
Матвей Иванович Платов
Родился в станице Прибылянской городка Черкасска (ныне станица Старочеркасская)
и здесь же провел своё детство.
В тринадцать лет Матвей Иванович определен отцом на службу в войсковую канцелярию, где скоро обратил на себя внимание и был произведен в урядники.
Во время русско-турецкой войны 1768 – 1774 годы Платов находился в рядах действующей армии под командованием князя Долгорукова, в качестве командира казачьей сотни. За боевые заслуги при взятии Перекопи и под Кинбурном он был назначен командиром полка донских казаков.
В период второй турецкой войны в 1787-1791 годы Платов принимает участие в боях при осаде и штурме Очакова, при атаке и занятии Гассан-Пашинского замка.
В последние годы царствования Екатерины II Платов принимает участие в Персидской войне. Дела при Дербенте, Баку, Елизаветполе вплели новые лавры в венок Платова.
Он был награжден орденом св. Владимира III степени, а Екатерина II наградила его саблей в бархатных ножнах и золотой оправе, с крупными алмазами и редкостной величины изумрудами.
В августе 1801 года, в первый год своего царствования, Александр I прислал
на Дон грамоту, адресованную Матвею Ивановичу Платову. В грамоте говорилось,
что за долговременную и безупречную службу он назначается войсковым атаманом Донского войска. Являясь войсковым атаманом, Платов так же обнаружил свои замечательные дарования.
18 мая 1805 года по инициативе Платова была перенесена столица Войска Донского
из Черкасска на новое место в Новочеркасск. В этом же году Наполеон напал
на Австрию, которая являлась союзницей России. Платов, сформировав двенадцать казачьих полков и артиллеристскую конную батарею, выступил в поход к австрийской границе. Однако участвовать в сражениях ему не пришлось, так как вскоре после победы Наполеона под Аустерлицем над союзными войсками был заключен мир.
Но война на этом не закончилась. В 1806 году Наполеон напал на Пруссию. При Иене
и Ауэрштадте он нанес прусским войскам жестокое поражение. В несколько недель
с Пруссией было покончено, и Наполеон вступил в Берлин. Прусский король бежал
в Кенигсберг.
В борьбе русского народа против наполеоновских полчищ с первых дней принимали участие 14 казачьих полков, объединенных в конный летучий корпус. Командовал этим корпусом Матвей Иванович Платов. В первый период войны Платов находился
во второй армии, которой командовал Багратион. Армия Багратиона шла
на соединение с 1-й армией, которой командовал Барклай. На конный корпус Платова была возложена тяжелая задача – следовать в арьергарде армии и всячески задерживать продвижение неприятельских войск. Отходя, казаки беспрестанно налетали мелкими группами на обозы противника, громя их и мгновенно исчезая; уничтожали авангарды противника; совершали рейды по тылам, заводили
его в заблуждение.
В день Бородинского сражения по плану Кутузова корпуса Платова и генерала Уварова переправились вплавь через речку Колочу и направились в глубь неприятельского тыла, в расположение его обозов, где подняли большой переполох. Наблюдая за действиями корпусов Платова и Уварова, Кутузов с восхищением восклицал: "Молодцы!.. Молодцы!.. Чем может быть оплачена сия доблестная услуга нашей армии?.. Рад, очень рад!.. Операцией Платова и Уварова Бонапарт введен
в заблуждение. По всему вероятно, он подумал, что ему в тыл ударила большая наша сила. А мы конфузней Бонапарта воспользуемся".
Когда Платов явился к Кутузову доложить о прибытии полков с Дона, последний сказал дрогнувшим от волнения голосом: "Спасибо! Спасибо, атаман!.. Сия услуга никогда
не забудется отечеством!.. Всегда, до того часа, когда богу угодно будет призвать меня
к себе, пребудет в моем сердце благодарность войску Донскому за его труды
и храбрость в сию тяжкую годину".
После вступления в Москву положение неприятельской армии становилось все более тяжелым. Казачьи полки и партизанские отряды Дениса Давыдова, Сеславина, Фигнера окружали Москву со всех сторон, не давая возможности французским фуражирам добывать в окрестных деревнях продовольствие и корм для лошадей, добывать даже то немногое, что можно было найти в обезлюдевших и опустошенных селениях. Войска Наполеона вынуждены были питаться кониной, падалью. Начались болезни. Вражеские солдаты умирали тысячами. Весь русский народ поднялся на Отечественную войну. Наполеон вскоре вынужден был покинуть русскую столицу. Это событие было сигналом для общего наступления армии Кутузова, который особое и почетное место
в нем отводил действиям корпуса Платова.
Казаки Платова, преследуя неприятеля, заняли города Эльбинг, Мариенбург, Мариенвердер и другие. Сражаясь на правом фланге русской армии, казаки взяли
в плен кавалерийскую бригаду, 6 батальонов пехоты и 28 орудий. Через всю Европу прошли с боями донские казаки. Война 1812-1814 годов принесла казачеству Дона всемирную известность. Газеты и журналы того времени пестрели сообщениями о донцах, их боевых подвигах. Огромной популярностью пользовалось имя донского атамана Платова.
После заключения Парижского мира, Платов побывал в Лондоне, находясь в составе свиты Александра I. Лондонские газеты посвящали Платову целые страницы, перечисляя его подлинные и вымышленные подвиги и заслуги. О нем сочиняли песни, печатали его портреты. В Лондоне Платов встречался с известным английским поэтом Байроном и писателем Вальтером Скоттом. Уже впоследствии, когда Платов вернулся на Дон, к нему прибыл английский офицер и вручил ему диплом почетного доктора Оксфордского университета и саблю от граждан города Лондона.
Участие в войне 1812 года, боевые заслуги и патриотические подвиги не принесли, однако трудовому казачеству, как и всей трудовой России, лучшей жизни. Трудовой казак с полным правом мог сказать о себе словами русских солдат: "Мы проливали кровь... Мы избавили Родину от тирана (Наполеона), а нас вновь тиранят господа".
Остаток своих дней Платов посвятил административным делам, так как запущенное
за военные годы хозяйство Области Войска Донского требовало его внимания.