Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
Амбиции и позор

В ночь с 8 на 9 мая 1945 г., перед подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии, немецкий фельдмаршал Кейтель, войдя в зал, где должна была проходить данная процедура и, увидев там, кроме представителей Большой Тройки, еще и французского генерала, не удержался от фразы: «А что, французам мы тоже проиграли?».

Ирония Кейтеля была вполне законна. Франция в мае-июне 1940 г. потерпела от немцев сокрушительное поражение, после чего четыре года исправно на них работала. Местное сопротивление было, мягко говоря, немногочисленным, причем и оно состояло почти исключительно из советских солдат и офицеров, бежавших из немецкого плена, и местных евреев. Что касается собственно французов, то в войсках СС на Восточном фронте против СССР их сражалось, как минимум, вдвое больше, чем в рядах сопротивления против немецких оккупантов на родине. На сторону деголлевской «Свободной Франции» перешло не более 10% французских ВС в колониях, поэтому союзники без малейшего напряжения обошлись бы без французской помощи в деле разгрома Гитлера. Именно де Голль с его совершенно ошеломляющей энергией в одиночку «втащил» Францию в число держав-победительниц. От этого, однако, реальной победительницей она не стала. Из-за чего французам еще сильнее хотелось реабилитироваться в глазах самих себя и всего мира, а также реализовать традиционные для этой нации безразмерные амбиции. В частности – путем восстановления огромной колониальной империи. В итоге Франция ввязалсь в две большие колониальные войны, в ходе которых покрыла себя таким же «неувядаемым позором», как и во время Второй Мировой. Только здесь ей даже де Голль не мог помочь представить поражения победами.

Для начала Франция решила вернуть себе Индокитай (включал нынешние Вьетнам, Лаос и Камбоджу), который она после поражения от Германии без боя сдала Японии. За время японской оккупации здесь сложилось мощное партизанское движение, особенно сильным оно было во Вьетнаме. Партизаны действовали под коммунистическими лозунгами. Политическое руководство ими осуществлял Хо Ши Мин, военное – Во Нгуен Зиап, один из самых выдающихся полководцев ХХ века. К 1947 г. численность отрядов вьетнамских коммунистов составляла, видимо, около 100 тыс. чел. Французские войска здесь насчитывали примерно 115 тыс. чел., при этом техническое оснащение сторон было, разумеется, несравнимо. Впрочем, поскольку вьетнамцы воевали почти исключительно партизанскими методами, это было не главным. На стороне вьетнамцев было, во-первых, морально-психологичское превосходство, во-вторых, прекрасное знание местности и привычка к местным природным условиям, в-третьих, поддержка большинства населения. 

Глава независимого правительства Индокитая Хо Ши Мин

Боевые действия начались в конце 1946 г. В течение первых трех месяцев сложился традиционный для подобного типа войн расклад сил: французы контролировали города, основные дороги и морское побережье, партизаны – сельскую местность. Боевые действия шли почти исключительно на севере Вьетнама, на южную часть страны у коммунистов не хватало сил.

В октябре 1947 г. французы провели первую крупную операцию, в ходе которой попытались разгромить партизан. Поначалу они были в шаге от решающего успеха: воздушный десант высадился в районе штаб-квартиры партизан и чуть было не захватил Хо Ши Мина и Во Нгуен Зиапа. Не хватило всего нескольких минут. После чего парашютисты очень быстро оказались в окружении вьетнамцев. Две колонны сухопутных войск, шедших из Ханоя и Лангшона, вместо окружения партизан теперь должны были спасать парашютистов. Спасти их удалось, разгромить партизан, разумеется, нет. Затем последовало еще несколько операций, давших еще меньше результатов. Тем не менее, французы презирали противника и не очень напрягались по поводу того, что не могли его разгромить. Кроме того, они совершенно не пытались бороться за умы и сердца вьетнамцев, воспринимая их как не заслуживающих внимания дикарей.

Между тем, руководство партизан чрезвычайно активно и последовательно занималось военным строительством. С помощью Китая, который полностью перешел в 1949 г. под власть коммунистов, приобреталось оружие, налаживалось тыловое обеспечение, проводились организационные мероприятия, велась постоянная и очень интенсивная боевая и политическая подготовка. Строилась та армия, об которую сломают зубы американцы, а затем и поссорившиеся с Вьетнамом китайцы. Не менее активно велась работа с населением, чего французы делать даже не пытались. 

К концу 1949 г. вьетнамские партизаны, по сути, превратились в регулярную армию, в составе которой было сформировано пять практически полноценных пехотных дивизий численностью по 12 тыс. чел. в каждой. Им не хватало, правда, тяжелого вооружения, которое, в основном, ограничивалось 120-мм минометами. С другой стороны, отсутствие тяжелой техники в джунглях лишь повышало мобильность. 

В начале 1950 г. главной целью наступления вьетнамцев стали французские форты, расположенные вдоль границы с Китаем с целью блокировать поставки оттуда оружия партизанам (разумеется, эта задача не решалась). В феврале 308-я вьетнамская дивизия «потренировалась» на маленьких французских укреплениях в районе Лаокая, а в мае захватила крупный форт Донг-Ке. Правда, с помощью воздушного десанта французы его вернули, но в сентябре вьетнамцы захватили его вновь. В начале октября французы решили еще раз вернуть форт, задействовав для этого значительные силы: несколько батальонов марокканских стрелков, а также парашютный батальон Иностранного легиона, практически полностью укомплектованный немцами (бывшими эсэсовцами). Вообще, в тот момент Иностранный легион состоял, в основном, из эсэсовцев, французы прекрасно понимали, насколько эти проигравшие лучше воюют, чем сами «победители». При этом одновременно со штурмом Донг-Ке французы решили эвакуировать гарнизон Каобанга, поскольку осознали, что он превратился в заложника партизан. Мероприятие закончилось катастрофой. Силы, штурмовавшие Донг-Ке, погибли полностью (и немцы, и марокканцы). Затем была разгромлена и колонна, уходящая из Каобанга. Французы немедленно сдали и Лангшон, оставив там огромное количество оружия и боеприпасов. Общие потери французской армии составили не менее 6 тыс. чел. Вьетнамцы захватили весь север страны, а также множество полезнейших трофеев. К тому же граница с Китаем теперь была полностью открыта для поставок оружия из самой этой страны и из СССР.

В конце 1950 г. активные поставки оружия французам начали США. Вашингтону не нравилась колониальная политика Парижа, но вьетнамские коммунисты не нравились ему гораздо больше. Соответственно, во французских войсках во Вьетнаме начала быстро расти доля американской техники, более качественной, чем собственная.

В первой половине 1951 г. вьетнамцы начали крупномасштабную кампанию, целью которой был захват дельты Красной реки, т.е. Ханоя и Хайфона. Однако здесь французы обороняли достаточно небольшую компактную территорию, где можно было действовать по внутренним операционным линиям, при этом обладали, разумеется, абсолютным господством в воздухе. Кроме того, в некоторых случаях французские войска на суше могли получать огневую поддержку кораблей ВМС. Поэтому несколько наступательных операций вьетнамцев закончились провалом. В связи с этим французы сами решили перейти в наступление, что и было сделано в ноябре. Однако уже в декабре вьетнамцы нанесли контрудар. К этому моменту у них появились средства ПВО, коими они сбили до 10 французских штурмовиков. В итоге в феврале 1952 г. французы, потеряв не менее 5 тыс. чел., вынуждены были отдать ненадолго захваченную территорию. Перехватить инициативу французам не удалось. В отличие от вьетнамцев, они не учились на своих ошибках и не делали выводов из провалов. Это подтвердилось осенью 1952 г., когда французы провели крупномасштабное наступление с целью захвата партизанских баз снабжения. Удар пришелся в пустоту и не принес никаких результатов, при этом потери французов составили 1,2 тыс. чел. В апреле 1953 г. вьетнамцы провели успешный рейд в Лаос, разгромив несколько французских гарнизонов. Количество дивизий во вьетнамской армии достигло семи, Китай передал им значительное количество оружия, в т.ч. американского, захваченного в ходе только что закончившейся войны в Корее. 

Десант французских сил, 20 ноября 1953 года

Французы обязаны были защищать Лаос, исходя из политических соображений. В связи с этим у французского командования родилась идея вернуть форт Дьенбьенфу на северо-западе Вьетнама, который французские войска сдали без боя в конце 1952 г. Теперь предполагалось захватить его с помощью воздушного десанта и затем снабжать также по воздуху. Оказавшись в тылу у партизан, гарнизон Дьенбьенфу должен создавать им максимум проблем, блокировать их рейды в Лаос, а может быть даже привести их к полному поражению.

Десантная операция в Дьенбьенфу началась 20 ноября 1953 г. За два дня туда было выброшено 6 парашютных батальонов, которые выбили из Дьенбьенфу единственный оборонявший его вьетнамский батальон. Удалось привести в порядок взлетно-посадочную полосу, что позволяло перебрасывать в Дьенбьенфу из Ханоя (до него было около 300 км) людей и грузы посадочным способом. Затем 4 из 6 парашютных батальонов были возвращены в Ханой, зато на плацдарм переброшены 7 пехотных батальонов, артиллерийский дивизион и даже эскадрон легких танков (танки перевозили в разобранном виде). Но и вьетнамцы уже к концу декабря сосредоточили вокруг Дьенбьенфу три дивизии. При этом Во Нгуен Зиап продемонстрировал французам, насколько бесполезен захват Дьенбьенфу, организовав крупное наступление в Лаосе. Французы, в свою очередь, попыталиь наступать в центральном Вьетнаме, но их операция очень быстро захлебнулась. В феврале 1954 г. вьетнамцы провели успешное наступление на юге и западе основного оборонительного района французской армии, дельты Красной реки. Французы вынуждены были «раздергивать» силы на множество участков, вьетнамцы прочно владели инициативой.

Надежды французов на превосходство в воздухе также оказались иллюзорными. Они имели в Ханое 47 бомбардировщиков В-26, 45 штурмовиков, 32 истребителя, также выполнявших роль штурмовиков. Но из-за значительного удаления Дьенбьенфу от Ханоя штурмовики и истребители могли находиться над полем боя всего несколько минут, к тому же мощная ПВО, появившаяся у вьетнамцев, заставляла их атаковать с больших высот, что резко снижало эффективность атак. Транспортных самолетов у французов было 72 (43 С-119 и 29 С-47), но этого было недостаточно для эффективного снабжения гарнизона.

Вскоре французам стало еще хуже: в начале марта вьетнамцы атаковали аэродромы в районе Ханоя, где уничтожили 78 самолетов, в основном транспортных. Вокруг пладарма в Дьенбьенфу вьетнамцы разместили значительное количество артиллерии, которая начала практически безнаказанно расстреливать аэродром. В итоге вместо 200 т грузов в день гарнизон получал меньше 100 т, причем эта цифра постоянно уменьшалась. Происходящее очень сильно напоминало историю с армией Паулюса, окруженной в Сталинграде. Ее тоже очень долго пытались снабжать по воздуху с аналогичным результатом.

К середине марта вокруг Дьенбьенфу была сосредоточена 50-тысячная группировка вьетнамцев (четыре дивизии и два полка), имевшая не менее 120 орудий и минометов (включая, впрочем, и зенитные), а также несколько советских РСЗО БМ-13-16 («Катюша»). Артиллерия была расположена на господствующих высотах над французским плацдармом, при этом хорошо замаскирована в джунглях, для нее имелось огромное количество снарядов. Французы имели около 11 тыс. чел., 10 американских легких танков М24, более 30 орудий. На аэродроме базировались 6 американских истребителей F6F и 6 легких самолетов-разведчиков. Ни о каком сдерживании вьетнамцев и защите Лаоса французы уже не мечтали. Единственной их целью было продержаться до мая, начала сезона дождей. 

Вьетнамцы начали штурм Дьенбьенфу 13 марта 1954 г. Убийственный огонь вьетнамской артиллерии уничтожил значительную часть французских орудий и всю авиацию, а заодно и сам аэродром. После чего вьетнамские штурмовые подразделения начали захват французских укрепленных позиций. За первые пять дней были захвачены 3 из 11 основных французских укреплений. Французское командование категорически не хотело проигрывать и начало сбрасывать на плацдарм с самолетов не только грузы, но и новые парашютные батальоны, тем самым лишь увеличивая собственные потери. При этом во французских штабах начались открытые конфликты между генералами, которые не знали, как предотвратить надвигающуюся катастрофу. Они просили у американцев нанести массированный удар по вьетнамским позициям силами стратегической авиации и даже сбросить на вьетнамцев несколько атомных бомб, но американцы решили воздержаться от подобных шагов. Тем времененм гарнизон Дьенбьенфу дрался буквально «с отчаянием обреченных», к тому же дожди начались на месяц раньше, в апреле. Это несколько замедляло наступление вьетнамцев. Тем не менее, численность гарнизона и площадь плацдарма неуклонно сокращались. 7 мая вьетнамцы захватили центральный лагерь Дьенбьенфу. После этого последнее оставшееся к этому моменту французское укрепление подняло белый флаг.

В сражении за Дьенбьенфу вьетнамцы потеряли от 5 до 8 тыс. чел. убитыми. У французов убитых было 2,3 тыс., 11,8 тыс. оказались в плену, лишь 73 человека сумели прорваться к своим. Было сбито 64 французских самолета, потеряны вся бронетехника и артиллерия.

Разумеется, у Франции во Вьетнаме оставалась еще достаточно мощная группировка, но после Дьенбьенфу о продолжении войны не могло быть и речи. В июле 1954 г. были подписаны Женевские соглашения, по которым Вьетнам был разделен на Северный, где власть взяли коммунисты, и Южный, прозападный. Это искусственное разделение привело к Вьетнамской войне с участием США, но это уже другая история. Для французов всё закончилось предельно позорно, их общие потери в этой войне (включая колониальные войска) составили 75.867 чел. убитыми. Впереди у них была не менее позорная война в Алжире. ВС Вьетнама же именно тогда начали свое возвышение к нынешнему статусу сильнейших в Юго-Восточной Азии.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

14 октября 2016 15:11 1889
0
0