Центральный ВО
Центральный ВО
Главная / Военная аналитика / Россия / Центральный ВО / Центральная неопределенность
Центральная неопределенность

Создание новых военных округов привело к тому, что в центре страны (в реальном центре, а не в так называемой «Центральной России», являющейся, на самом деле, ее западной окраиной) возник округ, самый большой по территории, но самый слабый по военному потенциалу. Причем последнего он точно не заслуживает.

Центральный военный округ ВС РФ (штаб в Екатеринбурге) получился путем сложения Приволжско-Уральского и «старого» Сибирского ВО (под «старым» Сибирским подразумевается «новый» Сибирский минус бывший Забайкальский). Это единственный из четырех нынешних округов, не имеющий в своем составе флотских соединений.

ЦВО занял гигантскую территорию от Волги до Байкала, при этом группировка сухопутных войск и ВДВ округа весьма незначительна: 1 танковая, 7 мотострелковых, 1 десантно-штурмовая, 2 спецназа, 2 ракетные, 2 артиллерийские, 1 реактивно-артиллерийская, 3 зенитно-ракетные бригады, а также 5 баз хранения техники. К ЦВО также формально относятся российские военные базы в Таджикистане и Киргизии.

На вооружении этих соединений имеется 24 ПУ тактических и оперативно-тактических ракет (по 12 «Точка-У» и «Искандер»); более 500 танков Т-72; до 800 БМП-2 и БМД-2, свыше 300 БТР-80; свыше 500 САУ, около 250 буксируемых орудий, примерно 200 минометов, около 300 РСЗО (60 «Ураган», остальное – «Град»); около 300 ПТРК; до 250 ПУ ЗРК войсковой ПВО (С-300В, «Бук», «Тор», «Оса», «Стрела-10»), до 50 ЗРПК «Тунгуска», более 20 ЗСУ-23-4 «Шилка».

Кроме того, на территории ЦВО расположены две центральные базы резерва танков – в Верхней Пышме (Свердловская область) и Козульке (Красноярский край). На них хранится танков и другой бронетехники гораздо больше, чем состоит на вооружении регулярных частей округа.

Наземная ПВО округа составляет 6 зенитно-ракетных полков с ЗРС С-300П (по два в Поволжье и Восточной Сибири, по одному на Урале и в Западной Сибири). Учитывая размеры территории ЦВО, то даже с добавлением 3 зенитно-ракетных бригад сухопутных войск можно без натяжки сказать, что наземная ПВО здесь просто отсутствует.

Примерно такая же ситуация и с ВВС. В ЦВО имеется около 40 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и до 50 модернизированных перехватчиков МиГ-31БМ. Есть также полсотни ударных вертолетов Ми-24 и до 40 транспортных Ми-26 и Ми-8. Правда, на территории ЦВО дислоцированы организационно ему не подчиняющиеся авиабазы Дальней (стратегической) авиации в Энгельсе (здесь находятся, в частности, все бомбардировщики Ту-160) и Иркутске (с бомбардировщиками средней дальности Ту-22М3) и военно-транспортной авиации (с самолетами Ил-76) в Оренбурге.

ЦВО не граничит ни с каким потенциальным противником (не считая 40-километрового участка границы с Китаем в алтайской глуши), поэтому находится в глубоком загоне, что глубоко ошибочно. На самом деле, ЦВО служит естественным резервом для трех остальных округов (а также для ВС Казахстана и других стран – членов ОДКБ). Резерв уже сам по себе не может и не должен быть пренебрежимо мал, потому что очень часто именно он и решает исход войны. Но дело отнюдь не только в этом.

Надо иметь в виду, что размещение войск на территории ЦВО в значительной степени выводит их из-под возможного внезапного авиационно-ракетного удара с любого направления. Для России размеры ее территории являются важнейшим средством ПВО, причем воплощается это в наибольшей степени именно в Центральном округе. Отчасти этот фактор компенсирует почти полное отсутствие в этом округе настоящей ПВО. Размещение на его территории максимального количества сил и средств позволяет придать ВС РФ действительно оборонительную, а не псевдонаступательную конфигурацию (которую они почему-то имеют сейчас, при полном отсутствии намерений и возможностей наступать куда бы то ни было), одновременно обеспечивая возможность быстрого развертывания значительных сил на любом стратегическом направлении.

В нынешнем виде ЦВО в роли всеобщего резерва совершенно недостаточен, учитывая еще и крайнюю разбросанность его сил по гигантской территории. Например, в случае почти неизбежной экспансии талибов в Центральную Азию ЦВО оказывается практически бесполезен. Воевать на юг бывшего СССР заведомо отправятся части ВДВ из Пскова, Тулы и Иванова, т.е. с территории ЗВО, а не мотострелки из Самары, Чебаркуля и Юрги. А для спасения Казахстана (а, следовательно, и России – Западной Сибири, Урала, Поволжья) от вторжения Китая ЦВО можно считать просто несуществующим, настолько он слаб (особенно с учетом размеров обороняемой территории).

Таким образом, роль ЦВО в составе ВС РФ необходимо кардинально пересмотреть. Разумеется, следует заметно усилить его ПВО, потому что расстояния сами по себе не всегда являются панацеей. Тем более, что совершенно не прикрыты многие объекты промышленности (в т.ч. металлургии, энергетики, ВПК), инфраструктуры (Транссиб, в частности, начинается именно здесь) и даже нефтяные и газовые месторождения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Но и сухопутные войска и ВВС ЦВО также должны быть значительно усилены, причем ни в коем случае не за счет перевода частей из других округов, а за счет формирования новых частей и соединений с новой техникой. Именно части и соединения ЦВО должны первыми проходить перевооружение на новую технику и отрабатывать опыт ее эксплуатации. Т.е. ЦВО должен стать не только резервом, но и полигоном. Здесь же должны формироваться новые соединения "с нуля" как для самого ЦВО, так и для ВВО. И именно они обеспечат усиление ЗВО и ЮВО в том случае, если это усиление им понадобится. Сама по себе технология формирования новых частей и соединений также должна отрабатываться здесь.

Пока, к сожалению, признаков придания ЦВО новой, на самом деле центральной роли в ВС РФ не видно. Хотя личный состав его частей и соединений неизменно показывает высокую выучку и стратегическую мобильность на последних учениях ВС РФ, на самом деле демонстрируя роль округа как стратегического резерва. Возможно, это позволит ЦВО повысить свой статус «явочным порядком».

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
27 января 2014 11:09 2322
2
0