16 впервые были применены реактивные снаряды РС-82
В 1939 году с самолетов-истребителей И-16 впервые были применены реактивные снаряды РС-82

Весной 1921 года в Москве начала свою деятельность "Лаборатория для разработки изобретений Н.И.Тихомирова", в которую вскоре был направлен инженер
и изобретатель Владимир Андреевич Артемьев. Целью лаборатории стала разработка твердотопливных ракет.

В первую очередь лабораторией была проверена возможность использования штатных артиллерийских пироксилиновых бездымных порохов на летучем спиртоэфирном растворителе для изготовления ракетных зарядов. Опыты показали невозможность применения их для этой цели, поэтому О.Г.Филипповым и С.А.Сериковым был разработан принципиально новый пироксилино-тротиловый порох (ПТП) содержавший 76,5 процентов пироксилина, 23 процента тротила и 0,5 процентов централита.

Несмотря на серьезные недостатки технологического процесса получения шашек
из ПТП, именно на этом порохе в течение 10 лет велась работа по созданию зарядов
к ракетным двигателям различного назначения, в том числе для авиационных реактивных снарядов.

Первоначально для авиационного реактивного снаряда был установлен стандартный калибр 76 миллиметров, но, полученные в процессе производства пороховые шашки имели диаметр 24 миллиметра. Таким образом, снаряд выбранного калибра не мог быть снаряжен пакетом из семи шашек.

Перенастройка производства означала бы задержку в испытаниях, поэтому калибр снаряда был увеличен. С учетом толщины стенок ракетной камеры и местных ее утолщений, был определен калибр авиационного реактивного снаряда, равный 82 миллиметра, а сам снаряд стал называться PC-82.

Первый в СССР успешный полет ракеты (РС-82) на бездымном порохе состоялся весной 1928 года в Ленинграде, куда лаборатория Тихомирова перебазировалвсь в 1927 году. После необходимых доработок, в декабре 1937 года 82-миллиметровые реактивные снаряды были приняты на вооружение ВВС СССР. А вот свое боевое применение они получили в 1939 году.


В январе-феврале 1939 года на самолете И-16, составлявшем в то время основу нашей истребительной авиации, были испытаны на полигоне пусковые устройства для снарядов РС-82. Командование ВВС Красной Армии выполнило большой объем работ для проведения испытаний снарядов РС-82 и пусковых устройств на самолете И-16 непосредственно в бою.

Была создана особая группа из пяти самолетов И-16, вооруженных четырьмя пулеметами каждый (два синхронных и два крыльевых) и по четыре одноблочных пусковых установки под каждой плоскостью (всего восемь снарядов на самолет). Пусковые установки и электропроводка к ним, прибор управления огнем были смонтированы на авиационном заводе.

Самолеты в разобранном виде по железной дороге к 1 августа 1939 года были доставлены на одну из баз в Забайкалье. Туда же были поданы снаряды РС-82
в укупорке, трубки и взрыватели. Сборка и облет самолетов, отладка вооружения были закончены 5 августа 1939 года. В то же время расчетным путем были составлены таблицы стрельбы снарядами РС-82 для высот от 1 тысячи до 7 тысяч метров
и ознакомлен с ними летный состав.

Командиром группы был назначен летчик капитан Николай Иванович Звонарев, до этого назначения бывший командиром истребительного отряда эскадрильи Испытательного полигона авиационного вооружения ВВС. Он имел большой опыт испытаний снарядов РС-82 в полигонных условиях. Летный состав группы составили летчики старшие лейтенанты Точков и Пименов, лейтенанты Михайленко, Федосеев и Макаров (запасной). Все летчики прошли специальный сбор на Испытательном полигоне АВ ВВС с 15 июня по 15 июля 1939 года, где изучили материальную часть снаряда РС-82 и провели учебные стрельбы.

Переброска группы Звонарева в район боевых действий осуществлена 6 и 7 августа 1939 года. Тогда же на самолете ТБ-3 на фронтовую базу (в 110 километрах от линии фронта) были перевезены боеприпасы и технический состав, переброшенные оттуда на автомобилях на передовой аэродром. Организационно группа вошла в состав истребительного полка, которым командовал Герой Советского Союза майор Григорий Пантелеевич Кравченко (удостоен этого звания за бои в Испании) и располагалась на одном из его аэродромов.

Подготовка к боевым действиям была начата 7 августа. На самолеты подвесили боекомплект (всего 40 снарядов). Ввод группы в бой был намечен на 20 августа - день начала генерального наступления наших войск. В этот день и состоялся первый воздушный бой группы.

В нем участвовало свыше ста самолетов и группа вступила в бой, не сохранив своего строя, непроизвольно разделившись на две подгруппы - одна в составе двух самолетов (летчики Звонарев и Федосеев) и вторая - трех самолетов. Эта подгруппа снарядов РС-82 не применяла, но вела огонь из пулеметов. Подгруппа «2» обнаружила в стороне звено самолетов-истребителей И-97, по которым и дала залп из 13 снарядов.

По данным КП части этим залпом было сбито три самолета И-97, Наша подгруппа «2» подверглась атаке пулеметным огнем и самолет Звонарева получил 9 пробоин, а самолет Федосеева - 14. В течение второго дня боевых действий - 21 августа - группа имела шесть боевых вылетов, из них три раза принимала участие в воздушном бею. Было сбито 2 бомбардировщика и один истребитель и израсходовано 102 снаряда.
В третий день боев — 22 августа — группа совершила пять боевых вылетов, участвовала в одном воздушном бою, сбив один истребитель противника.

20 августа 2013 10:58 610
0
0