Общие вопросы и тенденции
Общие вопросы и тенденции
Взаимодействие на море и суше
Морское взаимодействие-2015

В ушедшем году ВС РФ провели целый ряд учений, совместных с ВС других стран. 
Наиболее заметными из них стали «двухсерийные» учения «Морское взаимодействие – 2015» совместно с ВМС НОАК. В учениях в Средиземном море в мае от ВМС НОАК приняли участие два фрегата пр. 054А («Линь И» и «Вэй Фан», оба относятся к Северному флоту китайских ВМС), а также судно снабжения «Вэй Шаньху». От ВМФ РФ в учениях участвовали ракетный крейсер пр. 1164 «Москва» (флагман Черноморского флота), скеговый МРК пр. 1239 «Самум» и сторожевой корабль пр. 1135 «Ладный» (оба также относятся к ЧФ), а также находившиеся в тот момент в Средиземном море на боевой службе БДК пр. 775 «Александр Отраковский» (Северный флот) и «Александр Шабалин» (Балтийский флот). 

Вторая фаза «Морского взаимодействия – 2015» проходила в августе в акватории Японского моря, в зоне ответственности Приморской флотилии ТОФ РФ. От нее в учениях участвовали 2 ПЛ пр. 877, ракетный крейсер «Варяг» пр. 1164, эсминец «Быстрый» пр. 956, 2 МПК пр. 1124М («Метель» и «Кореец»), ракетные катера пр. 12411 (выполняли роль условного противника, наносящего удар по совместному десантному соединению), базовые тральщики пр. 1265, БДК «Пересвет» пр. 775, 10 самолетов, рота морской пехоты и 10 БТР-80 (на борту БДК). С китайской стороны в учениях принимали участие эсминцы «Шэньян» (пр. 051С) и «Тайчжоу» (пр. 956ЭМ), фрегаты «Линьи» и «Хэнян» (пр. 054А), десантные корабли «Чанбайшань» (ДТД пр. 071) и «Юньвушань» (ТДК пр. 072А), судно снабжения «Тайху», 2 бомбардировщика JH-7, 2 истребителя J-10 (самолеты принадлежали ВВС Шэньянского ВО и действовали с китайской территории), 3 вертолета Z-8J (на борту ДТД), рота морской пехоты с 14 БМП ZBD-05 и плавающими танками ZTD-05 (на борту ДТД и ТДК). 

Основным эпизодом учений стала высадка десанта на полуостров Клерк с российского БДК, китайских ДТД и ТДК, а также с российского самолета Ан-26 при поддержке китайских JH-7 и российских штурмовиков Су-25. Общая численность воздушно-морского десанта превысила 500 человек. Поскольку учения традиционно объявлены «антитеррористическими», для десанта была придумана откровенно абсурдная легенда: освобождение побережья, захваченного «террористами» с созданием «коридора» для эвакуации мирного населения из зоны контртеррористической операции. 

На многих граждан России высадка китайского десанта в районе Владивостока и заход после взлета с китайских аэродромов в воздушное пространство РФ боевых самолетов ВВС НОАК с выполнением бомбометания по российской территории произвели на них крайне неприятное впечатление. В связи с этим рядом наблюдателей проводились параллели с тесным взаимодействием военных СССР и нацистской Германии в 1939-41 гг. с хорошо известным трагическим исходом.

Необходимо отметить, что в 2015 г. не проводились традиционные учения «Мирная миссия» ни в одном из форматов (ни в российско-китайском, ни в рамках ШОС).

Монгольские военнослужащие на совместных учениях «Селенга-2015» 

ВС РФ провели в 2015 г. ряд совместных учений с ВС других стран.

Так, некоторые из кораблей ВМФ РФ, участвовавшие в первой фазе «Морского взаимодействия» (крейсер «Москва», МРК «Самум», БДК «Александр Шабалин») в начале июня приняли участие в российско-египетских военно-морских учениях «Мост дружбы – 2015», которые прошли у средиземноморского побережья Египта. Со стороны ВС Египта в них приняли участие фрегаты «Таба» и «Шарм-аль-Шейх» (оба типа «Оливер Перри» американской постройки), два ракетных катера, два истребителя-бомбардировщика F-16. Отрабатывалась защита морского судоходства. В первую очередь учения носили политический характер, символизируя значительное улучшение отношений между РФ и Египтом. 

Во второй половине августа в Забайкальском крае прошли ежегодные российско-монгольские учения «Селенга-2015», в которых приняли участие около тысячи военнослужащих. От ВВО ВС РФ были задействованы танковый батальон и ряд более мелких подразделений, до 90 единиц техники, в т.ч. штурмовики Су-25, ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые Ми-8. От ВС Монголии в учениях участвовала батальонная тактическая группа с 54 единицами техники (танки Т-72, БМП-1, БТР-70, РСЗО БМ-21). Формально учения были, разумеется, контртеррористическими, но фактически на них отрабатывался общевойсковой бой, при этом многое на них было впервые. Военнослужащие из Монголии впервые форсировали водную преграду. На «Селенге» впервые применялись беспилотные летательные аппараты  «Застава». Впервые для охраны и патрулирования полевого лагеря совместных войск были задействованы подразделения военной полиции ВВО.

В конце августа в Псковской области были проведены учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2015». В них приняли участие более 2 тыс. военнослужащих от всех шести стран ОДКБ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана). Было задействовано более 200 единиц наземной техники и до 40 самолетов и вертолетов. В ходе учений были отработаны вопросы  подготовки и проведения совместной операции по локализации вооруженного конфликта в целях сохранения суверенитета, защиты конституционного строя и восстановления территориальной целостности условного государства – члена ОДКБ. Военнослужащие шести государств совершенствовали взаимодействие при  ведении поисковых и засадных действий, выявлении и уничтожении иррегулярных вооруженных формирований, усилении охраны важных военных и государственных объектов, прикрытии государственной границы, обеспечении функционирования органов местной власти, проведении мероприятий по борьбе с наркотрафиком, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказании гуманитарной помощи населению. В ходе учений проводился комплекс исследований с участием специалистов и экспертов ведущих военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций Белоруссии, Казахстана и  России. Таким образом, в данном случае КСОР ОДКБ отрабатывали те задачи, для которых и предназначены – подавление внутренних антиправительственных выступлений в самих странах ОДКБ и подавление проникших в эти страны из-за рубежа радикальных террористических группировок. 

В начале сентября в Краснодарском крае были проведены российско-белорусско-сербские учения «Славянское братство – 2015». В них участвовали более 700 военнослужащих. От ВС России привлекался батальон 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии, более 20 самолетов и вертолетов, от ВС Белоруссии – две роты спецназа, от ВС Сербии – рота ВДВ. В рамках активной фазы учений было осуществлено массовое десантирование более 700 военнослужащих и 9 БМД-2 с высоты 800 метров. На полигон под Новороссийском было высажено 570 российских десантников,  около 60 сербских и более 70 белорусских. При этом сербские десантники впервые совершили десантирование с российских военно-транспортных самолетов Ил-76. Масштаб учений был невелик, они носили, в первую очередь, политический характер, смысл которого заключается в названии учений.

В первой половине сентября в Ленинградской и Псковской областях проводились российско-белорусские учения «Щит Союза – 2015». В них приняло участие более 8 тыс. военнослужащих, было задействовано более 400 единиц наземной техники, около 80 самолетов и вертолетов. В ходе учений отрабатывались вопросы ведения маневренной обороны и разгрома в ходе контрнаступления условных незаконных вооруженных формирований, предпринявших попытку дестабилизировать обстановку на территории Союзного государства. Особенностью учений стала отработка вопросов информационного взаимодействия штабов Союзного государства при проведении совместных боевых действий, сопряжения перспективных систем управления войсками и оружием.

В начале октября в Армении прошли учения «Нерушимое братство – 2015», которые, фактически, стали вторым этапом «Взаимодействия-2015». Вновь были задействованы контингенты всех шести стран общей численностью 600 чел. с 50 единицами техники. В ходе практических действий подразделения миротворческого контингента отработали практические навыки, которые им могут понадобиться при проведении миротворческой операции. Переброска российского миротворческого контингента общей численностью около 100 человек из состава 15-й мотострелковой бригады со штатной техникой и оружием  осуществлялась как своим ходом, так и пятью самолётами Ил-76 на расстояние более 1,5 тысячи километров.

Торжественное открытие российско-индийского учения «Индра-2015» 

В ноябре в Индии на полигоне Махаджан в штате Раджастхан прошли традиционные ежегодные российско-индийские учения «Индра-2015». В них участвовали по 250 военнослужащих с каждой стороны: батальонная тактическая группа 20-й мотострелковой бригады ЮВО ВС РФ и подразделения 13-го батальона гренадерского полка ВС Индии. В ходе учений военнослужащие двух стран обменялись опытом и отработали  взаимодействие при выполнении задач в ходе вооруженного конфликта, в частности, по охране важных государственных объектов, сопровождению колонн, уничтожению условных незаконных вооруженных формирований и освобождению заложников. В состав разведывательно-поисковой группы российского контингента вошёл индийский пехотный взвод, а в индийскую разведывательно-поисковую группу –  российский мотострелковый взвод. 

В декабре эти учения были дополнены военно-морскими учениями Indra Navy – 2015. С российской стороны в них приняли участие крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый», танкер и спасательное судно. С индийской стороны были задействованы ПЛ «Синдувир» (пр. 877), эсминец «Ранвир» (пр. 61М), фрегат «Саядри» (типа «Шивалик»), танкер, до 10 самолетов и вертолетов. В ходе активной фазы учения военные моряки двух стран провели тактическое маневрирование, защиту кораблей на незащищённом рейде, досмотровую операцию и обмен вертолётами. Были отработаны: совместная организация противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны; нанесение совместных артиллерийских ударов по морским и воздушным целям; стрельбы по условной подлодке реактивными глубинными бомбами.

Таким образом, в целом, объем военных учений, проводимых ВС РФ совместно с ВС других стран остался на прежнем уровне. При этом большинство учений, как и раньше, являлись не столько военным, сколько политическим мероприятием, призванным продемонстрировать тесные взаимоотношения России с соответствующей страной. Исключение составляют учения внутри ОДКБ и Союзного государства РФ и Белоруссии, в рамках которых отрабатываются вполне реальные сценарии. Это же можно сказать и о российско-монгольских учениях, малый масштаб которых объясняется лишь тем, что ВС Монголии объективно не способны выставить на них более крупный контингент.  

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
08 февраля 2016 11:28 1501
0
0