Комплектование ВС
Комплектование ВС
Как служить России?

Дискуссия о способе комплектования ВС РФ и связанных с ним социально-политических проблемах идет в нашем обществе постоянно, в т.ч. и на уровне регулярно возникающих законодательных инициатив. Автор данной статьи многократно высказывался на эту тему. В первую очередь о том, что для России категорически неприемлема «компактная профессиональная армия». Она не обеспечит обороноспособность страны ни с точки зрения размеров, ни с точки зрения мотивации. Опасна она будет только для своего населения, поскольку будет не народной армией (таковой может быть только призывная армия), а армией нанявшего ее режима.

Видимо, имеет смысл сформулировать целостную концепцию того, как, по мнению автора, должна выглядеть система комплектования ВС РФ.

1. ВС РФ комплектуются по призыву. Продолжительность срочной службы составляет 1 год. Этот срок, по-видимому, должен быть записан в Конституции. Его увеличение возможно только в случае крупномасштабной войны с объявлением всеобщей мобилизации.

2. Призыв является всеобщим. Отменяются любые квоты (региональные и, де-факто, национальные) и абсолютно все отсрочки, кроме медицинских. При этом и медицинские отсрочки должны сильно варьироваться в зависимости от воинской специальности (совершенно очевидно, что к десантнику и к оператору РЛС предъявляются совершенно разные требования с точки зрения состояния здоровья).

3. Лицо мужского пола, не получившее медицинской отсрочки и не прошедшее срочной службы, пожизненно лишается права работать в органах исполнительной, законодательной и судебной власти любого уровня, в любых силовых структурах, а также заниматься любой преподавательской деятельностью. Подоходный налог для него повышается (также пожизненно) до 30-40%. Возможно, что все эти положения (кроме повышения налога) следует распространить и на отцов тех, кто отказался служить.

4. Граждане РФ освобождаются от уголовной ответственности за отказ от прохождения срочной службы (за исключением случая всеобщей мобилизации).

Здесь необходимо пояснение. Пункт 3 не может быть принят без пункта 4. Поражение в гражданских и имущественных правах заменяет уголовное наказание, а не дополняет его. Человек получает право сделать вполне осознанный жизненный выбор: отслужить и иметь все права или не служить и лишиться некоторых прав, без которых, на самом деле, вполне можно прожить, причем очень даже неплохо. Эта альтернатива должна быть впервые доведена до подростка, получившего приписное свидетельство, затем повторяться ежегодно до достижения 18-летнего возраста. Затем человек начинает каждые полгода получать повестки до тех пор, пока он не явится на призывной пункт, либо пока ему не исполнится 27 лет (может быть, имеет смысл увеличить этот возраст до 30 лет). Если «роковой» возраст наступил, а человек служить так и не пришел, к нему автоматически применяется пункт 3.

5. Альтернативную службу, которая носит заявительный принцип, гражданин РФ проходит в ВС на вспомогательных должностях, не связанных с применением оружия и средств обеспечения. Там же служат те, кто по своим физическим и, главное, интеллектуальным качествам не могут получать доступ к вооружению и технике. Все лица, отслужившие на вспомогательных должностях без доступа к оружию, считаются прошедшими срочную службу. 

6. Служба в ВС другого государства не освобождает гражданина РФ от прохождения службы в ВС РФ. 

7. Прохождение службы по контракту возможно только для лиц, отслуживших полный срок по призыву. 

8. На должностях младших командиров и технических специалистов (сержантов и старшин) служат только контрактники, проходящие очень жесткий отбор с точки зрения интеллектуальных, физических, психологических и педагогических качеств и политических взглядов. Продолжительность службы на этих должностях составляет не менее 3 лет (не считая года по призыву). 

9. К поступлению в военный ВУЗ допускаются только лица, безупречно отслужившие не менее трех лет на должностях младших командиров и технических специалистов (сержантов и старшин). В связи с этим продолжительность обучения в военном ВУЗе для получения первичного офицерского звания и должности сокращается до 1-2 лет. По мере прохождения службы офицер регулярно проходит дополнительное обучение. 

10. Обучение в военном ВУЗе является бесплатным. После его окончания офицер обязан отслужить в ВС не менее 10 лет. В случае увольнения до этого срока по собственному желанию или дискредитирующим обстоятельствам, он обязан полностью возместить стоимость обучения в ВУЗе.

Разумеется, в ходе прохождения срочной и контрактной службы военнослужащий должен иметь нормальные бытовые условия (контрактник – еще и высокое денежное довольствие, превышающее среднюю зарплату по стране), быть избавлен от неуставных отношений и заниматься исключительно боевой подготовкой. Это настолько очевидно, что нет смысла делать данные положения пунктом 11.

Описанная система позволит не только избавиться от хамского термина «призывное рабство», но и, главное, сможет превратить армию из изгоя в элиту общества по примеру таких стран, как Израиль, Сингапур или Республика Корея. Она избавит армию от тех, кто не хочет служить, ВУЗы – от тех, кто пошел туда только за тем, чтобы «косить», а страну – от руководителей, которые не посчитали нужным ее защищать. Кроме того, она научит мужчин делать серьезный жизненный выбор и отвечать за него. При этом в данную систему вполне можно вписать созданные или создающиеся сейчас научные и производственные роты. 

 К сожалению, распространить данную систему можно только на лиц, которые к моменту ее утверждения достигли возраста не более 25 лет. Дело даже не в том, что закон, подразумевающий поражение кого-то в каких-то правах, не должен иметь обратной силы. Дело в том, что если пункт 3 применить к тем, кто легально получил отсрочку в связи с обучением в ВУЗе, мы обрушим всю систему власти и образования. Лица же в возрасте 18-25 лет еще успеют при желании отслужить. Именно для них следует увеличить максимально возможный возраст призыва до 30 лет, а затем не понижать его вновь, давая человеку максимум времени на раздумья. Введенная же недавно система службы студентов «4 раза по 3 месяца» является откровенной профанацией, не дающая возможности ни нормально учиться, ни нормально служить. Ее надо немедленно отменять.

Лет через десять после введения данной системы она будет казаться само собой разумеющейся, поскольку в максимальной степени отвечает государственным интересам и принципам социальной справедливости. Правда, только при условии, если она будет принята в целостном виде, а не путем выдергивания из нее отдельных положений, причем только тех, что имеют репрессивный характер. 



Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

25 мая 2015 13:28 1763
0
0